Дошкольное детство — важный период в жизни детей. Открывая для себя мир, каждый ребёнок является маленьким исследователем. Интересная и разнообразная деятельность ребёнка является необходимым условием познавательного развития.
Психологи отмечают связь познавательных интересов детей с их познавательной активностью, и относят в особую область интересов человека. По мнению П. Ф. Захаревич, П. К. Постниковой, А. И. Сорокиной, Г. И. Щукиной «сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них». В исследованиях Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, В. С. Мухиной, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флёриной отмечается, что к концу старшего дошкольного возраста формируются такие черты, как: активность, инициатива, самостоятельность.
Взрослые, поощряя любознательность детей и передавая знания, расширяют детский опыт, закладывают основу для будущей активной, разнообразной деятельности.
В дошкольном возрасте происходит присвоение разнообразного опыта ребёнком культурных практик. Детям свойственны своеобразные увлечения: детское собирательство и коллекционирование. Определение слова «коллекция» данное в толковом словаре В. И. Даля, наиболее всего отражает суть организации работы с детьми.
Коллекция — собранные вместе однородные и чем — либо замечательные вещи, предметы; представляющие научный, художественный, литературный интерес и т. п. интерес. С коллекционирования начинается приобщение ребёнка к миру тайн и открытий. Предметы коллекций обогащают представления детей. Наша задача состояла в том, чтобы не только собирать коллекции, но и активно использовать их в образовательном процессе. Для повседневной работы с детьми мы использовали предметы, которые не требовали материальных затрат. На их основе и создавали коллекции, состоящие из простых и интересных детям предметов.
В старшем дошкольном возрасте в процессе коллекционирования дети собирают, изучают, систематизируют интересующие предметы, знакомятся с возможностью их применения в разных видах деятельности. Развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Эта форма нетрадиционного обучения повышает интеллект дошкольников. Они учатся анализировать, исследовать, сравнивать, обобщать, обосновывать собственную точку зрения, систематизировать свои знания, учитывать причинно-следственные отношения.
Работа с коллекциями состояла из следующих этапов:
— погружение в идею коллекционирования детей, воспитателей и родителей;
— организация детской деятельности с использованием предметов коллекций (в детском саду и дома);
— презентация результатов деятельности в формате выставок.
Все собираемые нами коллекции постоянно «работали»: периодически обновлялись новыми экспонатами, использовались детьми в свободное время (часть коллекции для свободного доступа детей), заменялись на новые те экспонаты, которые пришли в негодность, дополнялись методическими материалами, позволяющими сделать образовательную деятельность более интересной и разнообразной (интересные факты о предметах коллекции, подборка стихов, загадок, дидактические игры и игровые упражнения и др.).
Свою работу мы начали с коллекции природных материалов. Интересно коллекционировать, если есть единомышленники — увлечённые и чуткие дети и взрослые. В основе любой коллекции — интерес. Ребята приносили в группу свои находки: листья, семена, камни, ракушки, шишки и многое другое. Мы обращали внимание ребят на «интересные находки», подбирали интересные факты и старались увлечь созданием коллекции. Наша коллекция постепенно пополнялась и в детском саду во время прогулок, и с помощью родителей. Природный материал — кладовая для фантазии и игры воображения, дети учатся видеть необычное в обычном. Темы занятий с детьми были самые разные: «Кто живёт в осеннем лесу?", «Ковёр из осенних листьев», «Подул осенний ветерок», «Птицы на юг улетают», «Весёлая грядка», «Морские обитатели» и др. Хорошим дополнением к нашей коллекции был иллюстративный материал, подборка стихов, загадок и интересных фактов о природном материале, презентации, дидактические игры «С какого дерева листочек?», «На что это похоже?», «Ошибка в узоре», «Угадай на ощупь», «Спрячь в ладошке» и др. Природный материал послужил также основой для поделок на темы: «Моя любимая зимняя сказка», «Сказочное Лукоморье», «Мишкины шишки» и др.
Следующие коллекции, которые появились в нашей группе «Весёлые пуговки», «Чудесные фантики». В основе их — интерес детей к предметам. Наша задача состояла в том, чтобы поддержать интерес, показать особенности и возможности предметов коллекций. В работе по созданию коллекций принимали активное участие дети, родители, педагоги. С большим интересом проходил проект «Моя домашняя коллекция», где ребята и родители знакомили со своими коллекциями: «Мои любимые куклы», «Магниты городов России», «Новогодние чудеса» (коллекция открыток) и др.
Опыт работы по созданию коллекций и использованию их в образовательной деятельности с детьми оказался полезен для всех участников: обогатилась развивающая среда; у детей расширились представления о природном и предметном мире; дети стали использовать экспонаты коллекции в разных видах деятельности; активизировалась деятельность родителей по их участию в образовательном процессе.
Развивающий эффект коллекционирования проявляется, когда взрослые поддерживают его как культурную практику. Это доступное, интересное, результативное направление деятельности с детьми дошкольного возраста. Проводимая работа с детьми по созданию коллекций и использованию их в разных видах деятельности способствовала развитию у них таких качеств как познавательная активность и любознательность.
Литература:
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом. — М.: Творческий Центр Сфера, 2019. — 192 с.
- Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: Линка — Пресс, 2012. — 208 с.
- Рыжова Н. А. Как стать коллекционером // Игра и дети. — № 4–2004.
- Рыжова Н. А., Логинова Л. В. Мини — музей. — М.: Линка — Пресс, 2008. — 256 с.

