В данной статье подвергается анализу современное состояние правовой культуры современной молодежи. Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму правового обучения, которое способствует развитию высокого уровня правового сознания, определяющего необходимую сформированность правового воспитания обучающейся молодежи.
Ключевые слова: правовое воспитание, правовое сознание, правовая культура, деформация, обучающиеся, образовательные организации.
Активная гражданская позиция современного человека предполагает глубокое уважение к правовым предписаниям, готовность незамедлительного информирования соответствующих органов о ставшем известном подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступном деянии. Законопослушный гражданин должен четко и неукоснительно соблюдать правовые предписания и ограничения, причем речь идет о правопослушном поведении и в повседневных бытовых условиях, в общественных местах, в общении с другими людьми вне зависимости от степени симпатии к ним.
Человек с глубокими правовыми знаниями, четким пониманием допустимого и необходимого, обладающий устойчивыми правовыми компетенциями — это идеал, к формированию которого должны стремиться все социальные институты: начиная семьей и заканчивая окружающими людьми. В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать неудовлетворительный уровень правовой культуры в молодежной среде, сочетающийся с правовым нигилизмом, что в конечном итоге способствует эскалации различных деструктивных молодежных движений, демонстративно игнорирующих, а иногда и противопоставляющих свои ценности устоявшимся общественным традициям и правовым установкам. В последнее время набирает популярность движение «АУЕ», привлекающее молодежь криминальной романтикой; нередки случаи нападения на прохожих группами лиц, состоящих из молодых людей на почве расовой, религиозной или иной ненависти и вражды; набирают популярность видеоролики, снятые самими авторами, где они осознанно нарушают правила дорожного движения, подвергая опасности жизни других граждан, цинично оскорбляют представителей правоохранительных органов [1, 3].
Изложенное подчеркивает необходимость формирования правовой культуры молодого поколения, что обусловливает особый интерес к правовому воспитанию как к средству ее укрепления и развития. Правовое воспитание ориентировано на формирование у человека соответствующих знаний о государственно-правовых институтах, правах и интересах человека и гражданина, выработки четкого понимания сути правовых парадигм, глубокой установки на правопослушную витальную стратегию. Правовое воспитание представляет собой многомерную и динамичную систему. Естественно, что определенные правовые знания, будучи заложенными в морально-нравственных нормах, отражаясь в социальной практике, усваиваются индивидом в ходе повседневной деятельности, через общение с окружающими. Однако правовое воспитание опирается на упорядоченный и взаимосвязанный специфический инструментарий, с помощью которого правовые ценности раскрываются человеку таким образом, чтобы в последствии стать органической и неотъемлемой частью его системы ценностей.
Дополнительная актуальность изучения вопроса, связанного с укреплением и развитием правосознания обучающихся современного вуза подчеркивается противоречием между важностью формирования активной гражданской позиции молодых людей в различных сферах государственной и общественной жизни и их слабой практической правовой подготовленностью к самостоятельной реализации и защите своих прав и интересов. Проведенные исследования демонстрируют неуверенное владение отдельной части обучающихся содержанием важнейших нормативных правовых документов, не ориентируются в правовой системе своей страны, практически не знают основного алгоритма действий по защите своих прав и свобод, а также отстаиванию законных интересов других лиц. Вместе с тем приходится констатировать недостаточную изученность проблемы формирования правосознания, его содержательного наполнения, что обусловливает необходимость более серьезного осмысления специфики правового мышления, выступающего сложной психолого-педагогической категорией. Очевидно, что каждая личность по-своему ориентируется в происходящих событиях и процессах, давая возможность лицу получать, дополнять и обогащать свою витальную практику, основу которого составляют различные психические процессы. Сбор и систематизация информации берут начало от восприятия, являющегося юридически обоснованным, и находится в зависимости от объекта восприятия и от личностных качеств воспринимающего, условий, в которых оно происходило, что имеет особую значимость при формировании правового сознания и мышления. Таким образом, изложенный системный подход дает возможность определить ключевые закономерности и специфику правосознания.
Сегодня происходящий процесс перехода к правовому государству невозможен без высокого уровня у граждан правовой культуры, правосознания и правовых компетенций, которые по большей части закладываются во время обучения в образовательной организации. В ходе образовательного процесса в вузе обучающемуся должны быть привиты: чувство глубокого уважения прав и свобод человека и гражданина; понимание ответственности за все свои поступки; инициативность в отстаивании своих интересов и прав других людей. Юноши и девушки, закончившие школу, и поступившие в институт, не всегда отличаются социальной зрелостью и устойчивостью к деструктивному влиянию социума. Достаточно часто для них характерна деформация правового сознания- искажение позитивных убеждений, аттитюдов, взглядов. Исследователи выделяют следующие виды деформаций правового сознания обучающейся молодежи:
− правовой инфантилизм: аморфность, размытость, неосознанность правовых знаний;
− правовой нигилизм: нивелирование социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона;
− «перерождение» правового сознания: крайняя степень искажения правового сознания, в том числе, преступный умысел [2].
К проявлениям правового нигилизма следует отнести: целенаправленное игнорирование требований правовых норм; групповое несоблюдение нормативных предписаний; издание правовых документов взаимоисключающего дублирующего характера; придание значимости идеологическим, гедонистическим ценностям в противовес принципу законности. Для значительной части обучающихся ключевой формой правового воспитания является правовое обучение, реализуемое в рамках учебных занятий. Правовое воспитание находится в неразрывной связи с правовым обучением, поскольку это две взаимобусловленные категории, определяющие эффективность друг друга. Вместе с тем воспитание оказывает влияние на морально-нравственную, когнитивно-аксиологическую стороны личности, в то время как обучение больше направлено на интеллектуально-познавательную сферу. Следует отметить, что система ценностей личности может претерпевать метаморфозы, обусловленные непредвиденными, спонтанными ситуациями, меняющимися окружающимися условиями. Вот почему эмоциональная, когнитивная составляющая нередко может быть ограничена внешней средой, правовой практикой, порождая, так называемую, правовую социализацию. Правовое сознание включает два основополагающих компонента: знание действующего права, его ведущих принципов, требований; диагностические и бихевиоральные установки. Правовое сознание коррелирует с содержанием и особенностями правового опыты и проявляется в практической деятельности и поведении индивида [4].
Изложенное позволяет заключить, что законопослушное поведение, выступает объективным показателем устойчивого правосознания. В виду того, что правосознание является формируемым, а не врожденным свойством личности огромную значимость приобретает насыщенность и полноценность образовательной среды вуза, в условиях которой происходит формирование правовых ориентаций личности, развитие привычных правомерных витальных аттитюдов и устойчивой потребности в правовой защищенности.
Литература:
- Банда АУЕ-подростков за несколько часов избила 16 петербуржцев. Режим доступа: http://www.spb.kp.ru/daily/26870/3917250. (Дата обращения 20.03.2019).
- Головкин Р. Б. Теория государства и права: учеб.-метод. пособие; федер. Служба исполнения наказаний. — Изд. 4-е, доп.- Владимир. 2009. — 184 с., с. 130
- Сын топ-менеджера «Лукойла» на «Гелендвагене» устроил голливудскую гонку с полицией. Режим доступа: http://www.vladimir.kp.ru/daily/26533/3550518. (Дата обращения 20.03.2019).
- Фортова Л. К., Фабриков М. С. Превенция деформации правового сознания обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 518–519. — URL https://moluch.ru/archive/119/33054/ (дата обращения: 28.03.2019).