Контроль знаний обучающихся является важной составляющей процесса обучения, который должен давать информацию об уровне усвоения учебного материала. Правильно построенный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет педагогу оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на учебных занятиях.
Главным назначением контроля является установить «обратную связь» между преподавателем и обучающимися для определения динамики усвоенного материала. Многие исследователи данной проблемы, такие как Сластенин В. А., Калдыбаев С. К., Тельтевская Н. В., Игошин В. И., Бабанский Ю. К., констатировали то, что контроль знаний организуется с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий обучаемых, в соответствии с принципами, на которых построено обучение, и с конкретными целями и задачами образовательного взаимодействия.
Российская педагогическая энциклопедия приводит такое толкование термина: «Контроль знаний — это подсистема в рамках системы обучения в целом, имеющая собственный объект, свои методы, реализующие принадлежащие ей функции» [2, С.71]. Сластёнин В. А. раскрывает понятие «контроль знаний» как наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин [5, С.73]. Калдыбаев С. К. раскрывает данное понятие следующим образом: «Это выявление соответствия сформированного объема знаний обучающимися требованиям стандарта или программы, а также определения уровня владения умениями и навыками» [4, С.59]. Таким образом, контроль знаний, во всей своей совокупности, означает обнаружение, изменение и анализ знаний и умений обучающихся на основе проверки и оценивания.
В педагогике для наиболее полной и объективной информации об уровне подготовки выпускников, их профессиональной мобильности используются традиционные и инновационные формы контроля. Выбор форм контроля подчиняется ряду закономерностей, среди которых первоначальное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, особенности личности самого преподавателя [1, С.133].
Контроль может включать в себя разнообразные формы: экзамены, зачеты, устный опрос, контрольные работы, отчеты по производственной практике и т. д. Они различаются по своей логической и мотивационной нагрузке, по уровню, характеру учебной и познавательной деятельности, а также сущности в целом [5, С.76]. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.
В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования и осуществления контроля знаний. Для этого традиционных форм становится мало. В настоящее время благодаря стремительному развитию информационных технологий компьютеры стали необходимым инструментом не только в профессиональной деятельности и науке, но все чаще используются для получения образования и контроля знаний обучающихся. Традиционные тесты уступают место системе АИССТ -автоматизированной интерактивной системе сетевого тестирования, которая, к примеру, в нашем вузе является одной из основных форм промежуточного контроля знаний обучающихся.
По сравнению с традиционными формами, компьютерный (инновационный) контроль знаний, умений и навыков имеет ряд преимуществ: использование новейших методик проверки и оценки знаний студентов, современных информационных технологий, возможная адаптация к индивидуальным характеристикам обучающихся. Однако, применение компьютерных технологий в учебном процессе требует более четкого и однозначного определения целей контроля, отбора методического материала для оценки знаний и умений студентов, с учетом цели проводимой проверки, а также разработки модели оценки знаний.
Еще одним примером инновационной формы контроля знаний является портфолио [3, С.13]. Портфолио, как инновационная форма контроля, в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения. Портфолио является формой непрерывного анализа знаний в процессе образования, который смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
При всех положительных сторонах портфолио как имеет ряд недостатков. Во-первых, внедрение данной формы требует большой систематической работы преподавателей и студентов, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Во-вторых, портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценки. В-третьих, отсутствует четкая ориентация в оценке, высокий уровень ее субъективности.
Но вместе с тем портфолио дает новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения.
Контроль знаний имеет большое значение не только для обучающихся, но и для педагогов, поэтому он не может выступать в виде формального учета успеваемости. Его необходимо рассматривать как важнейшее звено целостного процесса усвоения профессиональных знаний, умений и навыков.
Контроль в педагогической науке — это обнаружение, изменение и оценивание знаний и умений обучающихся на основе проверки и анализа. Контроль как система способов получения информации о динамике показателей и качества профессиональной подготовки обучающихся, имеет своей целью повышение уровня знаний и улучшение качества учебно-воспитательного процесса.
Составной частью образовательной профессиональной подготовки является оценка общих и профессиональных компетенций. Она выполняет функцию контроля за получением образовательного результата — уровня сформированности компетенций в процессе освоения образовательной программы. Султанова Т. А., говоря о компетенциях как основных показателях качества образования, обращает внимание на следующее: «Результат современного образования предполагает не только определенный уровень сформированности предметных знаний, умений и навыков обучаемых, но и наличие целого спектра универсальных компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и т. д». [7, С.1].
Т. А. Султанова в статье «Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС» также обозначила: «Важным контролем качества обучения, являются оценочные средства. В качестве оценочных средств могут быть использованы не только задания, но и задачи, описывающие формы и процедуры, определяющие качество усвоения обучаемым учебного материала и уровень сформированности умений и навыков, и как следствие компетенций» [6, С.34].
Для наиболее успешного осуществления контроля важно правильно осуществлять анализ учебной деятельности, что позволит преподавателю наиболее объективно оценивать получаемые ими знания, а также оказывать необходимую помощь и добиваться поставленных целей [4, С. 57]. Благодаря оптимальному выбору того или иного вида контроля знаний, педагог сумеет определить динамику изменений качества знаний, умений и навыков обучающихся, а также выявить эффективность организуемого учебного процесса.
Таким образом, формы контроля знаний как способы осуществления обратной связи в процессе обучения применяются с целью получения данных об эффективности усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Формы контроля знаний многообразны. Они различаются по уровню, характеру учебной и познавательной деятельности, а так же сущности в целом. Грамотный выбор определенного вида контроля позволяет педагогу не только проверить уровень знаний, умений и навыков, но и развить интерес к своему предмету, избежать переутомления у обучающихся, развить их речевые и интеллектуальные способности.
Литература:
1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/Ю. К. Бабанский//- М.: Просвещение, -1985. — 208 с.
2. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия/В. В. Давыдов// — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — 608 с.
3. Игошин, В. И. Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения/В. И. Игошин// Методические рекомендации преподавателей Саратовского государственного университета.-2014.-33 с.
4. Калдыбаев, С. К. Качество образовательного процесса в структуре качества образования/С. К. Калдыбаев// Успехи современного естествознания. -2015.-№ 7.-С.90–97.
5. Сластенин, В. А. Педагогика/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов//- М.: Академия, — 2002. — 576 с.
6. Султанова Т. А., Каравайцева Ю. М. Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 34–36.
7. Султанова Т. А. К проблеме формирования системы оценки качества прогнозируемых результатов обучения школьников// Материалы международной научно-практической конференции. Оренбургский государственный университет. — 2016. — С. 1–7.