Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Топаков, Р. С. Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе / Р. С. Топаков, Ю. Б. Сметанникова, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2539/ (дата обращения: 19.04.2024).

Современное воспитательно-образовательное пространство и антропологическая среда, создающие условия для обучения и самообучения студентов в конце XX века, получили одно из самых гибких средств обучения и самообучения – электронные учебники. Система обучения и самообучения студентов при использовании ресурсов образовательных сайтов учреждений может гибко строить свои планы и программы в соответствии с потребностями, возможностями и системой ограничений как самого субъекта обучения и самообучения, так и социально-педагогического пространства.
Электронный учебник «Социальная педагогика» – одно из средств фасилитации формирования компетенций будущих педагогов по физической культуре в Кузбасской государственной педагогической академии и Новокузнецком училище (техникуме) олимпийского резерва, данный учебник исследовался с использованием анкет-опроса, в ходе которого было результативным то положение, что все составные анализа в среднем своем значении были более 70 % (в опросе принимало участие 50 человек, случайно выбранных с факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, 50 человек, случайно выбранных с естественно-географического факультета Кузбасской государственной педагогической академии), а это говорит о состоятельности разработки и востребованной, и значимой, и доступной, и эстетичной, и пр.
Культура, ее норма и отношения, правила и модели подвигают нас в свободном образовательном пространстве моделировать новые средства обучения. Одним из этих средств является электронный учебник. В таком контексте выбор направления исследования отражает потребность социального, воспитательно-образовательного пространства и самих студентов, включенных в деятельность и общение в системе спузовского и вузовского образования.
Анкета-опрос состояла из следующего материала:

Электронный учебник «Социальная педагогика»

Выполнен: Топаковым Русланом Сергеевичем

Размещен: на сайте Kuzspa.ru в разделе «Научные публикации» (http://www.kuzspa.ru/science-work/nauchn-publikacii/uchebnye-posobiya)

Научный руководитель: к. п. н., доцент Козырева О.А.

Опрос

Фамилия Имя Отчество
Учебное заведение
Факультет
Курс Группа
1. Выскажите свое мнение относительно изучения дидактического материала в электронных учебниках.
2. Как вы оцените по 10-балльной шкале электронный учебник «Социальная педагогика»? Ненужное вычеркнуть или обвести необходимое количество баллов.
- целостность материала 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- структурированность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- наличие необходимых гиперссылок и кнопок 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- дидактический тест 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- идентичность текстовому варианту 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- возможность использования дидактического материала на лекциях в аудитории для обучения, а также для фронтального опроса студентов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- эргономичность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- эстетичность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- социальная востребованность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- профессиональная востребованность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- уникальность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- возможность модификации 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- возможность цитирования 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- оригинальность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- своевременность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- современность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
3. Выскажите свое пожелание для дальнейшей разработки электронных учебников и дополнения и переработки этого.
Благодаря такой структуре были выявлены особенности дополнения и трансформации дидактического материала в учебнике.
Проблемы современного обучения и самообучения лежат в поле низкой мотивации учения как главной составляющей в структуре формирования компетенций и компетентности будущего специалиста.
Современная система реконструкции качества и предметного содержания профессионально-педагогических дисциплин социально-педагогическое знание в стандарте третьего поколения в своих составных частях раздробило на два курса – это курсы «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика». Сложность изучения материала в сравнении со стандартами второго поколения состоит в том, что дисциплины «Социальная педагогика», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Педагогические технологии», «Психолого-педагогический практикум», «Управление образовательными системами», «Нормативно-правовое обеспечение образование» изучаются в двух курсах-дисциплинах, суммарное количество часов на которые выделяется менее прежнего, а педагогика – это наука, кроме того, одна из нелегких наук, т.к. на базе знаний, умений, компетенций, моделей профессиональной деятельности и общения создаются условия для оттачивания мастерства или искусства планирования и организации полисубъектных отношений, фасилитирующих включение подрастающего поколения в систему взаимоотношений в микро-, мезо-, макросредах, предопределяющих исход социализации, адаптации, самореализации, саморазвития, самосовершенствования и пр.
Кроме того, теперь есть еще одна сложность, которая заключается еще в способе обучения нескольких курсов в одном, а уровень сформированности культуры самостоятельной работы студентов не всегда тот, который обеспечивает возможность самообучения и самообразования, фасилитирующих включение в социально-профессиональные отношения будущих педагогов-мастеров своего дела.
Так электронные учебники, с одной стороны, создают предпосылки для качественного, гибкого обучения и самообучения студентов, а с другой стороны, тормозят возможности продуктивной педагогики, т.к. в структуре электронного учебника, как и в классическом учебнике, предусмотрены два уровня знаний – репродуктивного и продуктивного, но, к сожалению, проверить продуктивный уровень формируемых знаний, умений, компетенций может только педагог, хотя все структуры методологического знания, предопределяющие формирование культуры самостоятельной работы будущих педагогов представлены и в такого рода учебниках.
Данный учебник содержит материал для фронтального изучения и контроля (дидактический тест), кроме того, есть возможность его своевременной переработки – дополнения, уточнения, углубления и пр. дидактического материала, он доступен каждому желающему – можно бесплатно и легко скачать с сайта Кузбасской государственной педагогической академии.
Титульный лист электронного учебника «Социальная педагогика»

Электронный учебник – одно из средств современной педагогической теории и практики, его одного в структуре гносеолого-герменевтического конгломерата не достаточно, но мы попытались создать адекватный аналог электронного ресурса, чтобы обеспечить студентов-педагогов в разнообразии взглядов и представлений на проблему социально-педагогического знания. Электронный учебник «Социальная педагогика» уникален, т.к. нет аналога в практике изучения данного курса в педагогических вузах и спузах. Мы не претендуем на единственно верное решение проблемы обучения и самообучения, формирования культуры самостоятельной работы студентов и педагогов, наша работа всего-навсего – попытка представления классических данных [1] в данные электронных ресурсов, фасилитирующих адекватное формирование компетенций будущих педагогов в структуре изучения курса «Социальная педагогика».

Литература:
  1. Козырева, О.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, Социальная педагогика, дидактический материал, Кузбасская государственная педагогическая академия, самообучение студентов, учебник, дидактический тест, самостоятельная работа студентов, социально-педагогическое знание, физическая культура.

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

самостоятельная работа, студент, задание, самостоятельная работа студентов, дисциплина, знание, выполняемая работа, самостоятельная работа студента, Государственный образовательный стандарт.

Специфика моделирования структуры изучения курса «Введение...»

ПЕДАГОГИЧЕСКая НАУКа, дидактический тест, самостоятельная работа, репродуктивный уровень, профессиональное самоопределение, Профессионально-педагогическая культура, продуктивная деятельность...

Возможности моделирования в построении основ...

Опыт построения социально-педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия в структуре моделирования и апробации различных творческих проектов по педагогике в Кузбасской государственной педагогической академии (г. Новокузнецк)...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Организация самостоятельной работы студентов при изучении... Ключевые слова: самостоятельная работа, домашняя работа, аудиторное занятие, лексика, грамматика, устная речь, чтение, компьютерная технология, интернет, учебник, учебное пособие...

Использование дидактического потенциала виртуальной...

В тезисах представлено краткое обоснование необходимости создания виртуальной образовательной среды вуза для организации самостоятельной работы студентов. Создание такой среды обусловлено перечнем обязательных федеральных требований...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность.

Профессиональная подготовка педагога...

В статье рассматривается актуальность профессиональной подготовки педагога; качества, которыми должен овладеть студент педагогического вуза; социально педагогические предпосылки актуализации проблемы профессиональной подготовки студентов...

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

самостоятельная работа, студент, задание, самостоятельная работа студентов, дисциплина, знание, выполняемая работа, самостоятельная работа студента, Государственный образовательный стандарт.

Специфика моделирования структуры изучения курса «Введение...»

ПЕДАГОГИЧЕСКая НАУКа, дидактический тест, самостоятельная работа, репродуктивный уровень, профессиональное самоопределение, Профессионально-педагогическая культура, продуктивная деятельность...

Возможности моделирования в построении основ...

Опыт построения социально-педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия в структуре моделирования и апробации различных творческих проектов по педагогике в Кузбасской государственной педагогической академии (г. Новокузнецк)...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Организация самостоятельной работы студентов при изучении... Ключевые слова: самостоятельная работа, домашняя работа, аудиторное занятие, лексика, грамматика, устная речь, чтение, компьютерная технология, интернет, учебник, учебное пособие...

Использование дидактического потенциала виртуальной...

В тезисах представлено краткое обоснование необходимости создания виртуальной образовательной среды вуза для организации самостоятельной работы студентов. Создание такой среды обусловлено перечнем обязательных федеральных требований...

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность.

Профессиональная подготовка педагога...

В статье рассматривается актуальность профессиональной подготовки педагога; качества, которыми должен овладеть студент педагогического вуза; социально педагогические предпосылки актуализации проблемы профессиональной подготовки студентов...