В статье автор исследует содержание гражданского воспитания учащихся, его принципы и подходы, основные направления реализации.
К лючевые слова: гражданское воспитание, гражданственность.
Гражданское воспитание является важным приоритетом системы образования и представляет собой одно из стратегических направлений развития общеобразовательной школы.
Понятие «гражданское воспитание» претерпело значительные изменения на протяжении столетий, в течение которых система образования развивалась как общественный феномен. Гражданское воспитание рассматривается как процесс, направленный на развитие гражданственности, обеспечивающий чувство социальной, политической и юридической значимости, а также моральной защищенности. Оно включает разноплановую, систематическую и согласованную деятельность государственных структур, общественных объединений, учебных учреждений и гражданского общества по формированию у учащихся гражданственности, правового сознания, долга перед Родиной, критического восприятия социальной действительности и готовности к выполнению своих прав и обязанностей [1].
Основной целью гражданского воспитания является подготовка молодых граждан к активному и ответственному участию в жизни государства, что предполагает усвоение идей и ценностей, лежащих в основе демократического общества и конституционного порядка.
Основной итог гражданского воспитания — это подготовка детей и учащейся молодежи к осознанному и ответственному участию в жизни своей страны. Его основное содержание заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, являющихся фундаментом современного конституционного строя и уклада демократического общества.
Современные исследования подчеркивают, что гражданственность — это важное интегративное качество личности и основа её ценностных ориентаций. Уровень гражданственности определяется тем, насколько личность использует свои права и обязанности, выбирая при этом поведенческие ориентиры, отражающие её политический, нравственный и интеллектуальный облик [1; 2; 3].
Среди гражданских ценностей особое место занимают такие понятия, как Родина, её история, культура, гражданский долг и гуманизм, гражданская ответственность, мужество, самоуважение, честность и дружба
Гражданские качества формируют готовность личности следовать общественным требованиям и руководствоваться чувством долга, ответственности и общественной значимости. Гражданственность затрагивает все аспекты социальной жизни учащихся, а также влияет на социально-психологические аспекты их личности. Наибольшее значение имеют те мировоззренческие установки и гражданские качества, которые определяют отношение молодежи к выполнению своих гражданских обязанностей.
Гражданское воспитание представляет собой комплексное явление, которое охватывает правовое, нравственное, патриотическое и другие направления, реализуемые через учебный процесс, внеклассные и внешкольные мероприятия, а также благодаря организации школьного быта.
При определении направлений гражданского воспитания особо отметим, что задача воспитания социально ответственного гражданина решается посредством гражданско-правового просвещения школьников.
Формирование социально ответственного гражданина осуществляется через гражданско-правовое просвещение, которое является важным аспектом гражданского воспитания. Оно ориентировано на понимание и осознание прав и обязанностей граждан, закрепленных в Конституции.
Основополагающие принципы гражданского воспитания: гуманизация и демократизация воспитательного процесса в школе; историко-культурный принцип; принцип активности и саморегуляции поведения; принцип системности; комплексности и междисциплинарности; принцип постепенности и непрерывности.
Для выстраивания направлений гражданского воспитания также важно учитывать такие подходы, как компетентностный, конкретно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный, системный, культурологический и другие.
Подходы к организации гражданского воспитания школьников отражают закономерные связи и отношения между всеми участниками этого процесса. Сегодня существуют различные подходы к реализации гражданского воспитания.
Компетентностный подход акцентирует внимание на переходе от оценивания «подготовленности», «образованности» и «воспитанности» к понятию «компетентности» учащихся.
Конкретно-исторический подход позволяет определить актуальные задачи гражданского воспитания с учетом этапа развития общества, что способствует формированию у молодежи патриотических чувств, любви к Отечеству и одновременно осознания своей принадлежности к мировому сообществу.
Деятельностный подход играет ключевую роль в воспитании гражданских и патриотических качеств, поскольку через практическую деятельность (с включением культурно-исторического, военно-исторического, духовно-нравственного, идеологического, политико-правового, психологического содержания) и активное участие у школьников закрепляются важные личностные качества.
Личностно ориентированный подход в гражданском воспитании предполагает, что в центре внимания образовательного процесса находятся интересы, потребности и права ребенка, а также его личный суверенитет.
Этот подход строится на взаимодействии участников образовательного процесса в формате общения на равных, что предполагает диалог, совместное творчество, игровую и познавательную деятельность, рефлексию. Личностно-ориентированный подход акцентирует внимание на воспитаннике как на личности, самостоятельно формирующей свою позицию в социальном контексте, в том числе в воспитательных аспектах.
Подход также направлен на помощь ребенку в осознании себя как личности, раскрытии собственных возможностей, становлении самосознания и самоопределения. Его основа — гибкое применение педагогом различных воспитательных методов, ориентированных на достижение наилучших результатов для каждого ученика.
Эффективность воспитательного процесса неразрывно связана с индивидуальными характеристиками личности (В. И. Максакова). Возрастной подход учитывает физиологические, психические и социальные особенности развития личности и их значение в педагогической практике.
Аксиологический подход играет важную роль в гражданском воспитании (С. Ф. Анисимов, М. В. Демин, О. Г. Дробницкий, А. А. Иван, М. С. Коган, А. М. Коршунов, Л. Н. Столевич и др.), поскольку учащиеся оценивают происходящие в их окружении события с точки зрения нравственных, политических и эстетических категорий. Стремление к устойчивому развитию Беларуси требует национального единства, опирающегося на общие гражданские ценности, формирующие характер государства, его взаимодействие с обществом, стратегические задачи и способы их реализации. Важное место среди этих ценностей занимает воспитание гражданской ответственности, гордости за народ, общество и страну.
Культурологический подход также тесно связан с гражданским воспитанием, поскольку приобщение школьников к национальной культуре способствует личностному развитию. Усвоение мировых и национальных культурных ценностей способствует формированию познавательного интереса. По мнению С. Н. Захаровой, культурологический подход способствует восприятию общечеловеческих ценностей и гражданских норм, формированию плюралистического мировоззрения и умению адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
В школе, как важном социальном институте, формирование гражданских качеств личности осуществляется через целенаправленную и систематическую организацию воспитательного процесса.
Системный подход к гражданскому воспитанию учащихся подразумевает его рассмотрение как многозвенный, иерархический, взаимозависимый и открытый процесс, который развивается постепенно, совершенствуясь с течением времени. Это подход, при котором процесс формирования гражданских качеств школьников воспринимается как система, состоящая из элементов, взаимосвязанных как внутри системы, так и с внешними факторами.
Применение системного подхода к формированию гражданских качеств учащихся обосновано следующими принципами: развитие личности ребенка должно происходить в рамках целостного, интегрированного педагогического процесса; создаются условия для самореализации и самовыражения учащихся, что способствует их личностному и творческому росту; усилия всех субъектов воспитания направляются на общую цель, что повышает эффективность педагогического воздействия; эффективно используются ресурсы учебного заведения.
Системный подход включает в себя структурное представление воспитательного процесса, которое отражает внутренние связи между функциональными характеристиками и компонентами, а также их взаимодействие с внешней средой. Это позволяет рассматривать гражданственность как важную духовную составляющую личности.
Таким образом, содержание гражданского воспитания школьников в общем плане определяется как сознательное и активное выполнение индивидом своих гражданских обязанностей перед государством, обществом, народом на основе соблюдения нравственно-правовых норм, а также высокого уровня сформированности гражданских качеств личности.
Гражданское воспитание представляет собой интегративное понятие, поэтому взаимосвязано со всеми направлениями воспитательной работы в учреждении образования и осуществляется в разнообразных видах учебной, общественной, трудовой, игровой деятельности. Целенаправленная организация процесса гражданского воспитания учащихся является важным этапом в освоении принятых в обществе ценностей и формировании гражданской позиции личности и требует соответствующей подготовки педагогов к реализации данного направления воспитательной работы.
Литература:
- Буткевич, В. В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В. В. Буткевич. — Мн.: НИО, 2007. — 280 с.
- Ситаров В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовании: Учебное пособие / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. — 2-е изд., пер. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 424 с.
- Тоторкулова К. А. Содержание гражданского воспитания в современной системе образования / К. А. Тоторкулова // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 79(4). — С. 238–241.