Моделирование системы принципов управления педагогическим коллективом как результат сформированности культуры самостоятельной работы педагога по ФК | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбунова, И. А. Моделирование системы принципов управления педагогическим коллективом как результат сформированности культуры самостоятельной работы педагога по ФК / И. А. Горбунова, Е. А. Рудофилова, О. А. Козырева, Е. Ю. Грачева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3265/ (дата обращения: 23.04.2024).

Современные тенденции построения среднего и высшего профессионального образования в соответствии с ФГОС третьего поколения выделяют и реализуют направление для реализации идей продуктивной педагогики в формировании компетентности будущего педагога по ФК.

Современная школа — это не только центр обучения, развития и воспитания детей и подростков, но и система создания условий для их самоопределения, саморазвития, самовоспитания, самообучения, самосовершенствования в постановке и решении основного противоречия современной профориентологии «хочу — могу — надо — есть». Современные школы имеют в своей системе управления и функционирования устав, гимн, герб, принципы социально-педагогического взаимодействия и управления, стандартные и нестандартные формы организации обучения, воспитания, взаимодействия, традиционные и инновационные методы и средства гуманно-личностной педагогики, фасилитирующей включение индивида, субъекта, личности в значимую деятельность и получение оптимального результата в ходе ее организации и трансформации.

В таком контексте педагоги (учителя) должны формировать способности, склонности, предпочтения обучающихся в соответствии с нюансами государственной политики в системе образования и возможностями социальной среды реализовать данные способности в профессиональной и личностной сферах данных людей, а администрация школы — следить за грамотностью и компетентностью специалистов, включенных в общее школьное дело — обогащение внутреннего мира развивающейся личности согласно системе ограничений и возможностей личности и среды, создавшей данную личность и реализующей условия для ее востребованности в микро-, мезо-¸ макро- и мегаотношениях.

Культура руководителя состоит в своей основе из векторной суммы культур, описывающих, подтверждающих и фасилитирующих возможности руководителя как личности, продукт которой создает условия для позитивного, состоятельного, продуктивного, гуманного общения, в результате коего растет потенциал коллектива и результат создания материальных благ и ценностей.

Управленческая культура руководителя-педагога в своей структуре содержит следующие компоненты: культуру самостоятельной работы, культуру умственного труда, профессионально-педагогическую культуру, коммуникативную культуру, культуру оказания помощи и поддержки молодым коллегам и коллегам со стажем работы (психотерапевтическая грань психолого-педагогической культуры).

В практико ориентированном ракурсе профессионально-педагогическая культура рассматривается как результирующий элемент сложения культуры самостоятельной работы и культуры социально-педагогического взаимодействия, кроме того есть еще определения [1]:

  • специфическая характеристика (может быть определена уровнем или степенью) образованности и воспитанности субъекта педагогической деятельности (педагога), характеризующая его с различных сторон или аспектов педагогического взаимодействия, где условно выделяют две составляющие единого процесса: ценностную и знаниевую, которые и предопределяют исход всех субъект-субъектных и субъект-объектных отношений в структурах профессиональной деятельности педагога.

  • культура создания и реализации условий для профессионального самоопределения, самосовершенствования и самореализации субъектов педагогического взаимодействия в системе полисубъектных, полиструктурных отношений в социальном и социально-педагогическом континууме, отражающих разнообразные аспекты аксиакмеологических структур рассматриваемого феномена.

Под культурой самостоятельной работы понимается совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности. Под личностью мы понимаем человека, имеющего позитивную систему ценностей и создающего реализуемые на практике условия для самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического, эмоционального, продуктивного, репродуктивного и пр.). Сформированность культуры самостоятельной работы определяется по аналитико-синтетическим умениям, умениям фиксировать информацию (конспектирование, тезирование, аннотирование, реферирование и пр.), коммуникативным умениям, креативным умениям (моделирование словесно-логическое и структурно-логическое), поисковым умениям (умениям находить необходимую информацию; путей, способов решения определяемой проблемы, поиск средств (идеальных и материальных) для реализации решений и т. д.).

Под культурой социально-педагогического взаимодействия понимается совокупность требований и норм, предъявляемых к планированию и организации субъект-субъектных и субъект-объектных отношений в системе педагогического и социально-педагогического взаимодействия, опосредованных пространственно-временными ограничениями.

Управленческая культура руководителя-педагога — это реализованная возможность субъекта педагогической среды в русле принципов гуманно-личностной педагогики и психологии управления качеством и результатом отношений, педагогическими процессами и модернизации несостоявшихся или деформированных звеньев педагогической или образовательной системы.

Управленческая культура руководителя-педагога — это социально обусловленная система взаимоотношений в установлении, налаживании и трансформации связей полисубъектного поля согласно канонам гуманно-личностной педагогики и психологии, провозглашающих ценность человека высшей, а все средства и методы, используемые в данном виде деятельности — не наносящими вреда здоровью и самочувствию человека и/или группе людей.

Управление качеством образования современной школы зависит от материального обеспечения системы образования, уровня культуры и сформированности ее норм в микро-, мезо-, макро-, и мегамасштабах. Внедрение инноваций в систему управления и организации обучения и образования — первостепенная ее задача, а в условиях нестабильности и реформирования системы образования является синергетическим механизмом формирования стабильности воспитательно-образовательных и культурно-исторических сред.

Одна из дисциплин, включенная в курс «Теоретическая педагогика», — «Управление педагогическими системами» — это отрасль педагогической науки, планомерно изучающая закономерности, принципы, виды, формы, методы, средства, методики, технологии управления педагогическим коллективом в условиях пространственно-временных, государственно-региональных, национально-этнических и пр. ограничений и стимулов, гибко отражая решение противоречий планирования и организации учебно-воспитательной работы в среде микро-, мезо- и макромасштабов.

В таком контексте происходит изучение принципов управления, а также моделирование авторской системы принципов управления ученическим коллективом.

Принципы управления педагогическими системами (коллективом) представляют собой универсальные положения, предопределяющие построение и регулирование отношений в коллективе, являются неотъемлемыми условиями и закономерностями координации действий и деятельности в педагогическом коллективе, которые строятся в соответствии с моделями преобразования гуманно-личностных отношений в микро-, мезо-, макро- и мегагруппах.

Обычно в педагогике выделяют систему принципов управления педагогическими системами. Моделируя систему принципов в словесно-логическом аспекте субъект взаимодействия осознанно или подневольно (к зачету, экзамену, при приеме на работу и пр.) отражает объективно или субъективно (иллюзорно, вымышлено, надуманно, приукрашено, фантастично и пр.) свои нормы морали и этики, согласующиеся с нормами пространства. Успешность такого рода деятельности зависит от многих факторов, выделим некоторые из них: интеллектуального развития субъекта, уровня развития коллектива и общества, принятия и реализации систем принципов гуманизма, в которой немаловажную роль играют здоровье субъекта и общества в целом, психологическая совместимость людей, толерантность, уровень адаптации, уровень социализации, гибкость, креативность, продуктивность и пр.

Примером является система принципов управления ученическим коллективом, моделированная Е. А. Рудофиловой:

  1. Принцип научности, последовательности, системности, систематичности в управлении педагогическими системами/коллективом:

  • Принцип адекватного отражения объективной действительности, ее проблем, перспектив, нюансов преобразования.

  • Принцип интегративности в организации целостного педагогического процесса, управления им и реконструкции в соответствии с выявленными противоречиями и проблемами.

  • Принцип ведущей роли педагога в процессе педагогического взаимодействия.

  • Принцип социальной направленности, законности, объективности, комплексности и гласности в структуре и качестве управления образовательными системами.

  1. Принцип создания условий для формирования и развития у субъектов социально-педагогической среды адекватной позитивной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности:

  • Принцип унифицированности, модификации, трансформации, реконструкции, ретрансляции социального опыта в соответствии с моделями управления качества организации и планирования педагогического взаимодействия.

  • Принцип формирования, трансформации, реконструкции модели поведения и взаимоотношений в социально-педагогической среде.

  • Принцип формирования ценностных ориентаций и компетенций у субъектов воспитательно-образовательного пространства и духовно-антропологической, дидактико-гносеологической среды.

  • Принцип соблюдения мультисредового взаимодействия в системе организации полисубъектных отношений и выделения приоритетов в реализации идей гуманизма, демократии и толерантности.

  • Принцип сотрудничества и взаимопомощи в коллективе.

  1. Принцип формирования самостоятельности у субъектов микро-, мезо-, макро-, мегагрупп, включенных в совместную педагогическую и социально-педагогическую деятельность:

  • Принцип состоятельности личности в деятельности и общении, согласованной реконструкции модели формирования культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры.

  • Принцип дисциплинированности и ответственности в управлении качеством педагогическими системами.

  • Принцип создания условий для позитивной, коммуникативно-нравственной среды, фасилитирующей у субъектов процессы социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования, самореализации и пр.

  1. Принцип синергетической самоорганизации педагогической системы, модели управления коей построены в соответствии с возможностями трансформации и ретрансляции основ гуманно-личностной педагогики и психологии.

  2. Принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления.

  • Принцип профессиональной ориентации, грамотности, компетентности, мастерства в организации психолого-педагогической деятельности.

  • Принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки в нюансах управления образовательными системами.

  • Принцип профессиональной ориентации, грамотности, компетентности, мастерства в организации психолого-педагогической деятельности.

  • Принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т. д.) и др.

Данная система принципов моделирована в соответствии с идеями реализации гуманно-личностной педагогики и психологии в становлении, формировании и развитии личности в деятельности и общении.

Процесс моделирования и апробации принципов управления, включение в решение проблем детского коллектива у педагога по ФК строится системно (фундаментально), т. к. при изучении курсов «Теория обучения» [13], «Теория воспитания» [12], «Социальная педагогика» [11] были уже аналогичные задания в рамках поставленных проблем воспитания, обучения, социализации, педагогического взаимодействия. Возможности формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК в данных заданиях уникальны, т. к. единство теории и практики в реализации идей продуктивной педагогики отражает специфику и качество изучаемых условий, продуктов, объектов, трансформирующих сознание личности в поле профессионально-педагогических, продуктивных отношений, вторичными ресурсами решения данной задачи являются моделированные профессионально-педагогические кейсы педагогов по ФК [1, 2, 3, 7, 8].

Показательность и многофакторность, актуальность и значимость, многофункциональность и мультисредовость изучаемых аспектов формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК и профессионально-педагогической культуры обусловлены спецификой и качеством построения профессионально-педагогических аспектов отношений студентов и педагогов в условиях непрерывного профессионально-педагогического образования (в нашем случае — это Новокузнецкое училище олимпийского резерва и Кузбасская государственная педагогическая академия). Нельзя однозначно сказать, что сформированность культуры самостоятельной работы педагога по ФК — это только его результат деятельности, т. к. в среде и педагогической направленности реализации процесса получения профессионального образования уровень сформированности культуры самостоятельной работы педагога выше, кроме того, количество будущих педагогов сообразно растет, если учтен фактор значимости и реализма постановки и решения проблем профессиональной педагогики в рамках специфики решаемых задач.


Литература:

  1. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.

  2. Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 385 с. — ISBN 5–85117–239–8.

  3. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография / О. А. Козырева. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. — 410 с. — ISBN 978–5–7148–0346–8.

  4. Козырева, О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. — 374 с. — ISBN 978–5–85117–411–7.

  5. Козырева, О. А. Обучение как феномен моделирования и практики: монография / О. А. Козырева. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — 363 с. — ISBN 978–5–7148–0360–4.

  6. Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2012. — 113 с. — ISBN 978–5-85117–675–3.

  7. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре:учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. — Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2012. — 79 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5-7148–0378–9.

  8. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2011. — 121 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-85117–553–4.

  9. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы: учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. — Новокузнецк, 1997. — 102 с.

  10. Козырева, О. А. Общие основы педагогики: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2008. — 279 с. [+ прил. на CD]. — ISBN 978–5-85117–353–0.

  11. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. [+прил. на CD]. — ISBN 978–5-85117–495–7.

  12. Козырева, О. А. Теория и методика воспитания: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2008. — 267 с. [+прил. на CD]. — ISBN 987–5-85117–379–0.

  13. Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2007. — 359 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–270–0.

1

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, принцип, профессионально-педагогическая культура, самостоятельная работа педагога, социально-педагогическое взаимодействие, культура, педагогическое взаимодействие, система, управленческая культура руководителя-педагога.

Похожие статьи

Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе...

Культура педагогического взаимодействия является элементом общечеловеческой культуры и педагогической культуры в частности.

управленческая культура педагога, образовательная организация, управленческая культура, умение, педагог, управленческая...

Возможность моделирования системы принципов...

Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога.

Культура самостоятельной работы как механизм саморазвития и самореализации личности, способ...

Система принципов педагогического взаимодействия...

Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре.

принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры...

Некоторые педагогические условия формирования культуры...

самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая культура, социально-педагогическое взаимодействие, самостоятельная работа педагога, принцип...

Культура как условие и результат формирования учебной...

самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая культура, социально-педагогическое взаимодействие, самостоятельная работа педагога, принцип...

Педагогическая креативность в управленческой культуре...

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога. В статье представлены главные личностные характеристики руководителя, которые способствуют эффективности его управленческой деятельности.

Управленческая культура руководителя образовательного...

управленческая культура, управленческая деятельность, культура, культура управления, управленческая культура руководителя, управление, профессиональная культура, ценность, социальный

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога.

Педагогическая культура как составляющая профессиональной...

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога. Ключевые слова: культура управления, интуиция, педагогическая деятельность, креативность.

Некоторые особенности детерминации основ педагогического...

самостоятельная работа педагога, самостоятельная работа, уровень, педагог, культура, продуктивная самореализация педагога, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая работа...

Похожие статьи

Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе...

Культура педагогического взаимодействия является элементом общечеловеческой культуры и педагогической культуры в частности.

управленческая культура педагога, образовательная организация, управленческая культура, умение, педагог, управленческая...

Возможность моделирования системы принципов...

Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога.

Культура самостоятельной работы как механизм саморазвития и самореализации личности, способ...

Система принципов педагогического взаимодействия...

Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре.

принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры...

Некоторые педагогические условия формирования культуры...

самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая культура, социально-педагогическое взаимодействие, самостоятельная работа педагога, принцип...

Культура как условие и результат формирования учебной...

самостоятельная работа, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая культура, социально-педагогическое взаимодействие, самостоятельная работа педагога, принцип...

Педагогическая креативность в управленческой культуре...

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога. В статье представлены главные личностные характеристики руководителя, которые способствуют эффективности его управленческой деятельности.

Управленческая культура руководителя образовательного...

управленческая культура, управленческая деятельность, культура, культура управления, управленческая культура руководителя, управление, профессиональная культура, ценность, социальный

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога.

Педагогическая культура как составляющая профессиональной...

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога. Ключевые слова: культура управления, интуиция, педагогическая деятельность, креативность.

Некоторые особенности детерминации основ педагогического...

самостоятельная работа педагога, самостоятельная работа, уровень, педагог, культура, продуктивная самореализация педагога, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая работа...