В данной статье рассмотрены причины и меры профилактики аномалий окклюзий. Изучен уровень знаний населения по вопросам гигиены ротовой полости, прикуса.
Ключевые слова : стоматология, ортодонтия, прикус, окклюзия, меры профилактики, зубочелюстные аномалии, естественное вскармливание, искусственное вскармливание, орофациальные дисфункции, ротовое дыхание.
Функциональные и морфологические отклонения челюстно-лицевого комплекса согласно статистике встречаются у 87,5 % детей в возрасте трёх лет. Причём, 48 % из них — это уже сформированные аномалии зубочелюстной системы.
Откуда же такие большие цифры выявляемых деформаций в столь нежном возрасте? Конечно, в развитии аномалий играет роль генетический фактор. Однако большинство авторов, исследующих данную проблему, указывают, что ключевую роль в формировании зубочелюстных аномалий играют постнатальные факторы . Это факторы, оказывающие влияние на организм после его рождения, факторы внешней среды. К ним относятся неправильное организованное вскармливание и вредные миофункциональные привычки у детей (которые могут быть следствием первого).
Так, специалисты сталкиваются с проблемой, заключающейся в том, что на сегодняшний день большая часть населения страдает от аномалий прикуса, не имея либо желания лечиться, либо денежных средств на это. Врачи-ортодонты не справляются с большим потоком пациентов. Как следствие, лечение оказывается неэффективным.
Рассмотрим причины аномалий окклюзий.
- Неправильно организованное вскармливание
В период новорожденности зубы, альвеолярные отростки, венечные и суставные отростки находятся в зачаточном состоянии. Сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти не сформирован. Характерна младенческая ретрогения для облегчения прохождения ребенка по родовым путям матери, нижняя челюсть расположена кзади относительно верхней.
Нагрузка, изначально возникающая под влиянием процесса сосания, а после прорезывания зубов — акта жевания, является генератором формообразования элементов зубочелюстной системы и развития жевательного аппарата.
Сосание — физиологический акт, врожденный сложный пищевой рефлекс. Является самой первой и самой важной нагрузкой на жевательный аппарат младенца. Сосательные движения способствуют развитию зубочелюстной системы, в особенности челюстей, мышц дна ротовой полости, языка с окружающими его мышцами и мимической мускулатуры. Под влиянием нагрузок, возникающих при сосании, изменяется угол нижней челюсти, образуется суставной бугорок ВНЧС (Височно-нижнечелюстной сустав), формируется нёбный свод [1].
Сосание также является основой для формирования правильной функции дыхания, жевания и глотания. Акт сосания оказывает стимулирующее влияние не только на рост и развитие жевательного аппарата, но и на организм ребёнка в целом, способствуя развитию носоглотки, лёгких, многих вегетативных рефлексов, влияющих на трофические процессы в органах и тканях. Играет роль в пищеварении: влияет на секреторную и моторную функцию ЖКТ, обмена веществ.
При сосании ребёнок удовлетворяет не только пищевую потребность, но и сосательный рефлекс, формирующийся в утробе матери. Известно, что следствием неудовлетворенного сосательного рефлекса могут явиться вредные привычки, которые ведут к зубочелюстным аномалиям.
Рассмотрим акт у новорождённого и грудного ребёнка, когда он получается жидкую пищу. Процесс искусственного вскармливания сильно отличается от процесса естественного, отмечается существенная разница движений нижней челюсти. При искусственном вскармливании не удаётся проследить ни одну из фаз сосания, наблюдаемых при естественном. Если при грудном вскармливании сосательные движения быстрые и интенсивные, тонусы жевательных мышц высокий, то при искусственном движения вялые, неравномерные по амплитуде, замедленные, тонус жевательных мышц значительно ниже. Биоэлектрическая активность жевательных мышц при искусственном вскармливании значительно ниже, чем при естественном, то есть мышцы не принимают активное участие в акте сосания, таким образом, преобладают глотательные движения, а не сосательные [1].
Несмотря на все существенные преимущества естественного вскармливания, нельзя сказать, что к аномалиям прикуса приводит только искусственное. При любом типе кормления важно отмечать положение головы и туловища ребёнка, его индивидуальную активность мышц.
Если отказ от материнской груди неизбежен, то недостаток физиологической составляющей можно компенсировать благодаря подбору физиологической соски для бутылочки и наиболее качественной смеси.
- Выбор соски
При выборе соски важно обращать внимание на её размер, материал, количество и диаметр отверстий, местоположение отверстий, а также на размер, форму и материал бутылочки. Все эти характеристики определяют положение языка, характер работы мускулатуры — основополагающие факторы развития.
В различных странах существует целая индустрия по производству детских сосок разнообразных конструкций. Тем не менее, все соски можно разделить на две большие группы: стандартные и физиологические.
Стандартная соска имеет двустороннюю выпуклую часть округлой или овальной формы. Эта соска не создаёт достаточных условий для регулярной тренировки и нормального развития мышц. В 2,5 раза уменьшается продолжительность кормления, уменьшается общее количество движений языка, что не способствует гармоничному развитию, то есть адекватной нагрузки на зубочелюстную систему нет. Стандартная соска не создаёт условий для регулярной тренировки и нормального развития мышц.
Физиологическая соска создается с целью максимально соответствовать соску женщины по форме, которую он приобретает в полости рта ребёнка в процессе вскармливания. Имеет выпуклую нёбную поверхность, которая приспосабливается к форме нёба и способствует его развитию, а также сглаженную языковую поверхность, которая обеспечивает свободу движениям языка и нижней челюсти. Благодаря такой форме у ребёнка задействуются те же самые мышцы губ, челюсти и языка, что и при сосании груди. Возникают сходные с сосанием груди ощущения, а челюстно-лицевой аппарат получает необходимую стимуляцию. При использовании физиологической соски функциональная активность языка и временные параметры кормления практически не отличаются от таковых при естественном вскармливании. Таким образом, данная соска формирует физиологический тип сосания [2].
- Орофациальные дисфункции
Орофациальные дисфункции — это многообразные в своих проявлениях патологии, характеризующиеся нарушением функциональной активности челюстно-лицевой области.
Зубочелюстные аномалии формируются, начиная с малозаметных симптомов, и по мере роста ребёнка приобретают вид сформированной аномалии. В современной практике врач несёт за собой задачу симптоматического лечения пациента, оставляя исправление глубинных причин возникновения аномалии. Такими причинами и являются орофациальные дисфункции, исправление которых стоит ставить главной задачей исправления или профилактики аномалии прикуса [3].
В норме к шестилетнему возрасту все функции жевания, глотания, речи считаются сформированными. Ниже рассмотрены нарушения физиологических процессов.
а. Ротовое дыхание
Носовое дыхание — физиологические процесс протекания обмена газами внутри человеческого организма. Если по каким-то причинам дыхание через нос затруднено (аллергический ринит, хронический ринит, искривление перегородки носа и др.), то формируется дыхание через рот.
При ротовом дыхании усваивается только 78 % кислорода от должного объёма — такое хроническое дыхание способствует развитию гипервентиляции лёгких, нередко приводит к усилению сокращений миокарда, нарушению окислительно-восстановительных процессов в результате уменьшения жизненной ёмкости лёгких. Последнее может быть причиной задержки соматического и психического развития ребёнка [4].
При носовом типе дыхания количество микроорганизмов, проникающих в носовые пути, снижается в 10 раз, по сравнению с ротовым дыханием. При прохождении воздуха через рот, он не очищается, что способствует развитию хронических респираторных инфекций и воспалений.
У ребёнка при ротовом дыхании рот открыт, соответственно активность круговой мышцы рта и губных мышц низкая, тонус их ослаблен. Ротовое дыхание ведёт к задержке роста верхнечелюстных пазух, что отрицательно сказывается на развитии верхней челюсти.
Внешний вид ребёнка с привычкой ротового дыхания. Отличительным признаком является отсутствие рефлекса смыкания губ в покое. Рот ребёнка полуоткрыт, при дыхании — напряжение крыльев носа, изменение конфигураций ноздрей, увеличение нижней трети лица, узкие плечи, впалая грудь, бледные цвет лица, постоянно облизывает губы. У таких детей изменяет форма верхней челюсти — сужается в боковых участках — из-за избыточного давления щёчных мышц. Изменяется форма носовых ходов, носовая перегородка изменяется, что ведёт к изменению тембра голоса (гнусавости) [5]. Формируется аденоидный тип лица (рис. 1).
Рис. 1. Аденоидный тип лица
Предполагается, что в 80 % случаях патология нормального дыхания связана с обструкцией дыхательных путей (синдром непроходимости респираторного тракта), остальные 20 % являются следствием выработанной привычки, выработанной вследствие регулярного сосания или прикусываниях сторонних объектов, а также того, что ребёнок отвыкает дышать носом в силу частых простудных заболеваний.
Для нормализации процесса дыхания используют комплексный подход ортодонтического и отоларингологического обследования и лечения, включающего использование пластинок, ретейлеров, брекетов, логопедические занятия, миогимнастики, артикуляционная и дыхательная гимнастики, ЛФК.
Часто ротовое дыхание является следствием других вредных привычек.
б. Дисфункции глотания (инфантильное глотание)
У здоровых новорожденных есть механизм инфантильного глотания, при котором язык упирается в губы и щёки. По мере прорезывания молочных зубов функция сосания заменяется жеванием. Жевание обеспечивает измельчение жесткой пищи, при данном процессе задействованы другие мышцы и язык работает иначе. Однако если в рационе ребёнка остаётся жидкая пища и игнорируется жёсткая, смена инфантильного типа глотания на соматический не происходит, язык привыкает к простейшим движениям и язычные мышцы развиваются слабо.
При инфантильном глотании ребёнок с видимым напряжением смыкается губы, подтягивая нижнюю губу к верхней, при этом сокращается подбородочная мышцы, мышцы щёк и шеи.
Всё это приводит к аномалии прикуса и дефектам речи.
При корректировании дисфункции в первую очередь меняется рацион питания с включением жёсткой пищи («твёрдых» овощей и фруктов, например, яблок, моркови; куски мяса) и назначаются упражнения для улучшения глотания.
в. Вредные привычки сосания
Функция сосания заложена в генах человека и формируется ещё в утробе матери и развивается в течение первого года жизни. Процесс жевания сменяет сосание, его развитие невозможно без прохождения стадии сосания. Именно поэтому так важен процесс вскармливания ребёнка.
Привычка сосания (например, пустышки, пальца, губ, карандашей) может проявляться и в более старшем возрасте. Такое «позднее» сосание вызывает давление на зубной ряд, вызывающее недоразвитие нижней челюсти и деформацию зубных рядов, формируется глубокий прикус, а функция жевания нарушается.
г. Нарушение функции жевания
Жевательный орган включает в себя зубные ряды, мышцы, участвующие в процессе жевания, а также другие структуры, помогающие осуществлять его. Жевание — важные процесс механической переработки пищи и формирования пищевого комка. В ротовой полости помимо пережёвывания происходит и первоначальная химическая обработка. В слюне содержаться ферменты, расщепляющие сахара, бактерицидное вещество лизоцим и клейкое вещество муцин, который придаёт слюне вязкость и обеспечивает формирование пищевого комка. Изменение процесса переработки пищи приводит к недостаточному поступлению в кровь питательных веществ, нарушению обмена веществ и заболевания желудочно-кишечного тракта.
К дисфункции жевания приводят недоразвитие функции сосания, ротовое дыхание, слабая жевательная мускулатура, питание ребёнка посредством соски или поилки и редкое употребление или исключение жёсткой пищи. На последнее стоит обратить особое внимание, так как употребление жесткой пищи ребёнком (с шести месяцев) является физиологичным фактором формирования правильной привычки, обуславливающей нормальную работу жевательных мышц и развитие нижней челюсти. Следствием нарушения является долгое и вялое пережёвывания пищи. Также, ранее удаление зубов ведёт к тому, что ребёнок привыкает жевать пищу на одной стороне — распространённая дисфункция [6].
д. Искривление осанки
От положения позвоночника зависит все обменные процессы, происходящие в организме, так как вдоль его оси проходят важные лимфатические и кровеносные сосуды, нервы и скопления данных структур. Любое искривление позвоночника повлечет в себе зажимы мышц, нервов и сосудов, что негативно скажется на общем состоянии организма. Правильное положение позвоночника способствует беспрепятственному движению грудной клетки и диафрагмы в процессе дыхания, свободному движению крови по сосудам и, как следствие, достаточному количеству поступающего в клетки кислорода.
Прямая шея определяет разделение движений нижней челюсти и языка, а также формирование психомоторных функций.
С начала жизни ребёнка стоит уделять этому особое внимание. Обязательно обращать внимание на положение головы во время сна: ребёнок должен спать на спине и поочередно на левом и правом боках; не допускаются высокое изголовье, запрокинутая голова, приоткрытый рот и неплотно сомкнутые губы. В случае нарушений осанки назначаются массаж, физические нагрузки с задействованием мышц спины [6].
Меры профилактики
Проблема ортодонтии — неосведомленность родителей в вопросах профилактики аномалий. Часто, пусть и не желая того, они формируют у детей привычки, неизбежно вызывающие цепочку заболеваний, начинающуюся неудовлетворённым сосательным рефлексом, приводящим к ранее описанным дисфункциям, и заканчивающуюся тяжёлыми соматическими заболеваниями сердца и дыхательной системы. Отсюда главенствующая задача врачей — предупреждение нарушений работы органов ребёнка. В лечении важно устранять и предотвращать появление не симптомов («симптоматическое лечение»), а их причин.
Обратим внимание на данные проведенного исследования среди родителей:
78,3 % опрошенных считают, что генетические факторы приводят к неправильному прикусу и неровным зубам (рис. 2). «Вредная привычка сосания», «Преждевременная утрата (удаление) молочных зубов», «Нарушение осанки» отметили только 28,3 % опрошенных. Да, генетика влияет на неправильный прикус, но не так сильно, как вредные привычки и неправильно организованное вскармливание. Результаты говорят о явной неосведомленности родителей о настоящих причинах аномалий прикуса.
Рис. 2. Вопрос «Как вы думаете, какие причины приводят к неправильному прикусу и неровным зубам?»
По результатам опроса большинство детей имеет вредные привычки (рис.
3), которые формируются из-за неудовлетворённых рефлексов, нарушений развития и общих проблем со здоровьем (патологии дыхания, врождённые аномалии и др.).
Рис. 3. Вопрос «Есть ли вредные привычки у вашего ребёнка?»
Методы предотвращения развития орофациальных дисфункций
Правильное использование пустышек. Их стоит использовать, когда малыш быстро насыщается по времени (меньше нормативных 20–25 минут), тем самым не удовлетворяя сосательный рефлекс. Вместо пальцев и других посторонних объектов малыш будет сосать физиологическую пустышку (10–15 минут), повторяющую анатомию женского соска и не вызывающую негативных последствий в виде формирования вредных привычек.
С появлением первых молочных зубов в 6–8 месяцев рефлекс сосания угасает, сменяясь рефлексов жевания. С этого момента стоит отучать ребёнка, опять же во избежание формирования вредных привычек.
Физиологический процесс вскармливания. Следует обращать внимание на подбор физиологической соски для кормления и соски-пустышки, положение головы ребёнка во время процесса кормления и его активности в момент сосания.
Физиологический процесс жевания обуславливается своевременной сменой рациона питания, где будет преобладать более жёсткая пища. Она стимулирует слюноотделение, увеличивает время пережёвывания, тренирует мышцы, стимулирует рост и развитие челюстей (продвижение нижней кпереди).
Плановое посещение специалистов-педиатров, стоматолога и соблюдение их рекомендаций. При выявлении нарушений со стороны ЛОР-органов необходимо посещение отоларинголога, так как дисфункции системы напрямую связаны с возникновением аномалий окклюзий. Нарушение процесса дыхания сопряжено с ослабленной функцией челюстно-лицевых мышц, поэтому ребёнку показана миогимнастика, развивающая рефлексы и нормализующая процессы дыхания, сосания, жевания и глотания.
