Макет «Задорный язычок» для выполнения артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ
Авторы: Каверина Екатерина Михайловна, Шуева Алена Валерьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 25.02.2021
Статья просмотрена: 141 раз
Библиографическое описание:
Каверина, Е. М. Макет «Задорный язычок» для выполнения артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ / Е. М. Каверина, А. В. Шуева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16407/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассказано о нестандартном оборудовании для выполнения артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова : макет, артикуляционная поза, нижняя челюсть, гофрированная бумага, шариковый пластилин, ребенок, верхняя челюсть, мелкая моторика, ротовая полость, исправление звукопроизношения.
У детей с ОНР наряду с речевыми нарушениями наблюдаются и недостаточное развитие общей и мелкой моторики. «…М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Такие образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции…» [2, с.5].
Педагоги и логопеды предлагают традиционные игры, разработанные в данном направлении: конструкторы, шнуровки, застегивание пуговиц, нанизывание бусин, массаж колючими мячиками и т. д. Наряду с этими пособиями можно предложить ребенку макет «Задорный язычок». Он позволит ребенку не только визуально, но и тактильно изучить органы ротовой полости, увидеть артикуляционные позы «Лопаточка», «Иголочка», «Горка», «Чашка» и д. р., слепить их из шарикового пластилина (язык в макете).
«Занятия по исправлению звукопроизношения строятся на основе педагогических принципов перехода от простого к сложному, сознательности усвоения материала, системности, регулярности занятий, учета возрастных особенностей”. [1, с. 5].
Это принципы реализуются при использовании пособия «Органы артикуляции». Ребенок знакомится с артикуляционными позами сначала на пособии, а потом «переносит» на свои органы артикуляции, что является для него более сложным навыком. Знания лучше усваиваются в игре, с использованием ярких пособий. При этом ребенок использует зрительный, тактильный анализаторы, усваивает информацию более осознанно.
Для изготовления данного макета нам понадобятся (рис.1):
– клеевой пистолет;
– полимерный клей;
– резак;
– линейка;
– ножницы;
– шариковый пластилин.
Мы использовали следующие материалы (рис.2):
– гофрированная бумага красного цвета;
– фоамиран красного цвета;
– картон плотный;
– утеплитель;
– пласт пенополистерола;
– водоэмульсионная краска, рис.2
Рис. 1 Рис.2
Начинаем работу с изготовления выкроек: чертим выкройки в натуральную величину на бумаге. Из нужного материала вырезаем детали: 2 детали — из картона, 2 детали — из фоамирана и 2 детали — из гофрированной бумаги.
Рис.3Рис.4
Склеиваем детали нижней челюсти: из картона снизу приклеиваем полимерным клеем деталь из гофрированной бумаги, а сверху деталь из фоамирана. Таким же образом склеиваем детали верхней челюсти. Затем приступаем к соединению полученных заготовок верхней и нижней челюстей.
Рис.5Рис.6
Совмещаем свободные края картона и склеиваем полимерным клеем. Затем с внутренней ротовой полости приклеиваем свободный край от верхней челюсти из фоамирана к картону, а с внешней стороны совмещаем и приклеиваем свободные края из гофрированной бумаги.
Рис.7
Следующий этап — изготовлений бортиков для челюстей. Для этого берем полоску из фоамирана и накладываем на нее полоску из утеплителя и склеиваем их, рис.8, рис.9. Затем складываем полоску пополам вдоль. Изготавливаем две такие полоски для верхней и нижней челюсти и приклеиваем их по краю верхней и нижней челюсти, рис.10
Рис.8Рис.9Рис.10
Приступаем к изготовлению зубов. Из пласта пенополистерола вырезаем по шаблону (длина 5 см, ширина 4 см) 24 заготовки зубов (рис.11). Затем окрашиваем их в 2 слоя водоэмульсионной краской. Когда зубы высохнут, располагаем их на нижней челюсти и по очереди приклеиваем клеевым пистолетом к нижней челюсти, а затем так же – к верхней (рис.12). Последний этап — изготовление языка. Понадобятся 6 коробочек шарикового пластилина «Бобр добр». Соединяем весь пластилин в единую массу и формируем язык (рис. 13). При изучении детьми различных артикуляционных упражнений логопед сам и дети самостоятельно могут лепить нужную форму языка и располагать в нужном положении в ротовой полости. Например, можно изучать артикуляционные упражнения «Блинчик», «Лопатка», «Чашка», «Горка», «Иголка» и др. рис.14, рис.15
Рис.11Рис.12
Рис.13Рис.14Рис.15
Литература:
- Анищенкова, Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей / Е. С. Анищенкова. — М.: АСТ: Астрель, 2007.- 158. [2] с.: ил.- (Популярная логопедия)
- Крупенчкук О. И.,Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.- 96с.: ил.- (Серия «Уроки логопеда»)
Ключевые слова
ребёнок, мелкая моторика, макет, ротовая полость, артикуляционная поза, нижняя челюсть, гофрированная бумага, шариковый пластилин, верхняя челюсть, исправление звукопроизношенияПохожие статьи
Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба
Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...
«Испытано с ребенком»
Рекомендации по работе с детьми-дошкольниками, имеющими зрительные нарушения. Рекомендации написаны в непривычной форме — рассказа-повествования от лица автора. Здесь: воспоминания, размышления о жизни, детях, музыке.
Коррекционно-логопедическая работа с применением нетрадиционного метода биоэнергопластика с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
В статье авторы освещают проблему формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются причины, механизмы, симптоматика нарушения речевой деятельности.
Комплексная методика (игра) «Умные лапки»
В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...
Сюжетно-игровое занятие «Путешествие мышки» по коррекции звукопроизношения
В предложенной работе рассматривается возможность использования артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в ходе проведения индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста. Тематически-игро...
Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
В статье представлен опыт использования педагогами МДОУ инновационных технологий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Данные технологии позволяют достичь гармоничного и всестороннего развития ребенка в различных видах деятельности.
Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается использование динамических игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по развитию пространственного гнозиса и праксиса детей дошкольного возраста. Описываютс...
Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...
Причины формирования аномалий прикуса. Профилактика с рождения
В данной статье рассмотрены причины и меры профилактики аномалий окклюзий. Изучен уровень знаний населения по вопросам гигиены ротовой полости, прикуса.
Универсальный физиотерапевтический прибор
Описывается физиотерапевтический прибор, предназначенный для профилактики и лечения болезней позвоночника. Отличительная особенность спроектированного устройства заключается в совмещении процедур магнитотерапии, лекарственного элек-трофореза и легког...
Похожие статьи
Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба
Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...
«Испытано с ребенком»
Рекомендации по работе с детьми-дошкольниками, имеющими зрительные нарушения. Рекомендации написаны в непривычной форме — рассказа-повествования от лица автора. Здесь: воспоминания, размышления о жизни, детях, музыке.
Коррекционно-логопедическая работа с применением нетрадиционного метода биоэнергопластика с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
В статье авторы освещают проблему формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются причины, механизмы, симптоматика нарушения речевой деятельности.
Комплексная методика (игра) «Умные лапки»
В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...
Сюжетно-игровое занятие «Путешествие мышки» по коррекции звукопроизношения
В предложенной работе рассматривается возможность использования артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в ходе проведения индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста. Тематически-игро...
Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
В статье представлен опыт использования педагогами МДОУ инновационных технологий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Данные технологии позволяют достичь гармоничного и всестороннего развития ребенка в различных видах деятельности.
Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается использование динамических игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по развитию пространственного гнозиса и праксиса детей дошкольного возраста. Описываютс...
Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...
Причины формирования аномалий прикуса. Профилактика с рождения
В данной статье рассмотрены причины и меры профилактики аномалий окклюзий. Изучен уровень знаний населения по вопросам гигиены ротовой полости, прикуса.
Универсальный физиотерапевтический прибор
Описывается физиотерапевтический прибор, предназначенный для профилактики и лечения болезней позвоночника. Отличительная особенность спроектированного устройства заключается в совмещении процедур магнитотерапии, лекарственного элек-трофореза и легког...