Математическая подготовка обучающихся в условиях современного общества
Авторы: Побегуца Светлана Владимировна, Попова Наталья Владимировна, Шевченко Валентина Ивановна, Ефременко Алла Владимировна, Чанышева Светлана Рустамовна, Дегтярь Светлана Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 05.12.2017
Статья просмотрена: 56 раз
Библиографическое описание:
Математическая подготовка обучающихся в условиях современного общества / С. В. Побегуца, Н. В. Попова, В. И. Шевченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13481/ (дата обращения: 16.12.2024).
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая не развивалась бы столь стремительно. Каждые два года происходит смена аппаратных и программных средств современной техники. Математику учат все. В какой-то мере каждый человек её знает. Математические знания, полученные в школе, обеспечивают потребности повседневной жизни и некоторых профессий. Для большинства же профессий требуется дополнительная математическая подготовка. В связи с этим, последние годы возрастают требования к математической подготовке обучающихся общеобразовательных учреждений, изменяются методы преподавания данного предмета в школе. На современном этапе модернизация образования тесно связана с поиском новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения. Для успешного осуществления образовательного процесса всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг:
а) учителя — анализ своего труда, его результатов и эффективности;
б) учащихся — развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
Система мониторинга состоит из двух основных компонентов: базового и тематического.
Базовыймониторинг состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ. В обучении математике важным звеном является целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, для этой работы используется тематический мониторинг.
На первых же занятиях необходимо разъяснять учащимся значение этой науки и её применение в научной и практической жизни. Прежде всего указать учащимся, что на уроках математики они учатся правильно мыслить — правильно рассуждать, вычислять, решать задачи практического и научного характера.
Примерами практических задач могут служить задачи, связанные с постройкой дома, на определение расстояния между двумя точками, из которых одна или обе недоступны, на определение ширины реки.
Полезно отметить роль математики в решении таких вопросов, как построение гидростанций, создание оросительных систем и каналов.
Надо добиться, чтобы учащиеся поняли, что математика- не пустая выдумка мудрецов, а большая, сложная необходимая наука. Уяснить, что наука эта возникла и развивается из практической потребности людей, что она имеет большое значение при изучении окружающей природы и её законов в целях использования их в интересах человека. В подтверждении этого рассказать учащимся про Древний Египет, где жизнь людей во многом зависела от разлива реки Нила. Нил приносил своим разливом, с одной стороны, много пользы-воды Нила орошали землю, улучшалась почва, с другой стороны разлив реки губил посевы, разрушал жилища людей. Таким образом, получалась необходимость бороться с разрушительными действиями Нила во время разлива и использовать хорошие стороны разлива. Выявилась надобность отводить излишек воды Нила в особые водоёмы во время разлива и проводить воду из водоёмов на поля после разлива, в период засух. Выполнить эти мероприятия люди могли лишь научившись измерять землю, считать, вычислять. Или другой пример. Финикияне жили на берегу моря и занимались рыболовством, мореплаванием, судостроением, торговлей. При плаваниях по морям они должны были определять пути и расстояния по звёздам.
Такие беседы можно проводить в каждом классе.
В 6 классе провести беседы примерно по такому плану:
1) Сначала совместно с учащимися установить, что люди, занимаясь математикой, учатся правильно мыслить, правильно рассуждать и решать задачи практического характера. Привести примеры задач научного характера, например: а) определить поверхность Земли; б) определить расстояние от Земли до Солнца.
2) Задачи практического характера составить вместе с учащимися. Останавливаемся на одной из них: Пошивочная мастерская изготовила 612 рубашек по 605 руб. каждая и распределила все рубашки для продажи поровну между 6 магазинами. На какую сумму получил рубашек каждый магазин?
Решив эту задачу, отметить, что задача нетрудная, но если иметь числа, имеющие в середине нули, решить её нельзя. Есть задачи более сложные, ка-то: все задачи, связанные с постройкой дома, определение ширины реки и глубины оврага, высоты башни, задачи, связанные с постройкой гидростанций, с проведением каналов, с устройством оросительной системы.
В домашнем задании дать решение задачи и примеров на действие с целыми числами (повторение).
