Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается анализ предпосылок появления общих компетенций в системе профессионального образования.
Ключевые слова: компетенция, общие компетенции, система образования, конкурентоспособность.
Современное отечественное образование находится на пути непрерывной модернизации. Значительные изменения касаются системы среднего профессионального образования. Перед колледжами ставится задача формирования специалиста, компетентного как в профессиональной, так и в социальной сфере, конкурентоспособного в жестких условиях рынка труда, творческого и мобильного в поиске решения проблем, физически здорового и обладающего качествами гражданина-патриота.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения (ФГОС СПО) ориентирован на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции узконаправлены, специфичны для каждой конкретной специальности, общие же компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования СПО.
Стандарты среднего профессионального образования нового поколения ориентированы на формирование специалиста в соответствии с требованиями работодателя, рынка труда и стандартов Worldskills. В этих условиях общие компетенции приобретают равнозначность по отношению к профессиональным, так как современному обществу нужен профессионал, владеющий не только суммой знаний, умений и навыков, но и мобильный рабочий, умеющий действовать в ситуации неопределенности, работать в команде, имеющий индивидуальный стиль деятельности, готовый к проявлению инициативы при решении профессиональных задач. Среднее профессиональное образование нацелено ориентировано не на содержание, а на конкретный результат. Поэтому все компетенции — как профессиональные, так и общие — рассматриваются с точки зрения применения в профессии и в повседневной жизни человека в целом.
К сожалению, долгое время формирование общих компетенций трактовалось как образовательный результат дисциплин общеобразовательного цикла. Но во ФГОС СПО любой специальности общие компетенции обозначены как составляющие профессиональных модулей. В настоящее время активно ведется разработка методического и практического материала по формированию общих компетенций будущего специалиста в рамках профессиональных модулей.
В период 1980–2000 гг., предшествующий появлению компетентностного подхода, общая направленность образовательных программ была больше теоретическая, практико-ориентированное обучение связано именно с появлением уже ФГОС-3.
Знания, умения и навыки были ориентированы, прежде всего, на содержание дисциплины, в рамках которой они развивались. Образование в соответствии с компетентностным подходом ориентируется на студентов, которых больше интересуют полученные знания не сами по себе, а тем, как знания помогут им в дальнейшей жизни. Именно польза для дальнейшей профессиональной деятельности служит таким студентам основным фактором мотивации к учебе. Компетентностный подход нацеливает не на большую информированность студентов, а на способность самостоятельно решать профессиональные задачи. То есть компетентностный подход приспособлен к тому, чтобы не столько давать не оторванные от жизни знания, сколько позволить научиться чему-то полезному (т. е. сформировать полезные компетенции). В этом смысле компетентностный подход вполне приемлем с точки зрения наиболее мотивированной части студентов. И именно такими являются общие компетенции — компетенции, направленные на эффективное поведение на рынке труда и в жизненных ситуациях в целом.
В период, предшествующий появлению компетентностного подхода, положительным явлением было развитие науки и теории в целом. Практико-ориентированная направленность современного образования привел к потере (не повсеместно) связи и с мировой наукой, и с реальной экономикой. На первом этапе перехода от ЗУНов к компетенциям учебные заведения были способны обеспечить некоторый общий культурный уровень студента, но не всегда способны подготовить востребованных специалистов. Но нацеленность на подготовку специалистов для реальной экономики — одно из заявленных направлений преобразований в последние годы.
Смена образовательной траектории связана прежде всего с исторической ситуацией в целом. После 1999 года динамично стала развиваться экономика, все сферы жизнедеятельности общества. Система образования была вынуждена успевать за изменениями рынка труда, подчиняться его условиям и законам. Требования работодателей перестали быть конкретными: специалист, подготавливаемый в профессиональной образовательной организации, должен был обладать широким спектром знаний, умений и навыков не только по профессии, но и в личностном плане. Именно этот широкий спектр ЗУНов и был преобразован в компетенции. Общие же компетенции суммировали в себе все необходимое для эффективного трудоустройства и восстребованности специалиста.
Назовем две самые характерные черты образования на основе компетентностного подхода: смена технологии обучения и изменение форм и процедур оценки результата освоения образовательной программы. Смена технологии подразумевает переход от репродуктивного характера процесса обучения, дающего некую сумму знаний, к инновационным методикам, позволяющим обучать способам мышления, развивать творческие способности, повышать профессиональное мастерство (свободное осуществление требуемой деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях) [1]. Результатом освоения основной образовательной программы (ООП) теперь является приобретение комплекса общекультурных и профессиональных компетенций вместо набора знаний, умений и навыков. прежде всего, с развивающейся в начале 2000-х годов идеи двухступенчатого образования (колледж-ВУЗ), которая находит свое применение лишь после 2010 года (не повсеместно).
Закономерность развития системы среднего профессионального образования в аспекте внедрения в него структуры компетенций связана с историей развития отечественного образования в целом.
Выше сказанное означает, что при поступлении в колледж (техникум, училище) студент на первых курсах осваивает программу 10–11 класса параллельно с предметами профессионального цикла.
Компетентностный подход постепенно делал систему образования более вариативной: стала внедряться технология модульного обучения, появилось разделение учебных часов на обязательные и вариативные части, учебные заведения получили больше свобод в составлении учебных планов и программ и т. д.
Проведенный анализ современных научно-педагогических представлений показал, что исследователи рассматривали проблему с разных сторон. Для более глубокого понимания современного состояния проблемы формирования общих компетенций необходимо рассмотреть ее исторический аспект.
Появление и развитие компетентностного подхода в России многие исследователи связывают с вхождением России в Болонский процесс в 2003 году. И хотя Болонский процесс был направлен, прежде всего, на систему высшего образования как единого европейского образовательного пространства, компетентностный подход вскоре стал основой и среднего профессионального образования. В настоящее время термин «компетенция» — ключевой в профессиональном образовании любого уровня, используемый при разработке профессиональных образовательных стандартов.
Внедрение в сферу среднего профессионального образования компетентностного подхода из системы высшего образования связано, прежде всего, с развивающейся в начале 2000-х годов идеи двухступенчатого образования (колледж-ВУЗ), которая находит свое применение лишь после 2010 года (не повсеместно).
Закономерность развития системы среднего профессионального образования в аспекте внедрения в него структуры компетенций связана с историей развития отечественного образования в целом.
Следует отметить, что компетентностный подход в системе среднего профессионального образования внедрялся параллельно с высшим образованием.
Компетентностный подход постепенно делал систему образования более вариативной: стала внедряться технология модульного обучения, появилось разделение учебных часов на обязательные и вариативные части, учебные заведения получили больше свобод в составлении учебных планов и программ и т. д.
Итак, предпосылками появления компетентностного подхода были знания, умения и навыки. Именно они фокусировали в себе то, что в государственных стандартах называется общими компетенциями.
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Реформирование в значительной степени коснулось системы среднего профессионального образования. Под влиянием Болонской концепции, нацеленной на внедрение компетентностного подхода и приведение к общему знаменателю системы высшего образования разных стран, данный подход нашел отражение и в системе СПО.