Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шик, К. И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь / К. И. Шик. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2337/ (дата обращения: 17.12.2024).

Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения. В связи с этим особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания. В настоящее время, для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование в узкой специализации. Немаловажным фактором становится желание человека работать и всячески способствовать развитию своей страны. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык. Данная проблема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом молодом человеке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности.

В современном обществе в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям [1, с. 543].

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны.

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Общественная потребность в патриотическом воспитании личности занимает важное место в Республике Беларусь. Для более четкого представления данного понятия, дадим определение и рассмотрим структуру воспитательного процесса.

По мнению А.Н. Вырщикова, воспитательный процесс – “это педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена разноуровневых и разноплановых актов формирования личности молодого человека, в ходе которой решаются задачи развития и психологической подготовки личности к жизни в конкретных условиях. Элементами воспитательного процесса выступают: цели, задачи, субъектно – объектные взаимодействия, содержание, формы, методы, технологии, механизмы реализации средств и диагностики эффективности как самого процесса, так и новообразований в личности воспитанника. Целевая определённость патриотического воспитания и содержательные параметры определяются его пониманием как субъектной сферы человеческого бытия, в которой решаются фундаментальные проблемы обретения идеалов, смыслов, ценностей и т.д.” [3, с.140]. Авторы данного определения в полной мере рассматривают процесс воспитания, раскрывают его структуру, определяют его элементы.

Воспитание патриотизма подчиняется рассмотренной выше структуре, однако имеет ряд особенностей. Таким образом, рассмотрим специфику патриотического воспитания. Нами были проанализированы более двадцати понятий патриотического воспитания, которые даются в энциклопедических изданиях, справочниках, научных исследованиях, на основе чего мы можем сделать вывод, что в большинстве они схожи между собой по своей сущности, а если и отличаются друг от друга, то только незначительными деталями. В подтверждении этому, приведем некоторые примеры.

Так, по мнению Буткевич В.В, патриотическое воспитание – это «формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственной символики, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление национальных чувств и культуры межнационального общения» [1, C.21].

Белоусов Н.А определяет патриотическое воспитание как «воспитание патриота, формирование у человека духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу Родины» [2, c.36].

Кусмарцев М.Б. пишет, что патриотическое воспитание – это «формирование в личности приверженности важнейшим духовным ценностям; воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности к Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего отечества, за научно-технический и культурный вклад Беларуси в мировую цивилизацию» [3, c.42].

Живейко А.Д. под патриотическим воспитанием понимает «формирование патриотических взглядов и убеждений, чувств и норм поведения» [4, c. 4].

Таким образом, если обратиться к многим исследователям патриотического воспитания, то итог поисков не будут отличаться разнообразием. Наиболее подходящим, на наш взгляд, является определение В.В. Буткевич, которое наиболее полно отражает все аспекты данного процесса. Отметим так же, что большинство исследователей выделяют в процессе воспитания патриотизма следующие компоненты:

  • когнитивный – определенный уровень знаний по истории своей Родины, своего родного края, своего народа, что позволяет сформировать уважительное отношение и гордость за прошлое своей страны;

  • мотивационный – предполагает определенный уровень сформированности потребностей и мотивов, нацеленных на активную творческую деятельность и активное познание нового;

  • эмоциональный – объединяет в себе положительные переживания личности по отношению к историческому прошлому страны, гордость за исторические события и подвиги предков;

  • творческий – это стремление в поведенческом аспекте приумножать и создавать историю сегодня, предполагает активную позитивную позицию в действии.

Таким образом, патриотизм может быть сформирован лишь в результате согласованного воздействия на сознание, эмоционально-волевую сферу в сочетании с организацией соответствующей деятельности. Процесс патриотического воспитания состоит из определенных элементов воспитательного процесса и имеет ряд специфических компонентов, которые поэтапно формируют патриотическое сознание в личности.

В качестве целевых ориентиров патриотического воспитания выступают смыслы человеческого бытия, обнаруживающиеся, в первую очередь, в мире ценностей, являющихся системообразующим элементом в структуре целей патриотического воспитания. По мнению В.И.Лутовинова, главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в нашем обществе патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими граждански активными, социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой [5, c.84].

Согласно существующим нормативным документам, целью патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является: привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов. Реализация этой цели зависит от выполнения в той или иной мере конкретных задач, основными из которых в данный момент являются:

- привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;

- привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической истории белорусского народа;

- воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь, интернациональное воспитание;

  • привитие любви и уважения к белорусскому языку, как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;

  • физическое воспитание, организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;

  • воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и защитнику Отечества, воина;

  • формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республики Беларусь;

  • убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.

Патриотическое воспитание учащейся молодёжи осуществляется по многим направлениям. Определенную роль в патриотическом воспитании играют ряд общественных организаций, отделов по делам молодежи, отделов идеологической работы и т.д.

Одной из форм патриотического воспитания учащихся является создание соответствующих профильных клубных формирований. Такие патриотические клубы создаются учреждениями культуры совместно с отделами внутренних дел, МЧС, отделами идеологической работы, по делам молодежи, БРСМ. Одним из направлений таких клубов является информационно-пропагандистская работа. Во время проведения информационно-пропагандистских часов, часов общения юноши и девушки обсуждают актуальные события в мире, вопросы экономического, политического развития страны и ее регионов, события культурной жизни. Традиционно проводятся военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», которые являются хорошей школой подготовки юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь.

С 1999 года проводится Всебелорусская туристско-краеведческая экспедиция учащихся «Наш край». Конкретными программами по изучению военного прошлого белорусского государства являются целевые программы «Страницы военной истории» и «Славные имена Отечества». Участники экспедиции проводят походы по местам воинской славы, пополняют экспозиции музеев новыми экспонатами, организовывают конференции, семинары, слеты юных краеведов.

Эффективным средством патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. Особое значение отводится музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события [6, с. 9].

Важное место в патриотическом воспитании учащихся отводится идейно-воспитательной работе: воспитанию на Государственной символике Республики Беларусь. Регулярно проходят мероприятия, посвященные Дню Конституции, Дню Независимости Республики Беларусь, 15 февраля, 23 февраля, 9 мая и другим праздникам. В эти дни проводятся встречи молодёжи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами, солдатами и офицерами Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Большое значение в патриотическое воспитание молодежи Республики Беларусь вносят: республиканская краеведческо-патриотическая акция «Дорогами войны», республиканские акции «Забота» (по досмотру и благоустройству памятников), «Ветеран живет рядом», «Вспомним их поименно», «Живые голоса истории», «Памятник», «Чистоту местам боевой Славы», уроки мужества на тему «Пусть поколения помнят», исторические лектории на тему «Па дарогах франтавых», вечера-встречи, экскурсы в историю на тему «Ничто не забыто, никто не забыт», выставки-обзоры, вечера поэзии на тему «Строка, рожденная в бою», вечера памяти, конкурсы патриотической песни, посвященные освобождению Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Координатором названных акций и конкурсов выступают соответствующие государственные организации, в частности Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи, отделы спорта и туризма, образования, культуры.

Участники этих акций и мероприятий выявляют, берут на учет, благоустраивают места воинской славы – памятники, памятные знаки на местах боев, места массовых и единичных захоронений жертв войн. Они оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда, участникам военных событий. Эффективной формой воспитательной работы, дающей хороший педагогический результат и используемой на протяжении нескольких десятков лет, являются походы по местам боевой славы.

Благодаря таким мероприятиям подрастающее поколение Беларуси знает, чтит, сохраняет и передает следующим поколениям историческое прошлое нашей страны, а значит, обогащается духовно.

Таким образом можно сделать вывод, что учашейся молодёжи предоставлены возможности для реализации своих потребностей и интересов. Несмотря на это, проведенное нами исследование показало, что патриотические ценности в системе ценностных ориентаций современной молодежи занимают не лидирующие позиции, а патриотическое воспитание в основном сводится к военно-патриотическому, что не совсем правильно, так как патриотизм включает в себя изучение национальной литературы, музыки, спорта и других достижений своей страны. Поэтому очень важно заинтересовать молодёжь новыми видами и формами патриотической воспитательной деятельности, разработать планы, которые позволили бы вести работу по следующим приоритетным направлениям:

  1. Пропаганда здорового образа жизни, спорта и туризма;

  2. Воспитание молодёжи в духе уважения к героическому прошлому своей Родины;

  3. Изучение истории, культуры, традиций родного края;

  4. Формирование патриотического сознания у учащейся молодежи.

Использование cовременных походов в процессе патриотического воспитания должны позволить молодому человеку по-новому взглянуть на свою страну, глубже осмыслить личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в укреплении и развитии Отечества.


Литература:
  1. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В. В. Буткевич. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 207 с.

  2. Белоусов, Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования /Н.А.Белоусов, Т.Н.Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. – Мн.,2004. – С.38-41.

  3. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном Российским обществе. Монография. / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: Авторское перо, 2006. – 272 с.

  4. Живейко, А.Д. Идеологические аспекты формирования патриотизма и гражданственности белорусского студенчества: информационные материалы для преподавателей, кураторов и студентов / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Витебский государственный технологический университет". – Витебск: ВГТУ, 2008. – 20 с.

  5. Лутовинов, В.И. В патриотизме молодёжи – будущее России / В.И. Лутовинов. – М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999.– 94 с.

  6. Патрушева, Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е. А. Патрушева-Челябинск, 2009. 24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Беларусь, воспитательный процесс, учащаяся молодежь, молодой человек, Формирование, боевая слава, воинская слава, идеологическая работа, патриотическое сознание.

Похожие статьи

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами национально-художественной культуры Чеченской Республики

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры

Основные пути совершенствования государственной культурной политики в Чеченской Республике

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Проблемы функционирования и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в АПК Республики Беларусь

Проблемы воспитания основ духовной культуры младшего школьника и пути их решения

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни

Похожие статьи

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами национально-художественной культуры Чеченской Республики

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры

Основные пути совершенствования государственной культурной политики в Чеченской Республике

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Проблемы функционирования и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в АПК Республики Беларусь

Проблемы воспитания основ духовной культуры младшего школьника и пути их решения

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни