Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Марсальский Г. А., Иванова Ю. Н., Скворцов С. А., Козырева О. А. Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 5-7. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3387/ (дата обращения: 19.10.2018).

Психолого-педагогические основы изучения процесса самореализации педагогов по физической культуре — сложная и многогранная проблема, неоднозначность, неоднородность, субъектность решения которой определяется многими факторами внутреннего и внешнего генеза, кроме того, нет объективного измерителя качества и продуктивности процесса самореализации в системе полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований среды, создавшей субъекта деятельности, культуры, общения, науки, искусства и пр.
В связи с этим, попытаемся определить модель изучения специфики самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования на примере связи и соблюдении преемственности образовательных учреждений — это Кузбасская государственная педагогическая академия (вуз) и Прокопьевский техникум физической культуры (ссуз).
В структуре самореализации мы будем придерживаться следующих направлений: спорт, наука, искусство [2], данные три направления выделены нами путем сопоставления результатов опыта практической деятельности и источников научного знания, полученного длительными наблюдениями и практической проверкой разрабатываемых и уточняемых теорий организации занятий педагогов по ФК, ведению и пропаганде здорового образа жизни, выявления акмеперспектив становления и развития личности.

Самореализация — это способность личности, выражающаяся в оптимизации моделей социокультурного взаимодействия, которые являются средствами позитивного преобразования объективной социокультурной действительности, имеющей внутреннюю и внешнюю составляющие [1].

Самореализация личности в мультисредах определяется возможностями и потребностями личности и среды, создающей и трансформирующей личность в полном смысле данного полидефинитного феномена на протяжении ее включения в мультисреду [2].
Под мультисредой понимают результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования [2].
Самореализация — это процесс и результат самостоятельного, ситуативного определения позиций, условий, критериев, показателей, перспектив и достижений личности в различных областях деятельности и общения, связанных непосредственно с профессиональной деятельностью, досугом и отдыхом.
Итак, под процессом самореализации педагога по ФК в условиях непрерывного профессионального образования мы будем понимать иерархическую модель получения, реконструкции, трансформации знаний, умений, навыков, компетенций и ценностей, предопределяющих на протяжении всей жизнедеятельности субъекта выявление основ повышения качества субъект-субъектных связей, самочувствия субъекта самореализации и продуктов субъект-объектных преобразований и субъект-субъектных отношений, определяющих пространственно-временную, ситуативно и субъектно обусловленную систему противоречий, поиск решений выявленных противоречий и проблем в среде и деятельности, прямо и косвенно связанных с физической культурой, здоровым образом жизни и спортом.
Под спецификой самореализации педагога по ФК в условиях непрерывного профессионального образования будем понимать ситуативную, субъектно-средовую возможность и качество осуществления процесса самореализации, опосредованного нюансами научно-методической, философско-методологической, нормативно-правовой основы обеспечения среднего и высшего профессионального образования.
На данных основаниях попытаемся связать исторические нюансы становления ссуза и возможности продолжения образования студентов ссуза в вузе того же профиля деятельности, т. е. — физической культуры и спорта.
Свой исторический путь Прокопьевский техникум физической культуры (ПТФК) начал в 1965 году. Сегодня Прокопьевский техникум физической культуры является образовательным и научным центром физической культуры и спорта Кемеровской области.
В 2008 году техникум был занесен во Всероссийский Национальный регистр «Лучшие ССУЗы России» в рубрике «Элита Кузбасса». В 2011 году техникум стал лауреатом конкурса «100 лучших ССУЗов России», который проводится при участии Независимого общественного совета и комитета Госдумы по образованию.
В настоящее время коллектив Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Прокопьевский техникум физической культуры» широко придерживается взглядов Спортивного кодекса Фэйр Плэй. Понимая важность спорта в современной жизни и желая использовать его воспитательный потенциал, широко проводит работу по разъяснению принципов Фэйр Плэй, пропагандирует массовость занятий физической культурой и здоровый образ жизни [5].
В Прокопьевском техникуме физической культуры работает 22 преподавателя, большинство из них выпускники Прокопьевского техникума физической культуры [5].
В настоящее время они получили высшее образование и работают на благо и процветание любимого учебного заведения. За подготовку высококвалифицированных кадров в области физкультуры и спорта имена 6 преподавателей занесены в энциклопедию «Лучшие люди России». Все результаты достигаются подготовкой и участием студентов во всероссийских, областных конкурсах и мероприятиях. Например, студенты техникума участвовали во всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива» в 2009, 2010 году и прошли во второй этап конкурса, который проходил в г. Москва. На уроках физической культуры, студенты приобретая различный умения и навыки, хорошую физическую подготовку, участвуют и занимают призовые места в городских, областных соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике [5].
Система непрерывного профессионально-педагогического образования обуславливает связи суза и вуза. Так можно подчеркнуть важность продолжения образования педагогами ПТФК и студентами ПТФК в Кузбасской государственной педагогической академии [3–4].
Особенно хотелось бы отметить заслуги таких студентов, как Клюев Игорь Сергеевич, Щербакова (Юдина) Ирина Ивановна. Студенты определяют себе поле перспектив саморазвития, самосовершенствования, самореализации в трех плоскостях — спорт, наука, искусство.
Так Щербакова Ирина Ивановна, обучаясь на факультете физической культуры, имеет третье место в выступлении на Международной научно-практической конференции с докладом «Моделирование отчета по педагогической практике и анализ ее результативности» на Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы модернизации профессионального образования в XXI веке» (г. Новокузнецк), она плотно организует свою деятельность, занимается научной работой (3 публикации). Клюев Игорь Сергеевич также занимается процессом самореализации в трех направлениях — занимается спортом, моделированием научных публикаций и выступлений с ними на научно-практических конференциях, воспитанием, обучением и социализацией подрастающего поколения.
В условиях непрерывного профессионально-педагогического образования созданы все возможности осуществлять процесс самореализации педагогов по ФК.
Попытается выделить педагогические условия самореализации педагога по ФК в условиях непрерывного профессионально-педагогического образования:
  1. Учет дихотомического, научного определения специфики проблем современной здоровьесберегающей педагогики в получении наивысших достижений субъектом деятельности и общения и сохранения им здоровья как ценности, предопределяющей качество жизни и благополучие личности как продукта культуры, науки и спорта.
  2. Учет возможности нормального распределения (распределения Гаусса) в процессе самореализации педагога по ФК в условиях непрерывного профессионально-педагогического образования.
  3. Учет системы полисубъектных и профессионально-педагогических возможностей и ограничений в определении специфики, средств и методов воспитания, обучения, социализации и самореализации субъектов воспитательно-образовательной среды и культурно-исторического пространства в спорте, науке, искусстве.
  4. Обеспечение гуманно-личностных отношений в структуре формирования профессионально-педагогической культуры как критерия и показателя устойчивости, завершенности, гибкости, толерантности, конкурентоспособности, сформированности личности педагога по ФК.
  5. Соблюдение основ современного научно-педагогического обеспечения процесса самореализации личности в профессиональной и досуговой деятельности и общении.
  6. Поиск личности педагога по ФК в структуре (модели) определения и обогащения современного педагогического знания, обеспечивающего обусловленность и завершенность цикла самореализации в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах.
  7. Формирование потребностей и моделей отношений у субъектов процесса самореализации, предопределяющих формирование культуры самостоятельной работы, коммуникативной культуры, общей и профессионально-педагогической культуры.
  8. Определение и учет специфики взаимоотношений субъектов учебной и производственной деятельности как результат рефлексии, механизм накопления опыта практической деятельности педагога по ФК, успешности личности.
  9. Создание условий для объективно высокого уровня общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) у педагога по ФК.
  10. Создание школы и среды субъектов с активной, гуманной жизненной позицией, определяющих свои интересы в области саморазвития и самореализации, взаимодействия и социализации подрастающего поколения.
В современных условиях становления личности педагога очень сложно реализовать все педагогические условия управления процессом самореализации педагогов по ФК, т. к. и престиж профессии, и материально-техническое обеспечение, и проблемы, связанные с демографической ситуацией и здоровьем в РФ, относят на второстепенные роли специфику и результат процесса формирования самореализации педагога в условиях непрерывного профессионального образования, которое в сворю очередь претерпевает и юридические (ФЗ «Об образовании в РФ», принятый Государственной Думой 21.12.2012, одобрен Советом Федераций 26.12.2012, подписанный президентом 29.12.2013 и вступающий в законную силу с 01.09.2013), и экономические (пересмотр оплаты труда работников среднего и высшего образования и культуры и пр.), и морально-нравственные измерения и ломки. Социально-профессиональная аллергия как феномен дидактогений — одна из проблем, практически не решаемая обществом в условиях низкой культуры и низкого уровня жизни, единственный вариант решения — создание условий для самореализации всех субъектов социального пространства, в процессе которого личность становится социально, профессионально и субъектно значимой в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. А начинать надо, конечно же, с образца для подражания — педагогов и родителей, среда которых предопределяет уровень и качество процесса самореализации личности в деятельности и общении.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-85117–552–7.
  2. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+прил. на CD]. — ISBN 978–5-85117–495–7.
  3. Редлих, С. М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2011. — № 1 (3). — С. 49–62.
  4. Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования / С. М. Редлих, О. А. Козырева, А. А. Кошелев // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Частина VІ. — С. 84–91.
  5. http://pcope.ru/index/istoria/0–17


1

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, Прокопьевский техникум, непрерывное профессионально-педагогическое образование, непрерывное профессиональное образование, здоровый образ жизни, спорт, Кузбасская государственная педагогическая академия, Международная научно-практическая конференция, высшее образование, культурно-историческое пространство.

Похожие статьи

Научная конференция «Проблемы и перспективы развития...»

Научные конференции / Педагогические науки. Проблемы и перспективы развития образования. IX международная научная конференция. Место проведения конференции и издания сборника Краснодар. Конференция состоится в заочной (дистанционной)...

Повышение квалификации и дополнительное образование...

физическая культура, повышение квалификации, спорт, высокий класс, профессиональное образование, Образование, Российская федерация, Россия, область, развитие науки.

Уровни моделирования профессионально-педагогических...

профессионально-педагогического образования в Кузбасской государственной педагогической академии. ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА [1] — наглядное, структурно-содержательное, объективное...

Некоторые особенности детерминации основ педагогического...

физическая культура, Прокопьевский техникум, непрерывное профессионально-педагогическое образование, непрерывное профессиональное образование, здоровый образ жизни, спорт...

Публикация научных статей — Молодой ученый

Международные научные конференции.

Эти вопросы очень часто возникают у многих, кто в силу своей работы связан со школой: у учителей, работников дополнительного образования, молодых ученых, ведущих в школах спецкурсы.

Непрерывное образование в системе повышения квалификации...

непрерывное образование, система повышения квалификации, индивидуальная траектория, исследовательская деятельность, педагогическое образование, профессиональная компетентность...

Педагогические условия самореализации подростков...

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014).

Актуальные проблемы высшего профессионального образования в условиях модернизации: матер.

Архив номеров журнала — Молодой ученый

Научный журнал. Международные конференции.

Вы удивительно четко, оперативно и профессионально работаете.

кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург), 9 декабря 2011 года.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Научная конференция «Проблемы и перспективы развития...»

Научные конференции / Педагогические науки. Проблемы и перспективы развития образования. IX международная научная конференция. Место проведения конференции и издания сборника Краснодар. Конференция состоится в заочной (дистанционной)...

Повышение квалификации и дополнительное образование...

физическая культура, повышение квалификации, спорт, высокий класс, профессиональное образование, Образование, Российская федерация, Россия, область, развитие науки.

Уровни моделирования профессионально-педагогических...

профессионально-педагогического образования в Кузбасской государственной педагогической академии. ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА [1] — наглядное, структурно-содержательное, объективное...

Некоторые особенности детерминации основ педагогического...

физическая культура, Прокопьевский техникум, непрерывное профессионально-педагогическое образование, непрерывное профессиональное образование, здоровый образ жизни, спорт...

Публикация научных статей — Молодой ученый

Международные научные конференции.

Эти вопросы очень часто возникают у многих, кто в силу своей работы связан со школой: у учителей, работников дополнительного образования, молодых ученых, ведущих в школах спецкурсы.

Непрерывное образование в системе повышения квалификации...

непрерывное образование, система повышения квалификации, индивидуальная траектория, исследовательская деятельность, педагогическое образование, профессиональная компетентность...

Педагогические условия самореализации подростков...

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014).

Актуальные проблемы высшего профессионального образования в условиях модернизации: матер.

Архив номеров журнала — Молодой ученый

Научный журнал. Международные конференции.

Вы удивительно четко, оперативно и профессионально работаете.

кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург), 9 декабря 2011 года.

Задать вопрос