Образование взрослого населения: история и проблемы развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, апрель 2021)

Дата публикации: 28.03.2021

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Верина, Ю. С. Образование взрослого населения: история и проблемы развития / Ю. С. Верина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/391/16447/ (дата обращения: 17.12.2024).



Наряду с образованием в школах и дошкольных учреждениях важное значение имеет образование взрослых. В современном мире под «взрослым» принято считать человека, который уже достиг физиологической, социальной и психологической зрелости, обладающий определенными знаниями и жизненным опытом, который принимает на себя полную ответственность за свои действия, свою жизнь и выполняет роли, которые традиционно закреплены обществом за взрослым населением.

На данный момент существует несколько трактовок определений «образование взрослых» и нет единого мнения. Однако, проанализировав основные аспекты данного вопроса, можно сформулировать понятие, максимально приближенное к действительности. Образование взрослых — это определенное направление в образовании, которое обеспечивает удовлетворение потребностей в сфере образования той категории населения, которая занята самостоятельной профессиональной деятельностью. Именно учитывая интересы и возрастные особенности взрослых создается, действует и развивается система специализированных учреждений общего и профессионального образования. Если говорить в целом, то сама необходимость образования взрослых связана напрямую с динамикой социума и научно-технического прогресса, а также определенными изменениями в характере труда и общественной деятельности людей [4, с.46].

Зарождением образования взрослого населения принято считать XVIII век, когда появилась необходимость для работающего населения наверстать недостаток общеобразовательных и профессиональных знаний, повышения уровня культуры и адаптации к меняющимся внешним факторам. А уже с середины XX века образование взрослых является элементом непрерывного образования.

В России первые предпосылки для образования взрослого населения появляются с открытием воскресных школ в 60–70-е года XIX века, а к концу XIX века уже появляются общеобразовательные и профессиональные курсы, инициатором которых было Русское техническое общество. Наряду с ними также начинают действовать читальни, народные библиотеки и народные университеты (например, основанный в 1908 году Шанявский университет).

После падения самодержавия в России, перед государством встала важная задача ликвидировать неграмотность и повышение просветительной работы. В городах создаются рабочие клубы, библиотеки, народные дома и даже избы-читальни (красная юрта, красная яранга и т. д.), однако ввиду материальных трудностей, данные работы не были реализованы в полном объеме. Постепенно обозначение «образование взрослых» трактовалось как часть внешкольного образования, политико-просветительская или культурно-просветительская работа. В 1919 году на Всероссийском съезде по внешкольному образованию были введены и одобрены принципы просветительской работы, такие как поддержка и содействие проявление творческой самодеятельности и общедоступность учреждений культуры. Предоставляли образовательные услуги взрослому населению также комсомольские, профсоюзные и другие общественные организации. Создавалась сеть школ для взрослых, которая объединяла школы грамоты, политической грамотности и вечерние школы для взрослого трудоспособного населения [2, с.33].

До 20-х годов XX века само образование для взрослых могло осуществляться только через рабочие факультеты, и в последующем возникшие рабочие университеты, а также рабочие и крестьянские курсы. В 1930 году создаются комбинаты рабочего образования, которые объединяют в себе производственно-политехнические курсы и рабочие технические школы (подразумевается общее образование 7 классов и техническая подготовка). В последующем рабочие университеты были преобразованы в техникумы, расширяются масштабы заочного обучения, а в сельской местности создаются комбинаты колхозно-совхозного образования.

С 1936 года вечерние школы для взрослых делятся на 2 вида — неполная средняя школа взрослых (на базе начальной школы 5 классов, срок обучения 3 года) и полная средняя школа взрослых (на базе 7 классов образования, срок обучения 3 года). С 1930 года основой культурно-образовательных функций домов культуры была самодеятельность взрослого населения. В 1947 году было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, а с 1962 года Общество «Знание». С 50-х годов XX века получает большое распространение повышение квалификации работников, тем самым разворачивает свою работу сеть курсов по изучению передовых метолов труда и обучению вторым профессиям.

В 80-х годах сама культурно-просветительная работа переосмысливается как специфический вид досуга — организованная самодеятельность взрослых в свободное время, в рамках неформального общения, направленная на развитие личности с учетом индивидуальных способностей. В 90-е года XX века идёт увеличение разнообразных курсов, школ и других учебных заведениях для обучения взрослого трудоспобного населения, в которых можно обучиться новым профессиям и специальностям [5, с.86].

Образование взрослых в мире рассматривается как важный и неотъемлемый элемент системы непрерывного образования. В международном сообществе на данный момент выделяют три вида образовательной деятельности образования взрослых:

— Формальное образование — по окончании которого взрослому выдается общепризнанный диплом или аттестат;

— Неформальное образование — по итогам которого не выдается диплом или аттестат, и которое происходит в общественных организациях или во время работы с репетитором;

— Спонтанное образование — характеризующееся тем, что его начало связывают с индивидуальной познавательной деятельностью, которая не обязательно носит целенаправленный характер.

По оценкам специалистов и экспертов, с учетом развития стран и улучшения демографической ситуации к 2050 году в самых развитых странах большая часть образовательных практик и обучений в системе образования будет связана именно с образованием взрослого населения.

На шестой международной конференции ЮНЕСКО в 2009 году было подчеркнуто, что образование и обучение взрослых является важным и ключевым компонентом целостной и всеобъемлющей системы образования и обучения на протяжении всей жизни. В конечном счете, образование и обучение взрослых связано с развитием независимой и самостоятельной личности, а также перестройкой жизни в сложных и быстро меняющихся условиях.

Само значение образования взрослых усиливается в связи с перестройкой рыночной экономики, необходимостью переобучения и повышения квалификации большого числа трудоспособного населения. Непрерывное образование взрослых представляет собой процесс постоянного отображения и сравнения личного опыта человека с социальным опытом, который отображен в окружающей действительности, а также в опыте других людей [6, с.63].

В европейских странах принято считать, что образование взрослого населения должно быть направлено на достижение как профессиональных, так и непрофессиональных целей, но в каждой конкретно взятой стране реализация данных целей может существенно отличаться [1, с.69].

К примеру, в Германии существует более двух тысяч поддерживаемых из бюджетных государственных средств учреждений, которые занимаются образованием взрослых. В Финляндии же для взрослого населения существует формальное, либеральное и неформальное образование. Либеральное образование предоставляет возможность повышения уровня не только образования, но и практических навыков, которые необходимы в жизни. Формальное образование состоит из основного общеобразовательного и профессионального обучения. Неформальное образование относится к профессиональному дополнительному обучению.

Процентное соотношения охвата населения в возрасте от 25 до 65 лет различными программами образования взрослых растет, однако оно напрямую зависит от того, какие образовательные программы существуют в тех или иных странах. К примеру, страны Юго-Восточной Европы делают акцент на профессиональное техническое образование, а продвижению демократических институтов и ценностей отводится малая роль. В целом, можно сказать, что профессиональное обучение и образование имеет свою жизнь во многих странах, но именно стратегия развития находится в стадии разработки.

В России активно развиваются программы дополнительного образования взрослого населения, их масштабы являются значительными и растут в определённых сегментах — такие как корпоративное образование, повышение квалификации как в российских, так и в зарубежных университетах онлайн и оффлайн, стажировки, семинары, курсы МВА и другие [1, c.69].

Однако, развитие программ образования взрослого населения должно идти в ногу с развитием нормативно-правовой базы, а также создавать систему учета и признания данных видов образования (неформального и информального) в масштабах всей страны. Данные виды обучения необходимо признать равными и полноценными наряду с формальным образованием как части системы непрерывного образования.

Сама тема является актуальной, поскольку велико внимание со стороны государств, а также национальных и международных организаций. Данный вид (отрасль) образования в дальнейшем позволит решить задачи политического и социально-экономического развития (дефицит квалифицированных кадров, демографическая ситуация и т. д.). Система образования взрослого населения должна быть непременно связана с разработкой стратегий и национальных программ, а также плановой государственной политики в образовательной сфере.

Литература:

  1. Батышев С. Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации — Москва — М., 2009–69 с.
  2. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования /Б. Л. Вульфсон — М., 2009–33 с.
  3. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых — / М. Т. Громкова — Москва — М.: — ЮНИТИ-ДАНА — 2010–101 с.
  4. Змеев С. И. Технология обучения взрослых. — Москва — М.: Издательский центр «Академия», 2012–46 с.
  5. Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике / А. И. Кукуев — Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009–86 c.
  6. Вершловский С. Г. Социализация взрослых / под ред. С. Г. Вершловского/ — СПб., 2012–63 c.