Статья посвящена анализу методической литературы по проблеме применения регионального материала на уроках истории.
Ключевые слова: краеведческий материал, уроки истории.
О возможности и даже необходимости широкого применения педагогами краеведческого материала на уроках писал ещё в XVIII веке Я. А. Коменский. Также в разное время на особую значимость краеведения как средства формирования личности обращали внимание зарубежные педагоги и просветители А. Дистервег, Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо. В нашей стране вопрос об использовании местного материала в рамках педагогического процесса поднял впервые М. В. Ломоносов. Великий ученый писал о педагогической ценности, которую несут для учащихся сведения о своей малой родине. Позднее эту идею развивали и обосновывали В. Ф. Зуев, Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович [7; с. 66–67].
Со второй половины XIX века педагогическое сообщество России активно обсуждает вопрос об использовании краеведческих вставок в процессе обучения. В 60-х годах по предложению экспертного педагога Министерства народного просвещения Российской империи Н. Х. Весселя в школьный курс вводится предмет под названием «отчизноведение», который включал местную географию и историю края. Один из ведущих педагогов того времени К. Д. Ушинский поддержал и развил данное предложение. Педагог считал, что фундамент патриотического воспитания молодого подрастающего поколения заключается, прежде всего, в любви к малой родине. В последствие появились первые письменные работы по данной проблематике. Авторами таких методических рекомендаций по отечественному краеведению стали Н. Х. Вессель и К. Д. Ушинский. Н. Х. Вессель написал статью под названием «Местный элемент в обучении», которая была издана в 1862 году. В 1864 году К. Д. Ушинский выпустил книгу для обучающихся «Родное слово». В нее он включил свои рекомендации по применению краеведческого материала учителем. Позднее в 1914 году историк В. Я. Уланов издаёт свой труд «Опыт методики истории в начальной школе», в которой впервые был использован термин «краеведение». С начала XX века понятие «краеведение» становится актуальным для педагогической мысли [3; с. 943].
На территории современной Курской области краеведческая деятельность и, в частности, использование местных материалов также активизируется к началу XX столетия. Здесь следует упомянуть таких педагогов, как Е. И. Резанова, Г. И. Булгаков, которые входили в состав Курской ученой архивной комиссии, открытой в 1903 году. Члены этой комиссии занимались исследованиями в области археологии и этнографии, поиском сведений по истории края с древнейших времен [2].
Вектор развития советской новой школы определила «Декларация о единой политехнической школе» в 1918 году. Педагогический фундамент советской краеведческой работы заложили Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, Л. П. Пинкевич и другие. После установления советской власти краеведческая работа в стране продолжается. Учёные, педагоги, исследователи собирали факты, устные предания, оставшиеся материальные сведения и документы о крае. Однако необходимо было все эти разрозненные материалы привести в единую логическую систему, чтобы в дальнейшем использовать на практике, в том числе и на уроках в школе [3; с. 944].
В 1923 году стало функционировать Курское губернское общество краеведения, задачами которого было изучение природы, ресурсов и истории края. При обществе открылась и педагогическая секция [2].
В начале 30-х гг. XX в. ситуация коренным образом меняется: краеведческая деятельность запрещается, начинаются гонения на краеведов. В этот период большее внимание уделялось изучению истории местных заводов и фабрик, совхозов и колхозов. В 1937 году Курское краеведческое общество было упразднено, многие местные активисты были репрессированы [2].
В годы Великой Отечественной войны поисковая краеведческая работа активизируется. Это было связано с тем, что необходимо было собирать материал об участии регионов в борьбе против немецких оккупантов. На уроках истории курские учителя активно применяют сведения о жизни в немецком тылу, организации сопротивления населения немецко-фашистским захватчикам и об освобождении Курского края. В послевоенное время и вплоть до развала СССР историческому краеведению уделяется достойное внимание. Появляются учебники по истории, родному языку, географии, естествознанию, где все больше и больше применяют элементы краеведения. В 70–80-е гг. прошлого столетия огромную популярность в школах, помимо использования краеведческих вставок на уроках, получают факультативы и семинары по краеведению. В ходе школьной краеведческой деятельности учащиеся писали глубокие по содержательной части исследовательские работы, используя результаты изучения истории своего родного края [3; с. 944].
Кроме того, в это время создаются пособия по краеведению. Одно из самых популярных пособий для учителей — это «Методика историко-краеведческой работы в школе» Н. С. Борисова. В нем детально разбираются виды исторических источников по изучению края, приводятся методы поиска и обработки этих источников. Особенное внимание уделяется такому методу, как экскурсия, поход по местам боевой и трудовой славы. Описываются приемы их проведения, алгоритм сбора материала, оформления экспозиций из собранных экспонатов. Также в пособии содержится информация о том, как можно эффективно использовать краеведческий материал на уроках отечественной истории. Перечисляются различные формы подачи материала: полностью краеведческие уроки, уроки — экскурсии, уроки в школьном музее и так далее. Важно, что приводится не только теория, но и примеры таких уроков. Но, тем не менее, автор не уделяет должного внимания таким формам проведения занятий, как нетрадиционные уроки [1; с. 49–70].
Еще одним методическим пособием для учителя является работа редакции А. В. Даринского под названием «Краеведение». Автор труда обосновывает важность ведения краеведческой деятельности в школе, в частности и исторического краеведения. Также подробно в пособии разбираются краеведческие источники: библиографические, статистические, архивные и другие [6; с. 54–68].
Также полезной оказалась работа Г. Н. Матюшина «Историческое краеведение». В учебнике рассматриваются такие вопросы, как появление и развитие исторического краеведения как научной дисциплины, классифицируются источники исторического краеведения, описываются основные методы и приемы использования регионального материала на уроках истории и во внеурочной работе [10; с. 17–105].
В настоящее время существует лишь несколько научных статей, посвященных использованию краеведческого материала на уроках истории России. Здесь следует выделить работы Е. В. Головня, Л. А. Ковпак, в которых раскрывается значение и формы применения краеведческого материала на уроках истории [4; 8]. В других трудах, касающихся краеведения, содержатся лишь отрывочные сведения по данной проблематике, которые затрагивают определенный аспект использования региональных материалов: роль краеведения для воспитания личности, формы применения — урок-экскурсия, поход в музей или урок с элементами краеведения. В общих пособиях по педагогике кратко упоминается о возможности использования краеведческих вставок на уроках [10; 11].
Таким образом, печатных материалов о применении краеведческого материала на уроках истории в школах Курской области не существует, поэтому, в первую очередь, необходимо создать теоретическую базу для уроков истории.
Литература:
1. Борисов Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982. С. 49–70.
- Бугров, Ю. Страницы истории курского краеведения // Курск дореволюционный [Электронный ресурс] www.old.kurskcity.ru (Дата обращения 12 июня 2018 г.).
- Гемранова А. Д. Становление краеведения в России как элемента педагогического воспитания подрастающего поколения // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 943.
- Головня Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый. 2016. № 5.6. С. 29–31.
- Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005. № 6. С. 19–23.
- Даринский А. В. Краеведение. М., 1987. 159 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 378 с.
- Ковпак Л. А., Шолохова Т. В. Использование краеведческого материала на уроках истории и литературы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 37–39.
9. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2108 «История». М.: Просвещение, 1987. 207с: ил.
10. Остапец A. A. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. M., 1985. С. 44–49.
11. Работа со школьниками в краеведческом музее. Учебно-методическое пособие, под ред. Н. М. Ланковой. М.:Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г. С. 84–113.