Библиографическое описание:

Карпова Т. В., Котов С. В., Козырева О. А., Горбунова И. А., Буравова А. Н. Непрерывность педагогического образования в структуре и процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога и его самореализации [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Непрерывность педагогического образования есть категория, несомненно первостепенная, тем более, что в решении противоречий современной, сложившейся, устоявшейся и эволюционирующей системы образования в ее микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах представляет собой широкий интерес как для общей, так и для профессиональной педагогики. Кроме того, согласно совокупности принципов модернизации педагогического образования в контексте идей современной гуманно-личностной педагогики, пересмотру содержания и политики в законодательной системе, касающейся образования как ресурса и условия сохранения многонациональной культуры и языка, – это еще и совокупность отраслей методики преподавания различных дисциплин, специального образования и системы, занимающейся разработкой основ, качества и специфики физического воспитания и спорта.
Исследование формирования коммуникативной культуры, профессиональной, профессионально-педагогической, этнической культуры, культуры самостоятельной работы и прочих видов культур есть ничто иное, как то неизвестное-объективное, стимулирующее построение вектора преобразования как общественного, антропологического способа познания и преобразования объективной реальности согласно канонам историко-культурных ценностей и норм, так и специфически ситуативного, личностного и уникально-реконструируемого, стимулирующего выделение способов соотнесения пространственного и временного, антропологического и социально-средового, гносеологического и аксиологического, акмеологического и гуманно-личностного, в таком перечислении можно не отразить всех направлений преобразования внутреннего и внешнего мира, но существует одна тонкая грань, которая определяет перспективы саморазвития и самосохранения пространства и антропологической среды – это ее реконструируемое и ретранслируемое подобие, – так дети повторяют своих родителей, так нация поликультурного пространства повторяет своё наследие в продуктах цивилизации и государства, способных гибко варьировать и созидать, в противном случае, – все цепочки векторного (мультисредового – компетенции, ценности, различные типы культур и пр.) и скалярного (полисубъектного – проекции общества на объектную, индивидуальную, субъектную, личностную основу антропологических единиц, т.е. достижения в различных областях деятельности, труды, продукты общения и деятельности) генеза оборвутся и цель, смыслы и продукты антропологической среды канут в небытие. Непрерывность в данном феноменологическом поле и есть то, что проверяет целостность всех цепочек, отраженных в выше перечисленной структуре.
Если рассмотреть внутреннюю составную непрерывности в типологии скалярного и векторного преобразования – это культура самостоятельной работы (КСР), если рассмотреть внешнюю составную непрерывности – это состоятельность и целостность государства и его политико-экономических, морально-этических, деятельностно-практичес­ких, социально-профессиональных, гносеолого-акмеологических, дидактико-генетических и пр. устоев.
Специфика деятельности педагога в системе непрерывного профессионального образования заключается в создании условий для формирования культуры самостоятельной работы и реализации законодательной, исполнительной, силовой, правоохранительной, экономической, контрольно-ревизионной и пр. базы государственного управления всеми звеньями и единицами микро-, мезо-, макро- и мегасред, соразмерно и адекватно описывающих возможности и специфику общественно-экономических, правовых, образовательных, здравоохранительных, культурно-просветительских и пр. отношений.
Итак, процесс формирования КСР в контексте реализации идеи непрерывности может быть выделен в:
  • микро- (микросреды и микроциклы формирования КСР определяются витка образовательного комплекса услуг, например, учебного года или пределами возможностей одного учреждения, например, средняя школа, музыкальная школа и пр.),
  • мезо- (мезосреды и мезоциклы формирования КСР определяются совокупностью двух систем/структур, предопределяющих постановку и реализацию идей непрерывности образования и, как следствие, формирования культуры самостоятельной работы),
  • макро- (макросреды и макроциклы формирования КСР определяются совокупностью включения в поле моделирования и апробации двух поколений непрерывно обучающихся субъектов учебной и профессиональной деятельности и общения, например, – это создание школы с последователями-учениками),
  • мегамасштабах (мегасреды и мегациклы формирования КСР определяются появлением, созданием, реконструкцией и выживаемостью гносеолого-антропологического конгломерата в системе школ, ресурсного трансформирования моделей сознания и деятельности, общения и взаимодействия в мультисредовом, полисистемном направлении оценки качества преобразования и жизнеспособности).
Кроме того, в данный процесс включена 4-хуровневая структура внутриличностного формирования культуры самостоятельной работы, опосредованной такими нюансами в рассмотрении сущности личностного становления и развития, как объект, индивид, субъект, личность.
Учет этих двух ярусов моделей формирования КСР педагога выделяет перспективы этого и будущих исследований, фасилитирующих понимание и ситуативные изменения, возникающие в среде внутреннего и внешнего генеза, предопределяющие исход состоятельности, продуктивности, целостности и прочих выявляемых характеристик личности и пространства.
Непрерывность как качество в исследовании рассматривается нами в нескольких смыслах (направлениях):
  • локально-дидактическая непрерывность (непрерывность в локальном смысле) – характеризует один курс занятий в гносеолого-герменевтическом, дидактико-аксиологическом, системно-антропологическом ракурсе формирования потребностей, склонностей, предпочтений, компетенций и пр. характеристик образовательной деятельности в рамках одного конкретного предмета. Данный вид непрерывности в рамках классно-урочной системы обучения обеспечивается соблюдением/выполнением системы дидактических принципов по Я.А. Коменскому, в рамках системы обучения по Л.В. Занкову – системой принципов развивающего обучения по Л.В. Занкову. В системе высшего образования одним из примеров является система принципов по Н.В. Басовой.
  • целостно-образовательная непрерывность (непрерывность в узком смысле) – характеризует самостоятельный виток системы образования с позиций единства соблюдаемых норм, правил, законодательных актов в данном учреждении образования. Данная целостность сохраняет уникальность авторства в системе образования и полисубъектных отношениях, регулируемых на основе законодательства РФ, образовательного учреждения.
  • антрополого-гносеологическая непрерывность (непрерывность в широком смысле) – характеризует процесс формирования потребностей, склонностей, предпочтений, знаний, смыслов, умений, навыков, компетенций и пр. на протяжении всей жизнедеятельности человека.
Непрерывность как категория современной педагогики специфично отражает неоднородность, относительность, устойчивость, системность, полисубъектность и прочие характеристики воспитательно-образовательной, свободной образовательной и прочей среды в рассмотрении всех составных антропологического генеза.
Данное качество рассматривается во всех моделях формирования КСР педагога. Следствием данного факта является следующее положение, что формирование КСР педагога – непрерывный процесс реализации определения (выявления) противоречий антрополого-средового генеза и своевременного решения на микро-, мега-, макро- и мегауровнях.
В таком контексте самореализация является условием и результатом формирования КСР педагога и соблюдением реализации принципов непрерывного профессионального образования.
Приведем в пример дефиниции категории «самореализация» как результат доказательств вышеизложенной теоретико-эмпирической базы.
Самореализация – результат системного преобразования и реализации модели саморазвития и самосовершенствования в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющих процесс и результат осуществления личной, социальной и профессиональной практик субъекта деятельности и общения, фасилитирующих получение продукта деятельности и общения как эталона сравнения в социальной и профессиональной среде, где гибкое реагирование на все изменения в структуре ценностного и знаниевого конгломерата новообразований и условий государственного регулирования отношений в различных проявлениях гуманно-личностного начала всей системы антропологического генеза представляет собой тенденцию самосохранения государства, культуры, среды и личности (Котов С.В. – 2011/2012 уч.г.).
Самореализация – процесс неустанного поиска личности в претворении идеалов деятельности и общения в социальной и профессиональной среде, системно предопределяющих выявление совокупности условий, возможностей и ограничений данной личности как смысла всех реализуемых преобразований и самосохранения (Буравова А.Н. – 2011/2012 уч.г.).
Результаты самореализации педагогов лежат в поле известных направлений социализации – спорт, наука, искусство, религия.
Средством выявления ресурсов самореализации, саморазвития и самосовершенствования будущих педагогов в системе среднего и высшего профессионально-педагогичес­кого образования является профессионально-педагогический кейс [1], а в системе среднего полного/основного, а также начального, среднего профессионального образования – портфолио [2, 3].
Непрерывность профессионального образования в конгломерате идей, принципов, условий, технологий дают свои плоды в структуре реализации основ продуктивной педагогики. Примером является социально и профессионально обусловленная связь в структуре реализации непрерывности профессионального образования в Новокузнецком училище олимпийского резерва и Кузбасской государственной педагогической академии.
Студенты Кузбасской государственной педагогической академии, ранее обучающиеся в стенах Новокузнецкого училища олимпийского резерва, показывают более высокие результаты в различных номинациях, т.к. социально-профессиональная мотивация и уровень самосознания личности, модели самореализации и самосовершенствования, социализации и саморазвития, построенные у данных субъектов, предполагают, что на протяжении всей жизни будет осуществляться ситуативная их реконструкция, оптимально или субъективно меняющая направление социализации и самореализации.

Литература:
  1. Горбунова, И.А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учебное пособие / И.А. Горбунова, О.А. Козырева. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 79 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978-5-7148-0378-9.
  2. Кошелев, А.А. Портфолио школьника: учебное пособие / А.А. Кошелев, О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2011. – 38 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–615–9.
  3. Колпаченко, Л.Я. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО: учебное пособие/ Л.Я. Колпаченко, О.А. Козырева. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. – 46 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–554–1.
  4. Артамонова, Е.И. Особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога / Е.И. Артамонова, О.А. Козырева // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2011. – № 4 (33). – С.11-19.
Основные термины (генерируются автоматически): культуры самостоятельной работы, формирования культуры самостоятельной, формирования КСР, формирования КСР педагога, самостоятельной работы педагога, профессионального образования, Непрерывность педагогического образования, процесс формирования, процесс формирования КСР, формирования потребностей, микроциклы формирования КСР, мезоциклы формирования КСР, макроциклы формирования КСР, мегациклы формирования КСР, моделях формирования КСР, процессе формирования культуры, моделей формирования КСР, непрерывного профессионального образования, структуре формирования культуры, формирования коммуникативной культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle