Формы и методы использования истории математики на уроках и факультативных занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 14.06.2017

Статья просмотрена: 875 раз

Библиографическое описание:

Никотина, О. А. Формы и методы использования истории математики на уроках и факультативных занятиях / О. А. Никотина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 121-122. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44493/ (дата обращения: 21.11.2024).



Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не нов. Даже в конце XIX века это обсуждалось на съездах учителей математики. Ему были посвящены специальные работы российских и зарубежных ученых и методистов.

Из анализа школьных учебников по математике и учебной методической литературе следует, что современные учащиеся имеют возможность познакомиться с историей появления основных математических понятий, с жизнью и работой великих ученых-математиков.

Тем не менее, выпускники школ с трудом понимают, что математика как наука — постоянно развивающаяся сфера человеческой деятельности, что она тесно связана с практикой и с другими науками.

В этой связи очень важно организовать учебный процесс, чтобы учащиеся, получив знания, имели возможность стать свидетелями и соучастниками рождения и развития многих математических концепций и идей, увидеть различные связи математики и рассматривать эту науку как феномен всеобщей человеческой культуры.

Для этого необходимо провести продуманное плановое использование учителем фактов из истории науки и их тесное взаимодействие с систематическим представлением программных материалов.

Знакомство учащихся с историей математики должно проводиться как на уроках, так и во внеучебных мероприятиях. Ключом к успеху является умелое использование элементов истории математики таким образом, чтобы они органически сливались с представленным фактическим материалом. Если мы начнем эту работу с 6-го класса и продолжим проводить ее систематически, то со временем исторический элемент станет необходимой частью урока для самих учеников.

Сообщение сведений об истории математики в школе должна использоваться в форме систематических знаний. Исторические факты служат средством обогащения содержания школьного курса и положительно влияют на возникновение и развитие интереса к предмету. При правильной формулировке дела информация из истории науки может сыграть важную положительную воспитательную роль. Во-первых, с их помощью можно показать, что наука возникает и развивается под влиянием практической деятельности человека. Во-вторых, жизнь и работа многих математиков могут служить примером бескорыстного служения их делу, любви к Родине и содействия воспитанию этих качеств у школьников. В-третьих, рассказы о роли отечественных математиков в развитии науки служат основой для обучения студентов о чувствах национальной гордости и рассказов о зарубежных математиках — для укрепления уважения к людям из других стран.

Информация об истории математики сообщается либо в виде кратких фактов (например, тех сносок, которые помещаются на страницах в учебнике после изучения каждой главы), либо в виде исторических ссылок, сообщение которых на этом уроке может быть затрачено 5–10 минут. Более подробные обобщения истории (15–20 минут) допускаются на заключительных уроках, когда изучение материала программы завершается, оценки подвергаются.

Экскурсии в историческое прошлое оживляют урок, дают разрядку психического стресса, повышают интерес к изучаемому материалу и способствуют его устойчивой ассимиляции.

Основной формой введения исторического материала является представление исторической информации на уроке. Затраты нескольких минут урока по историческим отступлениям окупается увеличением интереса к науке, отражающим отдельные факты. Независимо от формы передачи исторической информации (короткая беседа, экскурсия, лаконичная ссылка) используемое время не может считаться потерянным напрасно, если учителю удалось представить исторический факт в тесной связи с теоретическим материалом, изученным на уроке.

Использование элементов истории математики на уроках обобщения пройденного материала, способствует повышению интереса учащихся к таким урокам.

Чтобы избежать перенасыщения информации, достаточно ограничить исходную информацию из истории математики, связанной с программным материалом. На первый взгляд кажется трудным найти в уроке время, необходимое для знакомства с историческим материалом. Вопрос о формах использования элементов истории математики в уроках почти полностью подчинен главному вопросу — связи математики, изученной в школе, с историей науки.

На уроках вы можете вести беседы с историческим содержанием, которое будет использоваться вместе с изучением материалов программы. В среднем на каждые шесть уроков есть один разговор. Разговоры не должны проводиться на каждом уроке, так как материал может казаться чрезмерным и утомительным. Термин «разговор» следует понимать как сообщение, нечто вроде фактов из истории математики, которые могут быть представлены студентам в виде истории, сопровождаемой исторической ссылкой.

Ознакомление с элементами истории развития математики может быть осуществлено:

1) включением в объяснение нового материала отдельных элементов из истории развития математики;

2) проведением разнообразной внеклассной работы.

Исторический материал можно использовать на любом этапе урока. Иногда полезно дать эту информацию, прежде чем объяснять новый материал, иногда органически связывать его с определенными вопросами темы урока, а иногда и дать как обобщение или краткое изложение изучения какого-либо раздела, темы математический курс.

В первом случае историческая информация поможет лучше мотивировать влияние новой темы и нового раздела, что вызовет у учащихся интерес к их изучению.

Однако для того, чтобы сделать более глубокие обобщения и выводы мировоззренческого характера, следует сообщать историческую информацию при фиксации или повторении предмета или главы.

В то же время можно выделить этапы исторического развития теории и сообщить информацию о работах и деятельности ученых, которые сделали первые шаги в развитии теории и тех, кто, обобщив работу своих предшественники, создали эту теорию. При обмене историческими материалами также можно использовать подход к проблеме. Объяснение нового материала может начаться с формулировки проблемы, которая логически вытекает из предыдущей и приводит к необходимости более высокой стадии познания. Такой подход к получению исторического материала вызывает большой интерес учащихся к математике.

В ходе урока сами учащиеся могут участвовать в передаче биографических данных и творческой деятельности конкретного ученого. Опыт показывает, что даже те, кто не особенно интересуется математикой, с удовольствием берутся за подготовку сообщений на исторические темы.

Чтобы приучить учащихся к независимости, материал сообщений должен постепенно усложняться. Итак, сначала ученику может быть предложен готовый речевой текст, тогда вы можете называть его предметом сообщения и рекомендованной литературы со страницами в нем, чтобы он мог сам написать текст. После того, как учитель проверит составленный текст, ученик может выступить с подготовленным сообщением в классе.

При выборе исторического материала необходимо следовать программе по математике. Выбранный материал должен отражать базовые знания о развитии математики как науки. При представлении исторического материала необходимо учитывать возраст учащихся, уровень развития их мышления и подготовку к восприятию представленных знаний.

Исторический материал не следует пересказывать, а умело вплетать в программный материал и использовать его в воспитательных и образовательных целях. Исторический материала, используемый на уроках, не должен быть большим по объёму, чтобы не превращать уроки математики в уроки истории.

Отбирая для урока биографические данные учёного, целесообразно придерживаться следующих положений:

- определить место, объём и содержание вклада учёного в развитие науки;

- охарактеризовать эпоху, в которой он жил и работал, чтобы представить ученикам трудности и препятствия, которые возникали на его пути;

- показать связь между работой ученого и трудами его предшественников и важность его научного наследия для дальнейшего развития науки;

- продумать возможность использования сведений из биографии учёного для воспитания у школьников активной жизненной позиции.

Самая сложная задача — собрать краткие исторические ссылки. Они должны вызывать интерес у школьников и служить образовательным целям, но они должны быть крайне короткими.

Внеклассная работа предоставляет большие возможности для ознакомления учащихся с историей развития планиметрии. Формы внеклассной работы могут быть очень разными: занятия под руководством учителя по решению исторических задач, заслушивание докладов, как самих учащихся, так и учителя, математические вечера и викторины, выпуск стенных газет, ведение исторического календаря, регулярные передачи исторического материала через школьный радиоузел, вывешивание списков литературы по истории планиметрии и аннотирование её и т. д.

Систематическое проведение различных форм внеклассной работы по предмету позволяет каждому школьнику найти занятие по интересам и склонностям.

Основные термины (генерируются автоматически): исторический материал, история математики, урок, историческая информация, внеклассная работа, история науки, математик, объяснение нового материала, программный материал, развитие науки.


Похожие статьи

Виды исторического материала и особенности его использования на уроках математики в начальных классах

Формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках информатики

Метод кругового обучения: характеристики и особенности применения на уроках физической культуры

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ

Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников

Виды, функции, принципы воспитания младших школьников на примере народной педагогики

Методические аспекты постановки целей обучения

Методы и приёмы взаимодействия с учащимися на уроке английского языка

Похожие статьи

Виды исторического материала и особенности его использования на уроках математики в начальных классах

Формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках информатики

Метод кругового обучения: характеристики и особенности применения на уроках физической культуры

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ

Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников

Виды, функции, принципы воспитания младших школьников на примере народной педагогики

Методические аспекты постановки целей обучения

Методы и приёмы взаимодействия с учащимися на уроке английского языка

Задать вопрос