3) Беседы в 7–11 классах провести по тому же плану, как и в 6 классе, изменяя лишь примеры задач научного характера. В 7 классе дать следующие задачи: а) определить объём Земли; б) определить расстояние от Земли до Луны.
Большой интерес проявляют учащиеся к сведениям по истории математики.Учащиеся с удовольствием знакомятся с биографиями и портретами математиков, живших в далёкие времена и завоевавших мировую славу: Н.Лобачевского, С.Ковалевской, П.Чебышева, А.Ляпунова, И.Виноградова, Н.Лузина, П.Александрова, А.Колмогорова.
На уроках необходимо познакомить учащихся с одним из выдающихся математиков России Петровского времени Л. Ф. Магницким (1669–1739) и его книгой «Арифметика».
Рассказать учащимся о великом русском математике Лобачевском. На уроках алгебры о Лобачевском можно говорить при решении биквадратных уравнений,на уроках геометрии: при изучении параллельных прямых, при изучении подобия треугольников, взаимного расположения прямых в пространстве.
Очень важно привлечь внимание учащихся и к замечательной нашей соотечественнице, первому математику из женщин, математику большого мирового значения, Софье Васильевне Ковалевской. Она была одним из борцов за право женщин в науке. Можно говорить о ней тогда, когда нужно привести пример человека великой одарённости и способности, пример человека чрезвычайной настойчивости, разностороннего развития, и тогда, когда надо указать влияние наших математиков на мировую науку. При этом отметить, что своими трудами С. В. Ковалевская «немало способствовала прославлению русского имени».
Обратить внимание учащихся и на великого учёного П. Л. Чебышева.
Сообщить учащимся его биографию, потом указать значение его для науки, отметить своеобразие научного творчества учёного. Используя свои механизмы, П. Л. Чебышев построил знаменитую переступающую машину, имитирующую своим движением движение животного. И так называемый гребной механизм, самокатное кресло, дал модель сортировальной машины.
Учащиеся с интересом узнают о том, что учёные математики непристанно, кропотливо, настойчиво работают над математическими проблемами, что над некоторыми вопросами они непрерывно работают сотни лет. Напомнить, что основным двигателем научных открытий являются требования жизни, требования производства.
Для поднятия интереса к математике можно иногда расширять и углублять учебный материал, но делать это возможно лишь в тех случаях, где не требуется большой затраты времени. Так, например, учащиеся с интересом знакомятся с извлечением квадратного корня из чисел графическим способом, с определителями второго порядка и применением их к решению систем уравнений 1-й степени с двумя неизвестными. Иногда полезно увеличить число задач, решение которых основано на теореме Пифагора. Можно дать такие задачи: 1) построить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику; 2) построить квадрат, площадь которого равна сумме площадей четырёх данных квадратов; 3) построить квадрат, площадь которого равна 7/10 площади данного квадрата.
Углубление учебного материала, не выходя из границ программы, плодотворно действует на учащихся и оживляет предмет. Интерес к математике можно возбудить у учащихся при решении задач. При этом большое значение имеет хороший подбор задач. К задачам, к которым учащиеся проявляют интерес, следует отнести те, которые можно решить несколькими способами.
Одним из приёмов, развивающих у учащихся интерес к занятиям, можно считать такой: решив задачу, изменить числовые данные так, чтобы можно было найти общий способ решения задач, подобных данной.
Учитель должен заботиться о том, чтобы изучаемый материал легко усваивался учащимися.
Таким образом, использование активных форм обучения на уроках математики, позволяет привить интерес к изучаемому предмету.
Педагог должен понимать, что необходимо подготовить подрастающее поколение к жизни и работе в условиях современного общества.
Знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя. Учитель должен стремиться научить ученика понимать математику, любить её характерные черты.
Литература:
- Шоган В. В. Технология личностно-ориентированного урока/ Шоган В.В-Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2009.-160с.
- Эрик Г. Эриксон. Детство и общество.— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», http://www.pedlib.ru/Books/1/0154/1_0154–185.shtml
- Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. [Текст]./Н. Р. Юсуфбекова. — М: Педагогика, 2011. — 213с.