Педагогические приёмы формирования правового сознания
Автор: Соколова Екатерина Андреевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 02.06.2017
Статья просмотрена: 1295 раз
Библиографическое описание:
Соколова, Е. А. Педагогические приёмы формирования правового сознания / Е. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12552/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одним из наиболее распространенных и эффективных способов становления правосознания является правовое воспитание, которое представляет собой процесс формирования у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры и заключается не только в получении знаний, но и в их анализе, который способствует трансформации правовых норм и их перевоплощению в идеалы и идеи. В данном случае правовое воспитание неотделимо от правового обучения и в рассматриваемом контексте следует апеллировать не к этим элементам в отдельности, а к правовому образованию в целом, поскольку именно оно позволяет сформировать личность грамотную не только в рамках предусмотренной школьной или вузовской программой, но и в том числе в юридическом отношении.
В педагогике выделяются три вида целей:
- Социальные (главные). Сформировать человека, в котором гармонично сочеталась бы гражданственность, патриотизм, трудолюбие, духовное богатство, моральная чистота, человечность, уважение к законам. Иными словами социальная цель предусматривает формирование гражданина своего Отечества, человека с активной жизненной позицией, способного творчески проявлять себя в процессе всей жизни и быть полезным членом общества.
- Профессиональные. Цели связаны с процессом обучения и воспитания специалистов различных уровней и квалификации, любящих свою профессию, проявляющих творчество, обладающих потребностью к непрерывному самообразованию и самовоспитанию-
- Оперативные (частные). Учебно-воспитательные цели – цели каждой учебной дисциплины, ее отдельной темы, группы занятий и каждого отдельного занятия [1, С. 85].
Обозначенные педагогические цели еще раз подчеркивают теснейшую взаимосвязь обучения с формированием правосознания, т. к. важнейшей социальной целью педагогики является воспитание личности обладающей высоким уровнем социальной и правовой ответственности за совершаемые поступки, а ведь именно эта черта присуща человеку с развитым правосознанием. Что касается профессиональных и оперативных целей педагогики, то благодаря их достижению личность получает тот комплекс правовых знаний, наличие которых и позволяет назвать их обладателя юридически грамотным человеком вне зависимости от того посвятит ли он свою дальнейшую жизнь юриспруденции или нет.
На необходимость повышения роли образовательных учреждений, в формировании правовой культуры подрастающего поколения указывает целый ряд государственных, нормативно — правовых документов (Конституция РФ, Законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Стратегия социально — экономического развития России до 2020 года.
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы:
- Целенаправленное формирование правовых знаний и понятий.
- Выработку правовых убеждений.
- Формирование этико-правовых установок.
- Воспитание правовых чувств.
- Формирование опыта законопослушного поведения;
- Формирование активной социально-правовой позиции.
Формирование правовой культуры осуществляется по трем основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Для каждого компонента правовой культуры определенны значимые правовые качества. [4, C. 55]
Таблица 1
Компонент |
Содержание |
Правовые качества |
интеллектуальный |
правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека; |
стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность принимать нестандартные решения; |
эмоционально-ценностный |
система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества; |
честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности; |
практический |
исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности. |
инициатива, активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками правовой деятельности, креативность, творчество. |
Технология эффективного формирования правовой культуры представляет целостную систему, включающую поэтапные взаимосвязанные действия:
1) определение целей и приоритетов процесса формирования правовой культуры;
2) целеполагание;
3) определение педагогических условий успешного формирования правовой культуры;
4) организацию образовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры, в соответствии с его основными этапами;
5) соотнесение достигнутых показателей с планируемыми. [5, C. 192]
Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:
1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;
2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;
3) оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;
4) повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава.
Анализ формирования правовой культуры учащихся школ показал, что такой важный компонент, как ее осознанность, формируется в процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь, контролируемо, обоснованно и целенаправленно. Человек с таким мышлением способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы. [4, C. 56]
Это обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивного использования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе учебной и внеурочной) к осознанному овладению ими. Поэтому в школе необходимо вводить специальные курсы по формированию правовой культуры на уроках по праву. Кроме того, в соответствии с согласованным пониманием сущности гражданско-правового образования и правовой культуры, можно внести изменения содержания обучения в ряд учебных предметов (биология, немецкий язык, английский язык, русский язык, литература, история, обществознание):
− изучение приемов анализа и оценки правильности определений и классификации тех или иных понятий, суждений, доказательств, вопросов и проблем, приемы описания своей деятельности и ее обоснования, включающие анализ собственной деятельности, сопоставление ее результата и способа с заданной нормой (теорией) и внесение корректив по приведению ее в соответствие с этой нормой;
− некоторые дополнительные познавательные операции: принятие решений, вероятностные суждения (мнения), проверка гипотез и некоторые др.
Педагоги школ должны активно применять нетрадиционные приемы обучения, например, такие как: «синквейн» — чтение с остановками (Е. С. Королькова); заметки на полях (Дон Роу и Джудит Меридит); составление вопросов (Б. Блум); коллективный вердикт; «учимся вместе»; «двойной дневник»; «кластер»; «шесть шляп мышления» (Эдвард де Боне). Эти приемы позволяют обеспечить интеграцию содержания учебных предметов на новом уровне не по принципу межпредметных связей, а по принципу общности методического подхода, что позволяет реализовать в обучении принцип социализации [4, C. 58].
Использование названных приемов зависит от задач учителя на разных этапах формирования правовой культуры учащихся, которые строятся с учетом логики критического мышления, предполагающей три обязательные стадии: вызов, осмысление, рефлексия
На первом этапе (стадия вызова) учитель создает условия для активизации памяти и имеющихся знаний ученика по предложенной теме. Опираясь на предыдущие знания, ученик строит прогноз о сущности или классификации тех или иных понятий, а также самостоятельно определяет цели обучения, способы и средства их достижения.
На втором этапе (стадия осмысления) учащийся изучает новую информацию, фиксируя уже знакомый материал и то, что для него является новым и порождает вопросы. На этой стадии он анализирует собственные знания. Учитель предоставляет ему возможность осмыслить их сначала наедине с собой, определить пробелы в знании без свидетелей, а потому безболезненно.
В результате не страдает его самолюбие, он не может быть унижен бестактностью учителя или учащегося, возрастает его интеллектуальная самостоятельность как основа самоуважения и чувства собственного достоинства. Кроме того, ребенок сам обнаруживает свои пробелы, что позволяет ему спокойно признавать и за другими право на ошибку, следовательно, у него формируется терпимость к позиции другого. Только когда у учащегося появляется собственное суждение по поводу изучаемого знания или деятельности по решению учебной задачи, учитель дает возможность сформулировать групповое мнение.
На третьем этапе (стадия рефлексии) учитель исходит из того, что «рефлексия — это способность человека к самосознанию, форма теоретической идеальной деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своей практической деятельности» (К. Я. Вазина).
Создаются условия для соотнесения учащимся результата и учебных действий с задаваемыми ему педагогом нормативными рамками деятельности, с одной стороны, и собственными целями, ценностями и возможностями — с другой. Для этого учитель организует межгрупповое взаимодействие учащихся, в процессе которого с помощью вопросов на понимание, задаваемых учащимися друг другу, анализируется результат, оценивается способ его получения.
Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.
Модель формирования правовой культуры предполагает развитие интеллекта, расширение кругозора правовых представлений, формирование установок и нравственно-правовых ценностных ориентаций, активацию самостоятельной поисковой деятельности студентов.
Разработанная педагогическая технология формирования правовой культуры процессе обучения праву представляет целостную систему, включающую взаимосвязанные действия: постановку целей (образовательной, воспитательной и развивающей); определение приоритетов процесса формирования правовой культуры; выделение уровней сформированности правовой культуры в соответствии со степенью успешного решения проблемных задач в процессе обучения; ориентацию на профессиональную направленность в выборе средств и методов в процессе формирования опыта правовой деятельности; наличием ценностных правовых ориентаций; организацию учебного процесса; соотнесение достигнутых показателей с планируемыми.
Комплекс педагогических условий повышения уровня правовой культуры включает:
1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;
2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;
3) оптимизацию воспитания у студентов правовой ответственности и активной правовой позиции;
4) повышение правовой и психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава, ориентирующей на формирование правовой культуры студентов.
Литература:
- Горлинский И. В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее реализации. – М.: 1999 г.
- Зубок Ю. А., В. И. Чупров. «О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси», с 72, 2006 г.
- Ромашов Р. А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной среде / Ромашов Р.А. // История государства и права. — 2006. — № 2. – С. 2–8.
- Соломенко Л. Д. Формирование правовой культуры учащихся / Внимание «Опыт» // Практика административной работы в школе. — 2003. — № 3. — С. 54–58.
- Шкробова М. А. Граждановедение. 8 класс: Методическое пособие. М.: 2000. — 192 с.
- Доклад «Молодежь России 2000–2025: развитие человеческого капитала» (подготовлен специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по заказу Федерального агентства по делам молодежи, размещен на сайте Федерального агентства по делам молодежи).