Педагог высшей школы в процессе формирования нравственно-правовой культуры в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (19) август 2010 г.

Статья просмотрена: 322 раза

Библиографическое описание:

Юртаева, Т. Б. Педагог высшей школы в процессе формирования нравственно-правовой культуры в вузе / Т. Б. Юртаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1871/ (дата обращения: 19.11.2024).

Социокультурная модернизация российского образования актуализирует в подготовке педагога нравственные и правовые ценности: совесть, справедливость, уважение к закону. Образовательная среда вуза может стать ключевой в развитии нравственно-правовой культуры студента необходимой ему в будущем в выполнении основной социальной роли – человека, способного строить правовые отношения с Другим. Неотъемлемым элементом образовательного процесса является гражданско-правовое воспитание. В этой ситуации повышается требование к культуре педагогической деятельности, поскольку взаимодействие педагог-студент – один из приоритетных  компонентов инновационной культурно-образовательной среды.

Нравственно-правовая культура является интегративным качеством личности, характеризующим эмоциональную сферу субъекта, включает в себя систему правовых и нравственных взглядов, позволяющих человеку осуществлять себя дееспособным в сфере нравственно- и правоориентированной деятельности, выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и обществу.

Размывание духовных ориентиров в обществе делает особенно значимой личность преподавателя, его нравственную и правовую позицию, его отношение  к окружающему миру, к людям, к социальным идеям, к реализации своего духовного потенциала. Педагогическая деятельность является специфичным видом творческого труда, именно преподавателю принадлежит ведущая роль в развитии личности студента и в формировании помимо профессиональных знаний, также его нравственно-правовой культуры.

Механизмы формирования личностных качеств студента, в том числе нравственно-правовой культуры, включает в себя цель, методы, средства, формы. Они адекватны цели содержания нашего исследования. Основной целью нашего исследования является обосновать педагогические условия, способствующие эффективному повышению нравственно-правовой культуры студента. Одним из таких педагогических условий является культура педагогической деятельности.

Работа по формированию нравственно-правовой культуры студента является ответственным делом для педагога, поскольку его задачей является подготовка будущего специалиста к осуществлению самостоятельной деятельности. Основным средством взаимодействия педагога и студента является  сам педагог как специалист и личность, владеющий основами профессиональной и нравственно-правовой культуры. В исследованиях принято, что успешность формирования ценностных ориентаций студента будет выше, если педагог сочетает глубокие профессиональные знания с общей всесторонней культурой Л.Б. Соколова, В.Л. Сластенин). Педагог высшей школы, обладающий необходимыми умениями передачи способов получения нравственно-правовых знаний, способов их применения в альтернативных ситуациях, культуросообразно действует в плане формирования нравственно-правовой культуры студента. Актуальным становится вопрос культурного развития и самосовершенствования педагогов высшей школы как людей, призванных реализовать и воплотить в процессе преподавания в вузе социальный заказ современного общества.

Отсюда следует, что важным моментом в процессе формирования нравственно-правовой культуры студента является наличие квалифицированных кадров, педагогов с высоким уровнем общей, профессионально-педагогической и нравственно-правовой культуры.

Согласно педагогическому принципу учета возрастных и индивидуальных особенностей, на различных возрастных ступенях характер, задачи и виды деятельности должны меняться. По мере развития, психика и её нравственно-правовые качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации. Ставя задачи формирвования нравственно-правовой  культуры студента, следует учитывать закономерности усвоения студентами содержания высшего образования, учитывающие особенности формирующегося профессионального мышления специалистов. Традиционная педагогика ориентирована в основном на работу с детьми, на формирование начальных нравственных понятий и принципов, нравственных идеалов, приобщение к правовым и культурным ценностям. Однако развитие нравственно-правовой культуры будущего специалиста требует учета специфики и направленности мышления студентов различных специальностей. С.В. Трусов акцентирует внимание на том, что эффективность педагогической работы наибольшая в случае, если получаемая информация в рамках образовательного процесса соотносится с опытом и интересами каждого обучаемого.

Таким образом, залогом эффективного формирования нравственно-правовой культуры студента вуза будет являться учет индивидуальных психологических особенностей личности.

Значимым направлением деятельности педагога высшей школы в процессе формирования нравственно-правовой культуры студента является владение умениями организации личностно-развивающей педагогической поддержкой Другого. По мнению О. С. Газмана, педагогическая поддержка отражает культуру воспитания, основанную на внутренней свободе, творчестве, демократизме и гуманизме взаимоотношений субъектов образовательного  процесса.  Сущность личностно-развивающей поддержки состоит в организации и активизации саморазвития индивидуальности, основанной на принципах нравственности. При опосредованном участии педагога, студент овладевает способами саморазвития и активного решения нравственно-правовых задач, системой внутренних стимулов, побуждений и стремлений. Культурологический подход «нацеливает» субъектов педагогической деятельности на создание культурного пространства через активное включение в нравственно-правовые отношения, осознание их смыслов и решение. При этом достижение цели, удовлетворение одной учебно-познавательной  потребности порождает возникновение новой, это педагогическая аксиома. Таким образом, идет процесс формирования нравственно-правовой культуры, восхождение её на новый  качественно более высокий уровень. Полагаем, необходимо не только включать студента в решение учебных нравственно-правовых ситуаций, а направлять его на осознание собственного отношения к ним, выявление нравственно-правовых противоречий и проблем.

Практика показывает, педагог осуществляет личностно-ориентированную педагогическую поддержку посредством кураторской работы, личного примера, путем стимулирования нравственно-правовой  активности стедента, в процессе его самообразовательной деятельности.

Задачи формирования нравственно-правовой культуры требуют от педагога помимо высокого уровня собственной нравственно-правовой культуры, также теоретических и методических знаний.

Нам представляется необходимым акцентировать внимание на процессе усвоения норм права в образовательном процессе вуза и определение наиболее оптимальной методики формирования нравственно-правовой культуры студента. Согласно культурологическому подходу, являясь атрибутом культуры личностной, нравственно-правовая культура проектируется на область профессиональной деятельности будущего специалиста. В процессе формирования нравственно-правовой культуры личности, педагогу высшей школы необходимо «держать» внимание не только на государственном (внешнем) аспекте нравственно-правовой культуры, как регулятора общественных отношений, но также и личностную (внутреннюю) составляющую, ориентируясь как на положения теории права, так и на положения психологической теории. Педагогу необходимо постоянно работать над развитием таких личностно-профессиональных  качеств, как эмпатия, искренность, обязательность, ответственность, исполнительность, бескорыстие.

Учет индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, познавательных интересов студента, требует предоставления им права выбора образовательных траекторий, способов и форм организации учения,  применения личностно-ориентированных методик.

Формирование правовой культуры протекает в процессе интеграции правовых и нравственных знаний, правовых и нравственных ценностей, правовых и нравственных отношений, поскольку важнейшим базовым элементом нравственно-правовой культуры является правосознание, формирование которого происходит в диалектическом единстве обучения, воспитания и развития личности. К этому выводу приходит О.Г. Шапиева. В своей работе автор подчеркивает, что «правовое воспитание осуществляется только на основе морального воспитания путем формирования устойчивых нравственных чувств, убеждений личности» [6, с.42].

- развивать нравственные и правовые понятия, суждения, чувства и убеждения;

- формировать привычки поведения, соответствующие нормам хозяйствования, принятым в обществе;

- развивать нравственные, правовые, политические идеалы;

- приобщаться к позитивному опыту и культуре нравственно-правовых отношений;

- развивать культуру деятельности, согласующуюся с нравственно-правовыми общественными нормами и принципами.

В работе мы обеспечивали  правовую информированность студента, ориентируясь, прежде всего, на высокие нравственные идеалы и принципы. Результатом формирования нравственно-правовой культуры студента является достижение высокого уровня нравственно-правовой культуры, который характеризуется, по нашему мнению, сформированностью гностического, мотивационно-ценостного и деятельностного компонентов в их единстве и целостности, выражающееся через личностные нравственно-правовые качества. Данный уровень сочетает в себе высокий уровень мотивационно-ценностных и морально-нравственных отношений нравственно-правовой культуры, профессионально-правовую воспитанность будущего специалиста и уровень усвоения нравственного опыта в различных аспектах жизни общества. Необходимо также отметить наличие у студента с высоким уровнем личностных качественных новообразований, таких как привычка соблюдать нравственно-правовые нормы, целеустремленность, самостоятельность, сдержанность, порядочность, способность к мотивации собственных поступков исходя из общественно значимых нравственно-правовых норм.

Литература:

1. Бездухов В.П. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям / В.П. Бездухов, А.В. Воронцов. - Самара: СамГПУ, 2002. - 192 с.

2. Ильенков Э.В.: личность и творчество / Отв. ред. В. А. Лекторский . - М. : Языки русской культуры, 1999. - 272 с.

3. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. – М.: Московская школа политических исследований, - 2000. – 416 с.

4. Сластенин В. А.  Психология и педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин .- 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 480 с.

5. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя / Л.Б. Соколова. - Оренбург. - 1999. - 280с.

6. Шапиева О.Г. Нравственно-правовая социализация: учеб. пособие. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. – 86 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): нравственно-правовая культура, нравственно-правовая культура студента, высокий уровень, будущий специалист, высшая школа, педагогическая деятельность, процесс формирования, отношение, педагог, культурологический подход.


Похожие статьи

Педагогические особенности развития организационных навыков менеджера социально-культурной деятельности в учреждениях культуры

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Культура речи как основа коммуникативной компетентности учителя физической культуры

Психолого-педагогическая культура у студентов в вузе с позиций системного подхода

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей общеобразовательных школ и высших учебных заведений

Педагогические ситуации как фактор формирования морально-волевого поведения школьников

Педагогический артистизм как компонент профессиональной компетенции учителя

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Похожие статьи

Педагогические особенности развития организационных навыков менеджера социально-культурной деятельности в учреждениях культуры

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Культура речи как основа коммуникативной компетентности учителя физической культуры

Психолого-педагогическая культура у студентов в вузе с позиций системного подхода

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей общеобразовательных школ и высших учебных заведений

Педагогические ситуации как фактор формирования морально-волевого поведения школьников

Педагогический артистизм как компонент профессиональной компетенции учителя

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Задать вопрос