Библиографическое описание:

Топаков Р. С., Сметанникова Ю. Б., Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю. Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Современное воспитательно-образовательное пространство и антропологическая среда, создающие условия для обучения и самообучения студентов в конце XX века, получили одно из самых гибких средств обучения и самообучения – электронные учебники. Система обучения и самообучения студентов при использовании ресурсов образовательных сайтов учреждений может гибко строить свои планы и программы в соответствии с потребностями, возможностями и системой ограничений как самого субъекта обучения и самообучения, так и социально-педагогического пространства.
Электронный учебник «Социальная педагогика» – одно из средств фасилитации формирования компетенций будущих педагогов по физической культуре в Кузбасской государственной педагогической академии и Новокузнецком училище (техникуме) олимпийского резерва, данный учебник исследовался с использованием анкет-опроса, в ходе которого было результативным то положение, что все составные анализа в среднем своем значении были более 70 % (в опросе принимало участие 50 человек, случайно выбранных с факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, 50 человек, случайно выбранных с естественно-географического факультета Кузбасской государственной педагогической академии), а это говорит о состоятельности разработки и востребованной, и значимой, и доступной, и эстетичной, и пр.
Культура, ее норма и отношения, правила и модели подвигают нас в свободном образовательном пространстве моделировать новые средства обучения. Одним из этих средств является электронный учебник. В таком контексте выбор направления исследования отражает потребность социального, воспитательно-образовательного пространства и самих студентов, включенных в деятельность и общение в системе спузовского и вузовского образования.
Анкета-опрос состояла из следующего материала:

Электронный учебник «Социальная педагогика»

Выполнен: Топаковым Русланом Сергеевичем

Размещен: на сайте Kuzspa.ru в разделе «Научные публикации» (http://www.kuzspa.ru/science-work/nauchn-publikacii/uchebnye-posobiya)

Научный руководитель: к. п. н., доцент Козырева О.А.

Опрос

Фамилия Имя Отчество
Учебное заведение
Факультет
Курс Группа
1. Выскажите свое мнение относительно изучения дидактического материала в электронных учебниках.
2. Как вы оцените по 10-балльной шкале электронный учебник «Социальная педагогика»? Ненужное вычеркнуть или обвести необходимое количество баллов.
- целостность материала 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- структурированность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- наличие необходимых гиперссылок и кнопок 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- дидактический тест 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- идентичность текстовому варианту 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- возможность использования дидактического материала на лекциях в аудитории для обучения, а также для фронтального опроса студентов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- эргономичность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- эстетичность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- социальная востребованность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- профессиональная востребованность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- уникальность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- возможность модификации 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- возможность цитирования 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- оригинальность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- своевременность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- современность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
3. Выскажите свое пожелание для дальнейшей разработки электронных учебников и дополнения и переработки этого.
Благодаря такой структуре были выявлены особенности дополнения и трансформации дидактического материала в учебнике.
Проблемы современного обучения и самообучения лежат в поле низкой мотивации учения как главной составляющей в структуре формирования компетенций и компетентности будущего специалиста.
Современная система реконструкции качества и предметного содержания профессионально-педагогических дисциплин социально-педагогическое знание в стандарте третьего поколения в своих составных частях раздробило на два курса – это курсы «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика». Сложность изучения материала в сравнении со стандартами второго поколения состоит в том, что дисциплины «Социальная педагогика», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Педагогические технологии», «Психолого-педагогический практикум», «Управление образовательными системами», «Нормативно-правовое обеспечение образование» изучаются в двух курсах-дисциплинах, суммарное количество часов на которые выделяется менее прежнего, а педагогика – это наука, кроме того, одна из нелегких наук, т.к. на базе знаний, умений, компетенций, моделей профессиональной деятельности и общения создаются условия для оттачивания мастерства или искусства планирования и организации полисубъектных отношений, фасилитирующих включение подрастающего поколения в систему взаимоотношений в микро-, мезо-, макросредах, предопределяющих исход социализации, адаптации, самореализации, саморазвития, самосовершенствования и пр.
Кроме того, теперь есть еще одна сложность, которая заключается еще в способе обучения нескольких курсов в одном, а уровень сформированности культуры самостоятельной работы студентов не всегда тот, который обеспечивает возможность самообучения и самообразования, фасилитирующих включение в социально-профессиональные отношения будущих педагогов-мастеров своего дела.
Так электронные учебники, с одной стороны, создают предпосылки для качественного, гибкого обучения и самообучения студентов, а с другой стороны, тормозят возможности продуктивной педагогики, т.к. в структуре электронного учебника, как и в классическом учебнике, предусмотрены два уровня знаний – репродуктивного и продуктивного, но, к сожалению, проверить продуктивный уровень формируемых знаний, умений, компетенций может только педагог, хотя все структуры методологического знания, предопределяющие формирование культуры самостоятельной работы будущих педагогов представлены и в такого рода учебниках.
Данный учебник содержит материал для фронтального изучения и контроля (дидактический тест), кроме того, есть возможность его своевременной переработки – дополнения, уточнения, углубления и пр. дидактического материала, он доступен каждому желающему – можно бесплатно и легко скачать с сайта Кузбасской государственной педагогической академии.
Титульный лист электронного учебника «Социальная педагогика»

Электронный учебник – одно из средств современной педагогической теории и практики, его одного в структуре гносеолого-герменевтического конгломерата не достаточно, но мы попытались создать адекватный аналог электронного ресурса, чтобы обеспечить студентов-педагогов в разнообразии взглядов и представлений на проблему социально-педагогического знания. Электронный учебник «Социальная педагогика» уникален, т.к. нет аналога в практике изучения данного курса в педагогических вузах и спузах. Мы не претендуем на единственно верное решение проблемы обучения и самообучения, формирования культуры самостоятельной работы студентов и педагогов, наша работа всего-навсего – попытка представления классических данных [1] в данные электронных ресурсов, фасилитирующих адекватное формирование компетенций будущих педагогов в структуре изучения курса «Социальная педагогика».

Литература:
  1. Козырева, О.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
Основные термины (генерируются автоматически): «Социальная педагогика», электронного учебника, Кузбасской государственной педагогической, государственной педагогической академии, дидактического материала, учебник «Социальная педагогика», самообучения студентов, культуры самостоятельной работы, электронного учебника «Социальная, учебника «Социальная педагогика», компетенций будущих педагогов, Электронный учебник «Социальная, самостоятельной работы студентов, формирования компетенций, средства обучения, электронный учебник, изучения дидактического материала, педагогическом вузе, возможность самообучения, Возможности электронного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос