Автор: Щербакова Елена Викторовна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Щербакова Е. В. Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 173-175.

Врезка1

Одной из центральных проблем, стоящих сегодня перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Будущий педагог должен не только получать предметные знания, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные знания. В этой связи всё большее значение приобретает самостоятельная познавательная деятельность студентов.

На наш взгляд, организация самостоятельной деятельности, ее планирование, формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и все таки одной из малоисследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации.

Систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная познавательная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов.

Мы считаем, что самостоятельную работу студентов целесообразно проводить как в аудиторных условиях, где решение педагогических задач организуется через моделирование образовательных и педагогических ситуаций близких к реальным, так и на базе образовательных учреждений, где студенты к примеру проходят педагогическую практику или используют образовательные учреждения как базу для написания дипломных и курсовых работ ( в школах, ДОУ, учреждений психолого-педагогической поддержки и сопровождения учащихся, специализированных детских учреждениях, домах творчества юных, государственных органов управления образованием и др.) Такая организация самостоятельной деятельности позволяет решать практические педагогические задачи в реальных условиях.

В рамках организации педагогической практики студентов можно составить типовые задания для самостоятельной работы и включить их в Программу прохождения практики:

Типовые задания для самостоятельной работы могут формулироваться примерно по следующим направлениям профессионально-педагогической деятельности с учетом интересов студентов:

  • анализ педагогических ситуаций и педагогических проблем;

  • анализ педагогического опыта;

  • разработка программ педагогической диагностики;

  • проектирование этапов педагогической деятельности, проектирование образовательных программ, учебных программ;

  • конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми разного возраста;

  • освоение различных профессионально-педагогических ролей.

Нами разработана Программа курса для студентов и аспирантов «Организация самостоятельной деятельности на разных уровнях обучения», в которой предусмотрено формирование следующих приемов учебной работы:

  • «приемы смысловой переработки текста», укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей:

  • приемы культуры чтения и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);

  • общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);

  • общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в домашней библиотеке;

  • приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, лабораторным работам;

  • приемы рациональной организации времени, учета и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха.

Предлагаемый нами курс предусматривает как формирование общих приемов организации умственного труда, так и конкретные приемы учебной работы, например работы с текстом. Сформированность таких умений служит одной из главных предпосылок и основой самостоятельной работы школьников и студентов над всеми учебными предметами.

Наш курс включает в себя Программу обучения способам самостоятельной работы куда входит:

  • диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе, вузе;

  • определение цели самостоятельной работы — ближайшей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удовлетворения познавательной потребности или, например, для продолжения обучения;

  • разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы.

  • определение формы и времени самоконтроля. Целесообразно, чтобы формой контроля студент выбрал выполнение конкретного вида работы ( проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно значимы и для него, и для других.

Огромную помощь в организации СРС могут оказать сегодня информационные компьютерные технологии и другие программные продукты, позволяющие имитировать модели реальных процессов с учётом вероятностного характера окружающей реальности.

Относительно недавно в практике вузовского преподавания стали применяться интерактивные методы обучения. Они располагают значительными возможностями в плане развития самостоятельной познавательной активности студентов. Это прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

  • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

  • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

  • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

  • совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Преподаватель отказывается от роли «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Активно используются компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.

К интерактивным методам организации самостоятельной деятельности студентов относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п.

Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:

  1. обеспечение правильного сочетания аудиторной и самостоятельной работы.

  2. методически правильная организация работы студента в аудитории и вне её.

  3. обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

  4. контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за её качественное выполнение.

В заключение хочется отметить что активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

Самый сильный мотивирующий фактор – это подготовка к дальнейшей эффективной профессионально-педагогической деятельности.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

  1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.

  2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе.

  3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры.

  4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

  5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

  6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

  7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

  8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Вся система обучения в педагогическом вузе должна быть подчинена основополагающей идее – воспитанию настоящих профессионалов своего дела, компетентных специалистов.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной работы, студентов педагогического вуза, организации самостоятельной, самостоятельной деятельности, аспекты организации самостоятельной, организация самостоятельной деятельности, самостоятельной познавательной, подготовки студентов педагогического, самостоятельной познавательной деятельности, самостоятельной работы студентов, самостоятельной деятельности студентов, самостоятельной работы школьников, профессиональной подготовки студентов, способам самостоятельной работы, цели самостоятельной работы, ходом самостоятельной работы, организации досуговой деятельности, программы самостоятельной работы, активизации самостоятельной работы, процесса самостоятельной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос