Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с использованием музыкального инструмента «калимба».
Ключевые слова: логопедическая работа, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие фонематического восприятия, нетрадиционные приемы, калимба, дети с особыми образовательными потребностями.
Non-traditional methods in speech therapy work. Calimba
This article is aimed at practicing specialists, it reflects the practical methods of working on soundproofing, development of phonemic hearing and perception, motivation and upbringing of children's self-control, primarily preschool age using the musical instrument «Kalimbas».
Keywords: logopedic work, correction of sound, development of phonemic hearing, development of phonemic perception, non-traditional methods, calimb, children with special educational needs.
В современном, перенасыщенным постоянно поступающей информацией мире, при работе с детьми, особенно коррекционной, необходимо находить все новые и новые ресурсы для создания и повышения их мотивации к учебной деятельности. Нам удалось открыть сначала для себя, а потом и для учащихся необычный инструмент, отвечающий данным запросам.
Калимба (мбира, мбила, каримба, ликембе, маримбула) — древнейший музыкальный инструмент родом из далекой Африки, появившийся около 3 тысяч лет назад, а то и больше. Ранее его использовали для развлечения людей, сопровождая песни, танцы и рассказы, передавая истории племени. Современная калимба имеет симметричное строение (ноты расположены попеременно слева-справа), что стимулирует при игре межполушарные связи и способствует развитию головного мозга. Звукоряд инструмента подобран так, что на нем невозможно сыграть некрасиво или сфальшивить, поэтому игра на ней всегда сопровождается ощущением радости и расслабляет как играющего, так и слушающего. Данный инструмент можно использовать для музыкальной терапии, он побуждает человека заглянуть внутрь себя, побыть с собой наедине, сыграть мелодию своей души. Инструмент может освоить как взрослый, так и ребенок, играть на нем просто: калимбу держат на ладонях и извлекают звуки из «язычков» большими пальцами, поэтому её иногда еще называют «ручное пианино» [2; 3].
В логопедической практике данный инструмент также можно использовать с разными целями. Например, для привлечения внимания, организации детей: детям будет дана инструкция соблюдать тишину, когда звучит «волшебная музыка». С этого можно начинать занятие, создавать определенный настрой. Таким же образом предлагается помогать детям в контроле собственного поведения в течение всего времени.
При формировании правильного звукопроизношения длительное время занимает закрепление изолированного звучания звука. Соединив произнесение заданного звука со звуком инструмента (каждому изолированному звуку — своя клавиша), логопед предлагает более интересный ребенку материал, развивающий параллельно чувство ритма, гармонизирующий общее состояние ребенка. Тут же можно варьировать силу, высоту звука.
При формировании навыков слогового анализа вместо традиционного хлопка предлагается при выделении слога нажимать на клавишу.
При работе над составлением звуковой схемы слова можно обозначить ряд клавиш соответствующим цветом (красный / синий / зеленый, наклеив стикер / пластилин. Так, при помощи калимбы осуществляются операции звукового анализа:
— Когда услышишь гласный звук, нажми на соответствующую клавишу.
— Сыграй и пропой слог «ПА».
— Сыграй и пропой слово «кошка» и т. д.
На самых первых этапах при различении гласных и согласных звуков калимбу можно «разделить» на две части — правая — согласные, левая-гласные. Можно дополнять или нет цветовыми элементами — зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
При выделении звука в начале / середине / конце слова просим ребенка нажать первую, среднюю или крайнюю клавиши.
Данные приемы работы с таким нетрадиционным для нашей культуры и одновременно старейшим инструментом апробированы на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми дошкольного и школьного возраста ГБОУ Школа № 1285. В результате использования данного инструмента у детей повышалась мотивация, им легче было настроиться на занятие и закрепить усвоенный материал.
Литература:
- Артемьева Н. Ю. Проблемы инклюзии и интеграции в системе общего и специального образования // Специальное образование. -2014.- № X / том II. — С. 61–64.
- Ассаджиоли Р. А. Психосинтез. Принципы и техники / Пер. с англ. Е. Перовой. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 416 с.
- Орлова Е. М. Опыт познания влияния музыки на человека в работах В. М. Бехтерева (Архивные исследования) // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование», 2015, с.76–74. № 3.