Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 19.04.2017

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Плотникова, В. В. Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») / В. В. Плотникова, А. В. Топор. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12277/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».

Ключевые слова: краеведение, краеведческая работа, педагогические технологии, подготовка бакалавров по профилю «Начальное образование»

Сегодня, как никогда, актуален вопрос осуществления образования, основанного на возрождении исторической памяти, национально-патриотическом воспитании, воспитании любви к родному краю, его природе и культуре, формировании чувства ответственности за сохранение историко-культурного наследия.

Этой цели как нельзя лучше способствует «краеведение» принадлежащее, по мнению Д. С. Лихачева, «к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т. д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности» [6, с. 159].

Материалы, полученные в процессе краеведческих работ, обладают значительной воспитательной ролью, поскольку «краеведение гораздо более “воспитывающая наука”, наука, требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения» [6, с. 159].

Еще одной важной особенностью краеведения как науки является отсутствие в ней «двух уровней. Одного уровня — для ученых-специалистов и другого — для широкой публики. Оно существует постольку, поскольку в его создании и в восприятии (потреблении) могут принимать участие широкие массы. В этом отношении краеведение в системе наук занимает исключительное место... Краеведение может стать в той или иной местности самым массовым видом науки» [6, с. 160].

Рассматривая сущность данного понятия Л. В. Войтова отмечает, что в ходе исторического развития страны, смены эпох произошло формирование понятия краеведения, его внутренняя сущность зависела от постановки задач, которые краеведение призвано было решать в то или иное время. Изначально это было накопление и передача знаний о крае в виде сказов, былин и обрядов, затем посредством легендарных писаний отечественных и зарубежных книжников, летописей. Под краеведением понимали и собирание вещественных свидетельств прошлого, научное описание ландшафта, природы какого-либо края. Позже его признавали общественным движением, научной отраслью, инструментом образовательно-воспитательной работы в школе [2]. Д. Исламова считает, что краеведение «нельзя определить только как науку или даже как научную отрасль, хотя необходимо признать, что это базовая составляющая в понимании термина, ибо без знания края невозможна реализация ни одной функции краеведения, неполным будет понимание краеведения как инструмента преподавания и воспитания, а также как системы организаций и обществ по изучению местного края. Можно с уверенностью сказать, что краеведение стало весьма емким понятием и многообразным явлением общественной жизни» [3].

По нашему мнению, краеведение, как деятельность, в которой могут принимать участие люди всех возрастов (как высококвалифицированные ученые, так и ученики школ), представляется возможным использовать в нескольких аспектах при подготовке будущих педагогов:

‒ с целью изучения бакалаврами краеведческих особенностей региона, в котором происходит их подготовка (для расширения кругозора, научных знаний о животном и растительном мире, о быте, культурных традициях и т. д.);

‒ с методической точки зрения, поскольку в практической деятельности им предстоит организовывать эту работу с учащимися.

Осуществляя подготовку бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», оптимальным подходом для реализации выше перечисленных аспектов краеведческой работы считаем использование технологий при изучении таких дисциплин как: «Землеведение и краеведение», «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».

Проблема реализации педагогических технологий освещена Н. М. Борытко, Г. К. Селевко, В. И. Чупрасовой; в русле краеведческой работы рассматривается В. И. Курносенко, С. Н. Лисенковой, О. Л. Носковой.

Наибольший интерес, по нашему мнению, представляю игровые технологии, построенные по принципу квест-игры (англ. «quest» — поиск) [5]. В 90-х годах XX века компьютерные квест-игры были очень популярны во многих странах мира. Но постепенно их вытеснили другие компьютерные забавы, а квестообразные игры перекочевали на улицы. Подобные мероприятия многим напоминают некогда очень популярную масштабную, подвижную игру «Зарница».

Суть квеста заключается в получении новой информации путем решения головоломок, загадок на определенные темы. С этой целью разрабатываются маршруты экскурсии, на которой участники получают возможность изучить особенности родного края. Значительным преимуществом таких технологий является возможность использования нескольких форматов: с использованием транспорта, пешеходные, экстремальные, кабинетные, экскурсионные, познавательно-оздоровительные.

Объединяя информационные и игровые технологии, при проведении квестов кабинетного формата, мы имеем возможность демонстрировать:

‒ реконструкции событий,

‒ документальные фото и видео материалы,

‒ воспроизводить звуки природы,

‒ рассматривать какие-то объекты в увеличенном или уменьшенном масштабе и т. п.

Данный формат возможно использовать педагогам вуза в работе с бакалаврами при изучении материалов о родном крае, помимо этого он может быть изучен с методической точки зрения с целью дальнейшей реализации с учащимися начальной школы. Так же возможно использовать пешеходные, экскурсионные, познавательно-оздоровительные форматы.

Реализация таких технологий в рамках изучения дисциплин бакалаврами, дает возможность в дальнейшем подготовить их самих для р подобных видов деятельности с учащимися, воспитывая у подрастающего поколения интерес к прошлому через изучение культуры и быта народов родного края, знакомство с судьбами людей разных эпох. Дает возможность детям увидеть Родину, научиться ценить красоту ее природы, памятники культуры, уважать культуру и традиции народов, проживающих на ее территории.

Литература:

  1. Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)
  2. Войтова Людмила Владимировна Термины „краеведение» и „школьное краеведение»: понятийный аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/terminy-kraevedenie-i-shkolnoe-kraevedenie-ponyatiynyy-aspekt (дата обращения: 07.04.2017).
  3. Исламова Дания Сущность понятия «Краеведение» // Вестник ЧГАКИ. 2010. № 2 (22). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-kraevedenie (дата обращения: 07.04.2017).].
  4. Курносенко Виктория Ивановна Технология изучения природного краеведения с основами экологии // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-izucheniya-prirodnogo-kraevedeniya-s-osnovami-ekologii (дата обращения: 07.04.2017).
  5. Лисенкова Светлана Николаевна Краеведческая квест-игра: обучение и развлечение // Концепт. 2015. № S20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kraevedcheskaya-kvest-igra-obuchenie-i-razvlechenie (дата обращения: 07.04.2017).
  6. Лихачев, Д. С. Краеведение как наука и как деятельность / Д. С. Лихачев // Рус.культура. — М.: Искусство, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): краеведение, краеведческая работа, родной край, интегрированный курс, Методика преподавания, наука, научная отрасль, подготовка бакалавров.

Ключевые слова

Педагогические технологии, краеведение, педагогические технологии, краеведческая работа, подготовка бакалавров по профилю «Начальное образование»

Похожие статьи

Организация научно-исследовательской работы магистрантов педагогического образования (на примере магистерской программы «Социальная безопасность в городской среде»)

Статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01. Педагогическое образование, магистерская программа «Социальная безопасность в городской среде» на кафедре социальной безопасности...

Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности

В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»

В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...

Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету

В статье рассматривается методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», рассмотрен курс по выбору ...

Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...

Методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования

Авторы статьи дают методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» учебного предмета химия в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования. Используются задания различных технологий, основанн...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Похожие статьи

Организация научно-исследовательской работы магистрантов педагогического образования (на примере магистерской программы «Социальная безопасность в городской среде»)

Статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01. Педагогическое образование, магистерская программа «Социальная безопасность в городской среде» на кафедре социальной безопасности...

Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности

В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»

В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...

Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету

В статье рассматривается методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», рассмотрен курс по выбору ...

Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...

Методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования

Авторы статьи дают методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» учебного предмета химия в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования. Используются задания различных технологий, основанн...

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.