Коллекционирование как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Муталлапова, Е. Г. Коллекционирование как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР / Е. Г. Муталлапова, А. Е. Шебаршева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13517/ (дата обращения: 19.12.2024).



Коллекционирование — одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи. В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, т. е. связь с образовательной деятельностью по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, коммуникативной деятельностью, сенсорным развитием.

Другой немаловажной причиной занятий с детьми с общим недоразвитием речи коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в нашей группе встречаются дети с гиперактивным поведением, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Потому в нашей группе для детей 5–7 лет с ОНР возник проект по коллекционированию «Чудо пуговица».

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: воспитатель, учитель-логопед, дети 5–7 лет с ОНР, родители воспитанников.

Срок реализации: краткосрочный

Цель проекта: формирование у детей естественно — научных представлений о предметах окружающего мира.

Задачи проекта:

‒ заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;

‒ сформировать у детей представления о роли пуговиц в жизни человека, о многообразии пуговиц; — развивать познавательные процессы, коммуникативные навыки и мелкую моторику рук у детей;

‒ организовать работу по взаимодействию с родителями в рамках проекта.

Этапы реализации проекта:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

Подготовительный этап:

  1. Обсуждение темы проекта
  2. Сбор информационного материала
  3. Анализ художественной литературы, музыкального репертуара
  4. Подбор материала для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;
  5. Проведение консультации «Коллекция пуговиц — как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
  6. Изготовление костюмов для выступления агитбригады
  7. Подбор методической познавательной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме;
  8. Создание необходимых условий для реализации проекта.

Основной этап:

Формы работы с детьми:

Познавательно-исследовательская деятельность:

  1. Посещение интернет-музея пуговицы. Дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос.
  2. Рассматривание пуговиц под лупой.
  3. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.

Коммуникативная деятельность:

‒ Составление описательных рассказов о пуговицах;

‒ Придумывание сказок и историй;

‒ Словесные игры и речевые упражнения: «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи», «Сосчитай», «Узнай по описанию», «Один-много».

Восприятие художественной литературы и фольклора

‒ Загадки о пуговице;

‒ Стихи о пуговице;

‒ Пословицы и поговорки о пуговицах;

‒ Приметы о пуговицах

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету», «Умные шнурочки», «Собери пуговицу», «Отгадай на ощупь геометрические фигуры и цифры», «Сосчитай пуговки», «Выложи букву из пуговиц», «Выложи фигуру из пуговиц». Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».

Изобразительная деятельность:

  1. Рисование: «Нарисуем пуговицу»
  2. Лепка из соленого теста «Мы дизайнеры», составление из пуговиц узоров на пластилине «Бабочка», «Кошка»
  3. Коллективная аппликация «Лебеди»

Музыкальная деятельность:

‒ Разучивание частушек;

‒ Прослушивание песен;

‒ Разучивание танца;

Двигательная деятельность:

Подвижные игры: «С пальца на палец», «В рассыпную», «Еще дальше», «Кто больше соберет пуговиц», Пуговичный массаж, Эстафета «Веселые пуговки».

Формы работы с родителями:

‒ Беседы с родителями о важности данной проблемы.

‒ Консультация для родителей: «Волшебные пуговицы».

‒ Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.

‒ Привлечение родителей к пополнению загадок, стихов, поговорок, пословиц, примет о пуговицах.

Заключительный этап.

  1. Представление «Музей пуговиц».
  2. Оформление выставки выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц.
  3. Представление проекта «Чудо пуговица» на педагогическом совете.

Результативность:

‒ повысился интерес детей к коллекционированию;

‒ сформированы у детей представления о роли пуговиц в жизни человека, о ее многообразии.

‒ повысился уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков и мелкой моторики рук у детей;

‒ активизация родителей как участников проекта.

Основные термины (генерируются автоматически): пуговица, ребенок, общее недоразвитие речи, окружающий мир, художественная литература, дошкольный возраст, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, мелкая моторика рук, Привлечение родителей.

Похожие статьи

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у младших школьников с ОНР

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Похожие статьи

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у младших школьников с ОНР

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования