В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании м отивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.
Ключевые слова : история, математика, урок, кружок, сообщение, реферат, семинар, викторина, старинные задачи, газета.
Формы образовательной деятельности, которые могут расширить и углубить знания за счет ознакомления с историческими материалами, хорошо известны. В первую очередь это урок как основная форма организации образовательной деятельности с учащимися, далее математические кружки, наконец, внеклассные мероприятия: историко-математические вечера, математические олимпиады и так далее.
Для того чтобы лучше понять, как учитель, желающий преподнести материал, связанный с историей развития математики, нужно рассмотреть краткий разбор каждой из перечисленных форм учебно-воспитательной работы с позиции изучаемой проблемы.
Поскольку известно, что урок является наиболее важной организационной формой обучения, значит одной из форм введения историзма является передача этой информации в классе.
Известно, что урок является основной организационной формой обучения, поэтому одной из форм введения историзма является сообщение этих сведений на уроках.
Информация из истории математики, сообщаемая на занятиях в связи с программным материалом, может быть двоякой:
а) сведения, именно не связанные содержанием урока, но используемые педагогом для учебно-воспитательных целей (сведения из биографии ученых, из истории многих математических открытий).
б) сведения, конкретно связанные с содержанием урока (те сведения, которые настоятельно просят больше основательного и ясного осознания программного материала).
Учителю нужно заблаговременно квалифицировать объем информации, сообщаемой на уроке, и применить материалы из истории математики в конкретных «рамках».
Размер материала ориентируется исходя из надлежащих суждений:
а) связь предоставленного материала с материалом урока;
б) время, отводимое на сведения;
в) степень подготовки учеников;
г) возраст учащихся.
Эффективность применения исторической информации во многом находится в зависимости от ее содержания. Содержание этой информации может варьироваться. Тут надо принимать во внимание возрастные особенности учеников, подготовку учеников к восприятию данного материала, образовательное и воспитательное значение материала.
В случае если выражать главные запросы к содержанию исторического материала на уроке, то они станут смотреться следующим образом:
а) соотношение уровню познаний учеников и их возрасту;
б) поддержка при усвоении программного материала;
в) сжатость;
г) научно-выверенная правильность.
Исходя из этого, следует заявить, что учитель всегда должен обладать достаточно обширной информацией из истории математики, чтобы использовать ее в нужный момент. Выбор формы передачи этой информации должен быть сделан педагогом в связи с темой урока, в зависимости от уровня интереса, математической подготовки ученика. На уроках вы можете предлагать различные формы работы.
- Решение задач из традиционных и старинных сборников.
- Очень могут быть полезными и наглядные пособия в виде схем, рисунков, хронологических таблиц, чертежей, портретов выдающихся математиков.
- Исторические обзоры по отдельным задачам в облике краткой беседы.
- Отдельные исторические замечания при рассмотрении программного материала или же при решении задач.
- Наиболее ценным методическим способом считается проблемное изложение. Изучение нового материала нужно начинать с постановки проблемы, логически вытекающей из ранее изученного и ведет к необходимости более высокой ступени познания окружающего мира. Такой подход к подаче исторического материала вызывает большой интерес у учеников к изучению математики.
- Для освещения наиболее важных исторических тем чаще всего используется форма рассказа. Составляющие лекционного изложения возможность использовать уже в 7–8-х классах.
- Важность самостоятельной и исследовательской деятельности учеников велика. Знакомство с историческими материалами подразумевает непосредственное участие самих учащихся в данной работе. И тут уместно будет указать всевозможные формы вовлечения их в данную работу.
(1) Семинары посвящены рассмотрению и знакомству с историей и развитием определенных задач. Данная форма включает в себя самостоятельную подготовку учеников к сообщениям и содействует развитию способностей учеников. Она предполагает формирование умения искать необходимую информацию и ее анализ, обобщение полученной информации и умение донести их до одноклассников в доступной форме.
(2) Прослушивание и рассмотрение нескольких докладов, объединенных общими идеями, — это не что иное, как урок — конференция.
(3) Еще одной формой мастерства для учеников, изучающих историю математики, является их активное участие в художественном оформлении данных уроков. Это включает в себя и выполнение всевозможных наглядных пособий с красочными рисунками и чертежами, ведение исторического календаря, размещение списка литературы по истории математики на эту тему, публикацию стенгазеты с историческими фактами, интересными старинными задачами.
Продолжая разговор, хочу немного сказать о месте вводимого исторического материала в тематическом планировании уроков. Он может быть как частью уроков, так и материалом целого урока. Учитель может подготовить лекцию по определенной теме. Это дает возможность более связано преподнести материал, что способствует ясному пониманию истории вопроса.
На занятиях в математических кружках историческому аспекту математики уделяется большее внимание, чем на уроке, так как на них рассматривается меньше вопросов, но они рассматриваются более глубоко. Степень включенности исторических сведений в различные темы может меняться от эпизодических упоминаний о фактах и личностях до изложения темы в плане ее последовательного исторического развития. Не все темы представляют в этом отношении равные возможности. Но, во всяком случае, нельзя недооценивать как педагогического (повышение интереса к предмету), так и методологического (указание роли практики в постановке теоретических задач, разъединение сил, движущих развитием научного знания) влияния исторических сведений на формирование мировоззрения и развития мышления учащихся.
К оставшимся формам учебно-воспитательной работы в школе, дающим возможность приобщить учащихся к истории математики, можно отнести:
— историко-математические вечера;
— недели математики;
— математические олимпиады;
Позволю в общих чертах остановиться на некоторых важных рекомендациях по проведению этих мероприятий.
Историко-математический вечер и математическая олимпиада могут стать составными частями недели математики. Здесь учителю понадобится вся его фантазия и немалые организаторские способности, от этого в немалой степени зависит успех проводимых мероприятий.
Историко-математические вечера и олимпиады включают в себя математические викторины. Викторина — это одна из форм организации состязания, соревнование между командами, между отдельными участниками. Соревнование в форме викторины позволяет выделить лучшего знатока истории математики, лучшего по решению старинных задач. Если викторина проводится между классами школы, то в результате ее проведения можно выделить лучший класс. Участникам предлагается либо система вопросов, либо задач и примеров. Учащиеся в добровольном порядке решают задачи, примеры, отвечают на вопросы в устной и письменной форме, сообщают результаты.
Организация викторины требует не так уж много времени. Викторины могут проводиться и внутри класса. Участие в викторине добровольное, но каждый конкурс всегда что-то добавляет в «копилку» каждой участвующей команды.
Викторины проводят с целью повышения интереса учащихся к математике, к ее истории как одной из самых древних наук, для выявления любителей математики с последующим привлечением их в математические кружки, где они могут проявить свои способности.
В викторине должны быть вопросы различной сложности, чтобы в ней могло участвовать большинство учащихся. Ответ на каждое задание должен быть оценен определенным количеством очков.
Использование форм учебной деятельности, позволяющих привлекать исторический материал при обучении математике, не исчерпывает всех возможностей работы с учащимися. Изыскать эти возможности и поставить на служение развития мировоззрения и мышления учащихся, расширения их кругозора через исторический материал — в этом и заключается талант настоящего учителя.
Литература:
- Глейзер Г. И. История математики в школе IV — VIкл.: пособие для учителей/ Г. И. Глейзер. М.: Просвещение, 1981. — 239 с.
- Глейзер Г. И. История математики в школе: IX — Xкл.: пособие для учителей/Г. И. Глейзер. — М.: Просвещение, 1983. — 461 с.
- Депман И. Я. Рассказы о математике/ И. Я. Депман. — М.: Просвещение, 1989. — 144 с.