Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»)
Авторы: Плотникова Валентина Владимировна, Топор Анна Владимировна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 19.04.2017
Статья просмотрена: 256 раз
Библиографическое описание:
Плотникова, В. В. Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») / В. В. Плотникова, А. В. Топор. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12277/ (дата обращения: 18.07.2024).
В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».
Ключевые слова: краеведение, краеведческая работа, педагогические технологии, подготовка бакалавров по профилю «Начальное образование»
Сегодня, как никогда, актуален вопрос осуществления образования, основанного на возрождении исторической памяти, национально-патриотическом воспитании, воспитании любви к родному краю, его природе и культуре, формировании чувства ответственности за сохранение историко-культурного наследия.
Этой цели как нельзя лучше способствует «краеведение» принадлежащее, по мнению Д. С. Лихачева, «к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т. д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности» [6, с. 159].
Материалы, полученные в процессе краеведческих работ, обладают значительной воспитательной ролью, поскольку «краеведение гораздо более “воспитывающая наука”, наука, требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения» [6, с. 159].
Еще одной важной особенностью краеведения как науки является отсутствие в ней «двух уровней. Одного уровня — для ученых-специалистов и другого — для широкой публики. Оно существует постольку, поскольку в его создании и в восприятии (потреблении) могут принимать участие широкие массы. В этом отношении краеведение в системе наук занимает исключительное место... Краеведение может стать в той или иной местности самым массовым видом науки» [6, с. 160].
Рассматривая сущность данного понятия Л. В. Войтова отмечает, что в ходе исторического развития страны, смены эпох произошло формирование понятия краеведения, его внутренняя сущность зависела от постановки задач, которые краеведение призвано было решать в то или иное время. Изначально это было накопление и передача знаний о крае в виде сказов, былин и обрядов, затем посредством легендарных писаний отечественных и зарубежных книжников, летописей. Под краеведением понимали и собирание вещественных свидетельств прошлого, научное описание ландшафта, природы какого-либо края. Позже его признавали общественным движением, научной отраслью, инструментом образовательно-воспитательной работы в школе [2]. Д. Исламова считает, что краеведение «нельзя определить только как науку или даже как научную отрасль, хотя необходимо признать, что это базовая составляющая в понимании термина, ибо без знания края невозможна реализация ни одной функции краеведения, неполным будет понимание краеведения как инструмента преподавания и воспитания, а также как системы организаций и обществ по изучению местного края. Можно с уверенностью сказать, что краеведение стало весьма емким понятием и многообразным явлением общественной жизни» [3].
По нашему мнению, краеведение, как деятельность, в которой могут принимать участие люди всех возрастов (как высококвалифицированные ученые, так и ученики школ), представляется возможным использовать в нескольких аспектах при подготовке будущих педагогов:
‒ с целью изучения бакалаврами краеведческих особенностей региона, в котором происходит их подготовка (для расширения кругозора, научных знаний о животном и растительном мире, о быте, культурных традициях и т. д.);
‒ с методической точки зрения, поскольку в практической деятельности им предстоит организовывать эту работу с учащимися.
Осуществляя подготовку бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», оптимальным подходом для реализации выше перечисленных аспектов краеведческой работы считаем использование технологий при изучении таких дисциплин как: «Землеведение и краеведение», «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».
Проблема реализации педагогических технологий освещена Н. М. Борытко, Г. К. Селевко, В. И. Чупрасовой; в русле краеведческой работы рассматривается В. И. Курносенко, С. Н. Лисенковой, О. Л. Носковой.
Наибольший интерес, по нашему мнению, представляю игровые технологии, построенные по принципу квест-игры (англ. «quest» — поиск) [5]. В 90-х годах XX века компьютерные квест-игры были очень популярны во многих странах мира. Но постепенно их вытеснили другие компьютерные забавы, а квестообразные игры перекочевали на улицы. Подобные мероприятия многим напоминают некогда очень популярную масштабную, подвижную игру «Зарница».
Суть квеста заключается в получении новой информации путем решения головоломок, загадок на определенные темы. С этой целью разрабатываются маршруты экскурсии, на которой участники получают возможность изучить особенности родного края. Значительным преимуществом таких технологий является возможность использования нескольких форматов: с использованием транспорта, пешеходные, экстремальные, кабинетные, экскурсионные, познавательно-оздоровительные.
Объединяя информационные и игровые технологии, при проведении квестов кабинетного формата, мы имеем возможность демонстрировать:
‒ реконструкции событий,
‒ документальные фото и видео материалы,
‒ воспроизводить звуки природы,
‒ рассматривать какие-то объекты в увеличенном или уменьшенном масштабе и т. п.
Данный формат возможно использовать педагогам вуза в работе с бакалаврами при изучении материалов о родном крае, помимо этого он может быть изучен с методической точки зрения с целью дальнейшей реализации с учащимися начальной школы. Так же возможно использовать пешеходные, экскурсионные, познавательно-оздоровительные форматы.
Реализация таких технологий в рамках изучения дисциплин бакалаврами, дает возможность в дальнейшем подготовить их самих для р подобных видов деятельности с учащимися, воспитывая у подрастающего поколения интерес к прошлому через изучение культуры и быта народов родного края, знакомство с судьбами людей разных эпох. Дает возможность детям увидеть Родину, научиться ценить красоту ее природы, памятники культуры, уважать культуру и традиции народов, проживающих на ее территории.
Литература:
- Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)
- Войтова Людмила Владимировна Термины „краеведение» и „школьное краеведение»: понятийный аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/terminy-kraevedenie-i-shkolnoe-kraevedenie-ponyatiynyy-aspekt (дата обращения: 07.04.2017).
- Исламова Дания Сущность понятия «Краеведение» // Вестник ЧГАКИ. 2010. № 2 (22). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-kraevedenie (дата обращения: 07.04.2017).].
- Курносенко Виктория Ивановна Технология изучения природного краеведения с основами экологии // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-izucheniya-prirodnogo-kraevedeniya-s-osnovami-ekologii (дата обращения: 07.04.2017).
- Лисенкова Светлана Николаевна Краеведческая квест-игра: обучение и развлечение // Концепт. 2015. № S20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kraevedcheskaya-kvest-igra-obuchenie-i-razvlechenie (дата обращения: 07.04.2017).
- Лихачев, Д. С. Краеведение как наука и как деятельность / Д. С. Лихачев // Рус.культура. — М.: Искусство, 2000.
Ключевые слова
Педагогические технологии, краеведение, педагогические технологии, краеведческая работа, подготовка бакалавров по профилю «Начальное образование»Похожие статьи
Методические подходы к проведению тематических мероприятий...
родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт, образовательное учреждение.
Организация краеведческой работы при обучении бакалавров... Ключевые слова: краеведение, краеведческая работа...
Краеведческий принцип в преподавании всех курсов географии
Краеведение своим содержанием и приемами исследовательской работы в значительной
Краеведческий принцип необходим в преподавании всех курсов географии, но особенно в
Завершается краеведческая подготовка учащихся в VIII классе изучением регионального...
Становление краеведения в России как элемента педагогического...
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, краеведение, Российская империя, Россия, педагог
Для расширения знаний по истории родного края нами проводятся интегрированные уроки.
Краеведческий принцип в преподавании всех курсов географии.
Использование краеведческого материала на уроках и во...
родной край, школьное краеведение, поисковая работа, местный материал, краеведческая работа, краеведческая деятельность, исследовательская деятельность, духовная культура, Великая Отечественная война...
Содержание географической подготовки студентов-бакалавров...
Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на естественно-географическом факультете.
Не менее важную роль в формировании чувства патриотизма играет курс «Краеведение» – комплексная дисциплина, которая связана со многими науками.
Сущность и формы организации эколого-географического...
Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом.
Научно краеведение начало развиваться с середины XVIII века.
— подготовка организаторов краеведческой и экскурсионной работ.
Использование краеведческого материала в процессе обучения...
родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт, образовательное учреждение.
Похожие статьи. Интегрированный подход в изучении культуры родного края на уроках музыки.
Региональный курс географии в системе географического...
родной край, изучение, школьное краеведение, внеклассное краеведение, краеведческая работа, краеведческий материал, межпредметная связь физики, учащийся. Содержание географической подготовки студентов-бакалавров...
Изучение регионального компонента в школьном географическом...
Ключевые слова:география, краеведение, элективный курс.
Интегрированный региональный курс должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по
Содержание географической подготовки студентов-бакалавров...
Похожие статьи
Методические подходы к проведению тематических мероприятий...
родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт, образовательное учреждение.
Организация краеведческой работы при обучении бакалавров... Ключевые слова: краеведение, краеведческая работа...
Краеведческий принцип в преподавании всех курсов географии
Краеведение своим содержанием и приемами исследовательской работы в значительной
Краеведческий принцип необходим в преподавании всех курсов географии, но особенно в
Завершается краеведческая подготовка учащихся в VIII классе изучением регионального...
Становление краеведения в России как элемента педагогического...
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, краеведение, Российская империя, Россия, педагог
Для расширения знаний по истории родного края нами проводятся интегрированные уроки.
Краеведческий принцип в преподавании всех курсов географии.
Использование краеведческого материала на уроках и во...
родной край, школьное краеведение, поисковая работа, местный материал, краеведческая работа, краеведческая деятельность, исследовательская деятельность, духовная культура, Великая Отечественная война...
Содержание географической подготовки студентов-бакалавров...
Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на естественно-географическом факультете.
Не менее важную роль в формировании чувства патриотизма играет курс «Краеведение» – комплексная дисциплина, которая связана со многими науками.
Сущность и формы организации эколого-географического...
Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом.
Научно краеведение начало развиваться с середины XVIII века.
— подготовка организаторов краеведческой и экскурсионной работ.
Использование краеведческого материала в процессе обучения...
родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт, образовательное учреждение.
Похожие статьи. Интегрированный подход в изучении культуры родного края на уроках музыки.
Региональный курс географии в системе географического...
родной край, изучение, школьное краеведение, внеклассное краеведение, краеведческая работа, краеведческий материал, межпредметная связь физики, учащийся. Содержание географической подготовки студентов-бакалавров...
Изучение регионального компонента в школьном географическом...
Ключевые слова:география, краеведение, элективный курс.
Интегрированный региональный курс должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по
Содержание географической подготовки студентов-бакалавров...