При проведении исследования среди родителей был отмечен низкий уровень компетентности опрашиваемых в вопросах гигиены и заболеваний полости рта. Так, только 17 % респондентов пользуются зубной нитью и не используют зубной ёршик для очищения межзубных промежутков (рис. 4). Это является основной причиной возникновения кариеса. 2,2 % использует реминерализирующий гель. 50 % опрошенных не придают значения используемой пасте (рис. 5).
Рис. 4. Вопрос «Какими средствами гигиены полости рта пользуется ваш ребёнок?»
Рис. 5. Вопрос «Чем вы руководствуетесь при выборе зубной пасты для вашего ребёнка? Какую пасту покупаете?»
В вопросе «Что по вашему мнению вызывает кариес?» (рис. 6) больше половины опрошенных (67,4 %) отметили «Генетическая предрасположенность». Закладка зачатков и минерализация эмали молочных зубов происходит на 10-й неделе 1 триместра, поэтому качество питания беременной напрямую влияет на состояние зубов ребенка. Варианты ответов «плохое питание, не насыщенное витаминами, микро- и макроэлементами» и «игнорирование использования дополнительных средств в чистке зубов» отметили 43,5 % и 34,8 %.
Рис. 6. Вопрос «Что, по вашему мнению, вызывает кариес?»
Регулярная правильная гигиена полости рта предотвращает дисбаланс микрофлоры полости рта, разрушение тканей зубов и осложнений. Наиболее распространённая локализация кариеса — межзубные промежутки, поэтому нельзя обделять вниманием флосса, зубных ёршиков и многопучковой щётки. Использование паст и муссов, укрепляющих эмаль. В настоящее время, когда избыток потребления сахара является одной из главных причин возникновения воспалений в полости рта, применение одной щётки и зубной пасты недостаточно.
При несвоевременном лечении зуба часто неизбежно повреждение окружающих тканей (в том числе и зачатков постоянных зубов) и его удаление. Удаление зуба чревато изменением конфигурации зубного ряда: зубы смещаются в сторону удалённого, места для постоянных зубов недостаточно и в будущем возникает скученность зубов.
Осанка, положение позвоночника в повседневной деятельности. Правильное положение скелета во время сна, в положении сидя описаны выше в статье.
В заключение, можно сказать, что проблемы с прикусом встречаются у многих людей и могут существенно повлиять на их здоровье и качество жизни. Однако многие из этих проблем могут быть предотвращены или даже исправлены с помощью профилактических мер, о которых было рассказано на созданном в ходе исследования сайте.
Предоставленная информация поможет читателям понимать важность заботы о своем прикусе и принимать меры для сохранения его здоровья. Ведь здоровый прикус — это не только красивая улыбка, но и основа для здорового организма и полноценной жизни.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает важность физиологического вскармливания ребенка и своевременного предотвращения и лечения вредных привычек.
Литература:
- Булгакова М. И., Симановская Е. Ю., Няшин Ю. И., Тверье В. М. Биомеханика вскармливания детей раннего возраста // Российский журнал биомеханики.
- Попова, Н. В. Особенности формирования зубочелюстной системы у детей раннего возраста в зависимости от вида вскармливания: специальность 14.00.2114.00.19: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Попова Наталья Владимировна. — Москва, 2009. — 25 с.
- Гвоздева, Ю. В. Клинико-функциональные изменения в зубочелюстной системе у детей с различной степенью выраженности орофациальных дисфункций / Ю. В. Гвоздева // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 4. — С. 83–84.
- Аблязов, А. Р. Влияние и определение ротового дыхания, как одного из главных функциональных нарушений, вызывающих возникновение зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций, нарушения сроков формирования соматического и психического развития ортодонтических пациентов / А. Р. Аблязов, Н. П. Сысоев, Л. П. Зубкова // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. — 2011. — № 1(1). — С. 5–7.
- Арсюкова, О. К. Ротовое дыхание как фактор формирования зубочелюстных аномалий / О. К. Арсюкова //. — 2017. — № 10. — С. 29–31.
- Реабилитация детей с миофункциональными нарушениями (орофациальными дисфункциями) / О. В. Гончарова, Е. А. Сатыго, Х. Рольф [и др.] // Вопросы практической педиатрии. — 2017. — Т. 12, № 4. — С. 69–76. — DOI 10.20953/1817–7646–2017–4–69–76.