Проект «Знайки» как средство повышение учебной мотивации у дошкольников 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Джаладян Ирина Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XLVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 25.03.2023
Статья просмотрена: 39 раз
Библиографическое описание:
Джаладян, И. А. Проект «Знайки» как средство повышение учебной мотивации у дошкольников 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи / И. А. Джаладян. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17872/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье идет речь о повышении мотивации к учебной деятельности старших дошкольников 6–7 лет с ТНР, раскрывается суть проекта как средства и приемы повышения мотивации.
Ключевые слова : дошкольники, тяжелое нарушение речи, проект, мотивация.
В отечественной специальной педагогике и психологии проведено большое количество исследований, посвященных вопросам изучения детей с нарушениями речи, в которых рассматриваются особенности их познавательной сферы, специфика различных видов деятельности, аспекты речевого развития (1).
Проблема педагогического воздействия на мотивационную сторону речи дошкольников специально не изучалась. Однако в ряде исследований разрабатывались приемы обучения, вызывающие интерес детей к языковому и познавательному содержанию занятий совершенствующие их речь, обогащающие ее игровые познавательные мотивы, повышающие речевую активность. (1)
О значении мотивации лишь упоминается в небольшом числе работ (Е. С. Алмазова, Т. Г. Визель, В. К. Воробьева, Ж. М.Глозман, И Козина, Р. Е. Левина, Г.В Чиркина, Т. Е.Филичева).
Отмеченное свидетельствует об особой актуальности изучения проблемы мотивации детей с недостатками речи.
Дошкольный возраст — это период активного формирования мотивационной сферы, период интенсивного наполнения потребностей новым содержанием, освоение новых видов деятельности или предпосылок к ним.
В норме же в старшем дошкольном возрасте появляются предпосылки к учебной деятельности, а мотивация к ней формируется к семи годам в рамках психологической готовности к школе. К моменту поступления в школу ребёнок должен понимать учебную задачу и принимать её.
Вправе ли мы ожидать от старшего дошкольника, с тяжелыми нарушениями речи, этой готовности и этих способностей?
Наши наблюдения и опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, а также изучение мотивационной сферы старших дошкольников с нарушениями речевого развития позволяют утверждать, что дети имеют наименьшие показатели мотивации к обучению в сравнении с их сверстниками, имеющими заикание или ФФН, не говоря уже о детях с нормальной речью.
Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи, мы должны предусмотреть в их системе психолого-педагогического сопровождения в условиях организованного обучения, а именно в процессе создания мотивационного компонента деятельности, следующие моменты:
— Во-первых, выявить конкретные мотивы, побуждающие личностно значимую для ребёнка деятельность (утилитарные, познавательные, мотивы достижения, аффилиации
— Во-вторых, осуществлять коррекцию в русле этой индивидуально значимой для ребёнка деятельности (игровой, познавательной, деятельности общения, соревнования и др.).
— В-третьих, в случае отсутствия целевой иерархии у ребёнка взрослый должен взять на себя роль и функции носителя этой иерархии.
— И, наконец, в-четвёртых, педагог обязан непосредственно связать цель формируемого действия с ведущими мотивами, значимой деятельностью, как можно шире привлекая социальные мотивы деятельности и эффективное эмоциональное подкрепление. (2)
Учитывая всё вышеперечисленное и результаты диагностики (на начало года лишь у детей 16 % уровень мотивации к обучению был частично сформирован), а трудности в высказывании своих мыслей испытывали 100 % воспитанников, нами был разработан мотивационный проект «Знайки».
Цель: повышение уровня учебной мотивации у дошкольников 6–7 лет с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи: Способствовать развитию мотивации к обучению. Развивать умения связно высказываться. Развивать умения анализировать свою деятельность. Развивать мыслительные процессы, внимание, память. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Участники проекта: дети с ТНР 6–7 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Результат у детей: Повысить мотивацию к обучению. Научатся связно высказываться. Научатся анализировать свою деятельность и деятельность сверстников.
Результат у родителей: Узнают возможности своих детей. Появится возможность совместной деятельности ребёнок+ родитель
Возможные трудности: Заинтересовать и замотивировать родителей. Педагогам будет сложно систематически анализировать (рефлексировать) деятельность детей. Воспитанникам сложно будет строить высказывания.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
— Заинтересовать педагогов. Обсуждение с педагогами хода проекта (мероприятий, сроки проведения, особенностей выстраивания тактики поведения с детьми и родителями).
— Родительское собрание. Объяснение необходимости создание проекта (возрастные особенности детей 6–7 лет, развитие мотивационной сферы, обсудили возможности поощрения, награждения.
— Обсуждение с родителями вариантов копилок знаний.
— Совместное изготовление детьми и родителями копилок знаний.
— Совместная деятельность с детьми. План: рассказ о предстоящем проекте, просмотр фрагмента мультфильма «Незнайка в Солнечном городе», презентация копилок знаний и объяснения как можно заработать «Знайку», за что дают медали «Знайки», игры и задания для понимания и объяснения как заработать «Знайку»
Основной этап.
Педагоги в процессе проведения учебной деятельности напоминают, о том, что каждый ребенок может заработать «Знайку», в конце проводится анализ (рефлексия) деятельности. На начальных этапах, когда дети учатся оформлять свои высказывания, педагоги дают детям образцы высказываний (возможны схемы, пиктограммы, в зависимости от речевых возможностей детей), помогают построить фразу.
Примеры: я сегодня узнал, что…; я сегодня понял, что…; я сегодня научился ….; я сегодня смог …; я сегодня запомнил, что …; мне было трудно ….; мне понравилась игра.
Процесс накопления. Дети в процессе учебной деятельности (НОД, коррекционные занятия, продуктивные виды деятельности) получают знания и умения. Есть три вида «Знаек»: красные — дети получают на занятиях учителя-логопеда, желтые — дети получают за продуктивные виды деятельности (ИЗО виды деятельности, конструирование, ручной труд), синие — дети получают в процессе НОД. Цвет «Знаек» при желании может быть любым. После наполнения копилок знаний (количество «Знаек», нами было определено как 50) у кого-либо из детей, организуется чествование обладателя медали «Знайки», ребенок получал свою медаль в кругу воспитанников, тем самым повышая свою самооценку.
Использование «Знаек» дает ребенку возможность ощутить свою самоценность, чувства гордости за себя, мотивирует к дальнейшим получениям знаний и умений, и это не голословные слова, мы наблюдали растущую заинтересованность. Так же, мы параллельно решали математические задачи счет, состав числа, сравнение чисел.
Итак, копилка полна, в ней 50 фишек. Теперь к нам подключались родители детей, на обсуждении проекта было решено, за каждую заработанную медаль ребенок получает, что-либо из школьных принадлежностей и в результате окончания проекта у детей появилось довольно много предметов.
Важный момент: обладатель медали на утреннем круге рассказывал, какая школьная принадлежность появилась у него, как она выглядит. Вот так параллельно с задачами проекта, мы отрабатывали лексическую тему «Школьные принадлежности»
Возможные трудности, о которых предполагали выше не оправдали себя.Но оказалось проблематично на первом этапе, создать для каждого ребенка, копилку знаний: родители забывали, не могли найти подходящую банку.Сложно приходилось на первых этапах формировать у детей высказывания, они не могли припомнить, что делали на занятиях в силу особенностей детей с ТНР (мы прибегали к условным значкам «Человечки», наводящим вопросам).
Что мы стали наблюдать у детей:
— Уровень мотивации к обучению 92 %.
— 92 % научились анализировать свою деятельность, остальным помогали дети, объясняли товарищу, почему он не достоин «Знайки».
— 76 % научились грамотно оформлять своё высказывание, остальные дети делают это с незначительными затруднениями.
— улучшился процесс запоминания и припоминания, логика высказываний.
Данный проект, с нашей точки зрения, был успешно реализован.
Литература:
- Валявко С. М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи // Дефектология. — № 6. — С. 54–63.
- Патяева Е. Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение. Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — С. 289–313.
Похожие статьи
Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе
В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...
Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.
Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье описана практическая деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по развитию когнитивных процессов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная Модель предполагает замысел положительного ожидаемого р...
Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса
В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Формирование культурно-гигиенических навыков по уходу за волосами у детей с ТМНР
В статье представлены рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Так же в статье предложены дидактические игры, которые способствуют закреплению навыка ухода за волосами.
Похожие статьи
Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе
В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...
Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.
Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье описана практическая деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по развитию когнитивных процессов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная Модель предполагает замысел положительного ожидаемого р...
Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса
В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Формирование культурно-гигиенических навыков по уходу за волосами у детей с ТМНР
В статье представлены рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Так же в статье предложены дидактические игры, которые способствуют закреплению навыка ухода за волосами.