Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Власюк, О. В. Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования / О. В. Власюк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9249/ (дата обращения: 30.06.2024).



В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов, разбор многокомпонентных научных терминов, использование ментальных карт.

Ключевые слова: СПО, студент, адаптация, скрайбинг, цветовое оформление, многокомпонентные слова, ментальная карта, эмоциональный комфорт.

Социальная адаптация современной молодежи представляет одну из значимых социальных проблем российского общества.

В педагогической науке под понятием адаптация подразумевается способность человека приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Многогранный процесс взаимодействия личности с социальной средой, включающий в себя усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды с новыми условиями и целями деятельности. [1]

В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества студенческая молодежь испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их физиологическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменяющимся для них условиям жизни, коллектива, высокой суммарной учебной нагрузкой, большого объема, новизны и сложности материала, которым должен овладеть студент. В психогигиене, как одном из научных направлений гигиены детей и подростков, традиционно большое влияние уделяется проблеме адаптации учащихся к внутренней среде образовательных учреждений. [4]

Самым сложным периодом адаптации для студентов является обучение на первом курсе, когда в привычном режиме бывшего школьника меняется все: умственные нагрузки, психоэмоциональное состояние, режим сна, питания, отдыха. Организм подростков испытывает психофизиологические перегрузки, которые впоследствии могут привести к дезадаптации, кризису личности и даже развитию целого ряда соматических заболеваний.

Количественные различия заключаются в том, что в колледже интенсивная нагрузка, крайне возрастающая в период сессии, замена простого урока, который длится 45 минут на пару продолжительностью 1 час 30 минут. Необходимо отметить, что большинство студентов не являются жителями п. Ванино и им приходится тратить от 50 и более минут на дорогу до колледжа. Что само по себе приводит к более раннему утомлению.

Качественные различия заключаются в том, что появляются новые профильные дисциплины, изменяется форма занятия и форма контроля. Данные факторы выбивают вчерашнего школьника из привычной колеи обучения.

Ряд исследователей вопроса адаптации студентов к специфике обучения среднем профессиональном учреждение отмечают, что большинство выпускников средней школы имеют психологическую неподготовленность к новой учебной деятельности, заметна нехватка различных умений и навыков необходимых для усвоения программы [1].

Этот факт подтверждают данные анкетирования студентов, которые проводились в нашем колледже. Большинству студентов сложно воспринимать лекционную форму занятия (63 %), не умеют правильно составлять конспект учебной литературы 68 %, у многих отсутствует умение выступать перед аудиторией и давать оценку проблемным вопросам 73 %, а также испытывают дефицит знаний по предметам школьной программы. Все это сказывается на работоспособности обучающихся. У студентов отмечается раннее утомление (первая стадия утомления уже заметна в конце первой пары, вторая стадия — на второй паре), что в свою очередь замедляет адаптивный период.

Скрайбинг как средство визуализации учебного материала. Лекции — это основной источник передачи большого объема информации на занятиях в СПО. Именно лекционное представление материала ориентировано на детальное изучение проблемы. На таких занятиях важно стимулировать интерес студентов, развивать самостоятельную мыслительную деятельность и формировать профессиональные компетенции.

Техника скрайбинга на лекции обеспечивает живое изложение, стойкие и запоминающиеся сообщения. В процессе применения скрайбинга у студентов развивается воображение. Например, это может быть реализовано в процессе создания схем, набросков, моделей. Скрайбинг представляет собой иллюстрацию текса наравне с изображением рисунков. Педагог может использовать доску, бумагу, интерактивные средства. Таким образом создается эффект параллельного изложения, что эффективно влияет на развитие мыслительной и познавательной деятельности.

Человек изначально мыслит образами, а не текстом, услышав слово, в сознании возникает образ, он первичен. Именно поэтому учебная информация усваивается более четко и структурировано, благодаря знаковым образам запоминается надолго [3].

Произведенные записи могут использоваться для закрепления изученного материала, что значительно сокращает время для подготовки к занятиям, а значит позволяет уделять больше времени отдыху и любимым увлечениям.

На семинарских/практических занятиях использование скрайбинга также важно. Студенты, изучая на практических занятиях более углубленные темы, должны формировать стойкие визуальные образы с помощью изображений, символов и знаков. Например, очень эффективно использование скрайбинга в групповой деятельности студентов. Обучающиеся делятся на группы, создают на листе бумаги свое видение изучаемого вопроса, учатся прислушиваться к мнению коллектива, развивают творческие способности. В результате проведения семинарского/практического занятия, обучающиеся представляют свою работу перед остальными студентами, формируя при этом навыки публичных выступлений.

Визуализация в процессе обучения является важным компонентом для эффективного усвоения учебной информации. Скрайбинг позволяет сэкономить время при подготовке к занятию и качественно, наглядно донести до обучающихся материал. Внедрение скрайбинга в образовательный процесс повышает образовательную мотивацию, развивает творческое мышление. С использованием скрайбинга повышается результативность обучения, самостоятельность студентов, увеличивается работоспособность, а также позволяет сокращать время на подготовку к занятиям.

Цветовое оформление учебного материала как способ создания эмоционального комфорта у обучающихся. Целью использования данного приема является установление эмоционального комфорта у обучающихся и повышение качества усвоения новой информации, что способствует успешной адаптации студентов первого курса, а также способствует эмоциональной разгрузке студентов второго и последующего курсов обучения.

Общеизвестный факт, что есть общее влияние цвета на психоэмоциональное состояние, а также индивидуальные предпочтения в цветовой гамме [2]. Представление материла в цветном виде позволяет актуализировать необходимую информацию, акцентировать внимание, развивать наглядно-образное мышление и творческий потенциал, разгружать работу левого полушария, т. к. большой объем информации будет усваиваться через образное мышление. Некоторые рекомендации по использованию цветового оформления:

— на первых занятиях педагог сам показывает на доске /презентации /листе бумаги пример цветового оформления;

— для работы необходимо использовать цветные ручки или не проникающие через лист на обратную сторону хайлатеры;

— цвета студенты выбирают и подбирают сами, исходя из эмоционального состояния;

— в начале необходимо давать некоторое время на цветовыделение или оформление, чтобы студенты привыкли к такой работе;

— в последствии вырабатывается навык цветового оформления и дополнительное время уже не требуется.

Приемы разбора многокомпонентных терминов в химии и биологии. В процессе преподавания химии и дисциплин биологического цикла, сталкиваешься с трудностью запоминания студентами сложных многокомпонентных терминов. Эта проблема в настоящее время касается всех отраслей науки, техники и промышленности, т. к. научно-технический прогресс требует все большее использование различной терминологии.

Для упрощения подачи учебного материала в своей практике использую ступенчатый перевод многокомпонентых терминов.

Например, слово «ацетальдегиддегидрогеназа». С первого раза его и произнести могут не все студенты, соответственно о запоминании и использовании речь уже не идет. Но если разбить это слово на составные компоненты и перевести их на русский язык, применив цветовое оформление и скрайбинг, то понимание обозначенного процесса, запоминание и повторение становится легким и не вызывает сопротивления со стороны студентов.

« АЦЕТАЛЬДЕГИД » — уксусный альдегид ( этаналь )

« ДЕ » — минус (жадный, забирает)

« ГИДРО » — Н 2 (газ водород)

« ГЕНАЗА » — работает, делает

Таким образом сложный многокомпонентный термин и строго научное оформление процесса окисления альдегида в кислоту становится понятным и легко запоминающимся.

С помощью этого метода можно разбирать совершенно любые термины. Студенты тренируются сами «переводить», «дешифровать» многокомпонентные термины. При этом повышается их самооценка, интерес к учебе.

Ментальная карта как средство сокращения потока информации. Проблемы обучающихся, связанные с отсутствием навыка работы с большим потоком информации, можно решить, проработав сними методику создания ментальных карт, с помощью которых обучающиеся учатся анализировать, обобщать, выстраивать логические связи и последовательности [3].

В век огромного потока информации крайне важно представлять изучаемые темы в сжатом виде так, чтобы хватало лишь просмотреть схему и вспомнить весь изученный материал.

Ментальные карты важно ПРОГОВАРИВАТЬ! Открыть свой конспект и по схемам/символам проговорить (а это означает повторить) все то, что было изучено на занятии.

К тому же студенты первокурсники боятся упустить что-то важное, и поэтому пишут каждое слово! В последствии они теряются в своих конспектах, устают от лекционных занятий и не могут качественно усваивать новый материал в большом объеме.

Некоторые правила составления ментальных карт:

— ментальные карты студентам лучше всего прописывать от руки, так больше работает правое полушарие, развивается творчество;

— на первых занятиях Ментальную карту каждый студент пишет от руки следом за педагогом в своей тетради или альбоме;

— лист/тетрадь лучше расположить горизонтально;

— в центре пишется ключевое понятие (одно или два слова);

— все схемы и рисунки оформляются в цвете;

— от ключевого понятия отходят главные идеи, их можно разветвлять до тех пор, пока вся информация не будет структурирована, главные идеи записывают по часовой стрелке;

— вместо слов очень наглядно получается использовать символы или зарисовывать в стиле скрайбинга;

— ментальные карты можно оформлять и в специальных программах.

Вышеописанные педагогические приемы могут использоваться как отдельно, так и все вместе при изучении любых дисциплин. Они не требуют специальной подготовки, просты в исполнении. Результатом применения данных приемов является более быстрая и легкая адаптация студентов первого курса к условиям СПО.

Литература:

  1. Васильева А. Т., Бочарникова О. Н. Трудные вопросы адаптации студентов первокурсников в системе СПО / А. Т. Васильева, О. Н. Бочарникова // Проблемы науки. — 2019. — № 1(37).
  2. Васильева Е. В. Познание через образ: к вопросу о значимости визуализации учебной информации Е. В. Васильева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2020. — № 3.
  3. Грушина Т. П. Применение скрайбинг-технологии на уроках географии Т. П. Грушина // Вестник МГПУ: Серия естественные науки. 2019.
  4. Ступина М. Ю., Сетко Н. П. Особенности уровня тревожности и социально-психологической адаптации обучающихся учреждений среднего профессионального образования // Оренбургский медицинский вестник 2017. — Т. 5. — № 4.

Ключевые слова

адаптация, студент, СПО, ментальная карта, эмоциональный комфорт, скрайбинг, цветовое оформление, многокомпонентные слова
Задать вопрос