Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и внеурочное время
Автор: Пивоварова Оксана Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 8199 раз
Библиографическое описание:
Пивоварова, О. Н. Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и внеурочное время / О. Н. Пивоварова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1409/ (дата обращения: 17.12.2024).
В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей учебных заведений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, трудом обеспечивать свою материальную независимость
Новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у студентов, но и формирование активной жизненной позиции юных граждан России.
Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания.
Основными ориентирами патриотического воспитания являются гражданско-патриотическая зрелость учащихся, высокие этические нормы поведения, активная гражданская позиция, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности, почитание лучших традиций семьи, народа и др.
Проблема гражданского воспитания и воспитание гражданина с активной жизненной позицией, на новом качественном уровне стала рассматриваться в педагогических трудах Я.А. Коменского. Он выделял ряд личностных качеств, которые являются основой формирования гражданственности личности в настоящее время. В частности, ответственность за поступки, за благополучие своих родителей и детей, умение сохранять чувство собственного достоинства при уважении к другим и т.д. [3, 152].
Джон Локк в своих работах детализировал ряд положений, касающихся методики воспитания активной гражданственной личности, которые не утратили своей значимости в современных условиях образовательной системы. По его мнению, молодой человек должен быть не только подготовлен к практической жизни, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособленным к «добропорядочной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране [4, 89].
В российской педагогике опыт воспитания активной гражданской жизненной позиции велик и многогранен. К этой проблеме подходили такие великие педагоги как К.Д. Ушинский, А.С Макаренко и другие. Они считали, что нравственная основа личности гражданина составляет чувства национального самосознания человека, его любовь к Родине.
Современная российская педагогика определяет целью воспитания активной гражданской позиции подготовку студентов к жизни в демократически правовом государстве и гражданском обществе. При этом сегодня акцент смещается с интересов государства на интересы семьи, личности, общества.
Поэтому формирование активной гражданской жизненной позиции у студентов осуществляется путем целенаправленного создания и развития сложной целостной (социокультурной) динамической системы профессиональной подготовки, включающей в себя: создание благоприятных условий для развития гражданственности будущего специалиста, и способствующей приобретению социальной зрелости и гражданского опыта; формированию его профессиональной позиции и гражданскому становлению сознательной активной личности студента, являющейся субъектом и главным элементом данной системы.
Формирование активной гражданской жизненной позиции у студентов включает в себя:
комплекс воспитательных задач, связанных с формированием у студентов гражданского мировоззрения и патриотических чувств; активной гражданской позиции; морально-психологических качеств гражданина и патриота, необходимых при выполнении профессиональных обязанностей и защите национальных интересов России.
Юношеский возраст – это период активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, интеллектуального и физического развития, профессионального самоопределения, осознанной ориентации в современном обществе. В это время (15-19 лет) ускоряется процесс формирования гражданской позиции студентов, становиться все более личностным чувство родины, растет стремление к самообразованию и самовоспитанию, формируются жизненные цели. В этот период молодой человек прогнозирует собственную стратегию жизни и закладывает мотивацию своих жизненных позиций.
Важное место в жизни молодых людей занимает их учебное заведение, которое как сложный социальный организм отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности.
Степень развития активной жизненной позиции у студентов, мера ее интенсивности зависит от позиции человека в отношении основного вида деятельности, в которую он включен как гражданин. Именно в этой деятельности происходит овладение социально важными обязанностями, формируется коллективистское самосознание, определяется самооценка, завоевывается престиж, накапливается опыт коллективных отношений.
В юношеские годы активность как природная способность преобразуется в социальную систему потребностей и интересов.
Этот процесс включает:
а) осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений социальных и нравственных ценностей общества;
б) развитие социальных чувств и потребностей, имеющих гражданскую направленность (прежде всего потребности во взаимодействии, сотрудничестве и соответствующих мотивах, побуждающих к реализации отношений);
в) включает в практическую деятельность, имеющую социальную ценную направленность.
В ходе обучения студенты включаются в процесс урочной и внеурочной деятельности так, чтобы они не были посторонними наблюдателями, а были участниками процесса деятельности. Студенты участвуют в тематических конференциях, диспутах, семинарах, уроках-деловых играх.
Правовое просвещение направлено на получение знаний о конституционных правах, свободах и обязанностях граждан, об устройстве государства и политическом статусе Российской Федерации.
В рамках такой просветительской деятельности проводятся классные часы и внеурочные мероприятия «Символика Российской Федерации», «Я – гражданин России», «Правонарушение несовершеннолетних: причины и последствия» и другие. Правовое просвещение осуществляется и на уроках обществознания, социологии, политологии. Студенты по группам готовят сообщения, проводят анкетирование студентов и учащихся общеобразовательных школ, обобщают результаты своей работы, выступают на семинарах и конференциях.
В рамках исторической деятельности студенты участвуют в различных конференциях, мероприятиях посвященных знаменательным датам, истории родного края. Готовят стенды, презентации и так далее. Презентации «Города герои», «Дети герои ВОВ»,. участие в учебно-исследовательской конференции по вопросам истории и обществознания» с такими работами как «Иван Грозный: тиран или реформатор?», «Проблема детей-сирот», «Кто победил фашизм: освещение в мировых СМИ» «Преступность в Российской Федерации». «Конституция Российской Федерации». «Проблема трудоустройства несовершеннолетних». «Проблема выбора форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» и другие работы.
Проведение различных мероприятий с привлечением представителей муниципальной и областной власти (депутатов, инспекторов по делам несовершеннолетних) дает возможность студентам задавать волнующие их вопросы, вступать в диспуты, что повышает их правовую грамотность. Пример таких мероприятий: «История парламентаризма в России», «Как остановить волну преступности», «Правонарушение несовершеннолетних: причины и последствия» и так далее.
Студенты совместно с педагогом-организатором проводят такие мероприятия как, «Сломай сигарету и получи конфету», «Как остановить волну наркомании, алкоголизма и курения» и др.
В техникуме активно работает волонтерское движение. Студенты активно принимают в нем участие. Самостоятельно разрабатывают номера для выступлений, подбирают необходимую информацию, музыку стихи, костюмы. В ходе этого движения регулярно посещают центр реабилитации «Преодоление», поздравляют детей с Новым годом, занимаются уборкой территории, проводят акцию «Подарок детям» привозят игрушки, канцелярские товары, поздравляют ветеранов войны и труда с праздниками, участвуют в субботниках как города так и техникума, и так далее.
Такая деятельность позволяет формировать у студентов активную гражданскую позицию.
Необходимо помнить, что гражданско-патриотическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.
Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом учебном заведении, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни образовательного учреждения. Гражданско-патриотическое воспитание - это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение студентами и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.
Перед нами (педагогами) стоят следующие задачи в системе гражданско-патриотического воспитания:
1. Осознать себя участником гражданско-патриотического воспитания.
2. Определиться относительно ценностей демократии и гражданственности для себя лично и найти свое место в системе гражданско-патриотического воспитания.
3. Выработать адекватную программу своих действий.
Педагог не только сам должен быть гражданином и обладать гражданской и патриотической позицией, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской и патриотической позиции и соответствующих ценностей у студентов.
Литература:
1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение 2006 г.
2. Вырщеков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современной российском обществе. Волгоград. 2006.
3. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.-М.: Педагогика, 1982.- Т.1. – С.405.
4. Локк Дж. Мысли о воспитан6иии // Хрестоматия по зарубежной педагогике / Сост. А.И. Пискунов. М., 1971.-С.193.
5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения - М.: Учпедгиз, 1945.-С.61-69.
6. Адашева Н.В. Формирование исследовательских умений в процессе гражданского воспитания студентов. Журнал СПО № 10, 2009г.
7. http://www.studentu.ru/
8. http://slovari.yandex.ru/