Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коваленко, Р. А. Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия / Р. А. Коваленко, А. А. Сорокин, Е. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 40-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15812/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. Выдвигаются основные положения формирования процесса и совершенствования методик обучения при условии использования современных сетевых технологий.

Ключевые слова: информатизация образования; единая образовательная среда; дистанционное обучение.

Процесс обучения — долгий и тернистый путь, в течении которого, обучающийся получает новые знания, навыки и умения; осваивает компетенции; расширяет горизонты познания в различных областях человеческого мира и научного пространства. Период освоения образовательной программы — время становления научного, критического вида мышления, позволяющего эффективно получать, анализировать, систематизировать и сохранять информацию в памяти. Обладая определенными навыками, обучающийся становится способным вести самостоятельную исследовательскую деятельность, выражающуюся в различных областях, в зависимости от направленности образования. Одна из главных ролей высшего образования — создание образованной, компетентной единицы человеческого социума, развитие которой должно проходить в условиях, стимулирующих научные интересы на протяжении всего срока обучения, и обеспечивать последующий интерес к саморазвитию.

Условия обучения — это инфраструктура образовательной организации, важнейший показатель, как в качестве образования, так и в его эффективности (скорости и степени освоения профессиональных и общенаучных компетенций). Степень проникновения информационных технологий в учебный процесс формирует величину показателя, отражающего общее состояние инфраструктуры образовательной организации. Взаимосвязь элементов информационного взаимодействия в рамках дистанционного образовательного процесса проиллюстрирована на рис. 1.

Рис. 1. Информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

Физическим воплощением информационных технологий, является программное обеспечение, как общего назначения, так и специализированное, разработанное для конкретных (в нашем случае, образовательных) процессов. Одним из приоритетных направлений в использовании информационных технологий по праву считается дистанционное обучение, расширяющее возможности для обучения как по времени доступа к образовательным ресурсам, так и по территориальному признаку (обеспечивается дистанционный доступ).

Не самым последним из направлений работы такой системы является создание информационной среды на базе модели взаимодействия “обучающийся-преподаватель”, главным компонентом которой выступает наличие курсов (лекций), состоящих из видеоматериалов и сопутствующих учебных материалов в различных форматах. Общий подход к формированию такой среды приведен на рис. 2.

Рис. 2. Общие требования к информационной среде

Для передачи информации одним из наиболее оптимальных вариантов является не конспект лекций или практических занятий, а непосредственное объяснение материала в прямом эфире или же его запись с дополнительными комментариями преподавателя и ответами на вопросы. Соответственно, в информационной среде такие материалы представляются в формате видеоматериалов, которые можно разделить на:

− видеозапись лекции;

− скринкасты.

К видеозаписям лекции можно отнести простую запись лекции, преимущества которой:

− возможность сохранить начитанный материал для дальнейшего воспроизведения;

− простота создания;

− возможность корректировки видео и аудио ряда при наличии навыков и соответствующего программного обеспечения.

Использование данного типа создания контента позволяет преподавателю создавать (дублировать в сети Интернет) весь лекционный курс, для последующего повторного просмотра слушателями или изучения пропущенных занятий. Основываясь на этом, хочется заметить, что преподавателям, не имеющим лекций в видео формате по разделам курса, рекомендуется провести видео запись читаемых лекций, для постепенного создания виртуальной копии читаемого курса в информационной среде.

Ко второму типу (скринкасты) относится специально созданный видео материал, обладающий следующими свойствами:

− наличие структурированной графической компоненты на всем протяжении ролика;

− живые комментарии преподавателя за кадром;

− отсутствие диалога с аудиторией;

− четкое и поэтапное изложение одной темы в одной лекции.

Запись курса лекций — одна из перспективных возможностей развития учебного процесса и реальная помощь тем, кто хочет освежить знания по пропущенным занятиям, но, с другой стороны, «скринкасты» дают большую практическую ориентированность учебного материала. Просмотр подобного видео контента, позволяет усваивать информацию, используя комплексное воздействие через зрительное и слуховое восприятие, что помогает запоминать данные зрительными образами. А учитывая, что зрительные образы сопровождаются, развернутыми комментариями, то понимание получается довольно полным и структурированным. Среда обучения с подобными возможностями позволяет задействовать дополнительные механизмы запоминания информации, поддерживает интенсивность, динамичность обучения, что в свою очередь стимулирует интерес к изучаемой дисциплине.

Одним из важных аспектов системы, является качество контента, его проработанность, шаблонность исполнения, соответствие принятым правилам. При работе пользователя с файлами, которые пользователь (обучающийся) получает из системы, должно создаваться впечатление реального присутствия. Данный момент может быть достигнут использованием типизированных (шаблонных) файлов. Поэтому файлы с текстовым описанием необходимо создавать с использованием унифицированного шаблона, который, вместе с разъяснениями, должен быть доступен профессорско-преподавательскому составу.

Такой шаблон предполагает использование единого цвето-графического оформления лекций. Кроме дополнительной информации он создает эффект погружения и позволяет добиться поддержания бренда образовательной организации, а также упрощает восприятие информации обучающимися.

Кроме этого, стоит отметить необходимость достижения эффективности не только с точки подачи текстового материала. Содержание и организация образовательного процесса, характер взаимодействия обучающихся и профессорско-преподавательского состава, электронное ведение документации на должном уровне тоже способствуют упрощению внеаудиторного взаимодействия в рамках образовательного процесса. [1]

Следует отметить необходимость унификации структуры дисциплины в информационной системе с целью поддержания, как единого бренда образовательного учреждения, так и для упрощения использования электронных материалов обучающимся (рис. 3). При этом следует согласовывать такую структуру не только в рамках административного контроля со стороны различных подразделений или в рамках диалога деканат-кафедра-ППС, но и с большей частью участников подобного взаимодействия — с обучающимися.

Рис. 3. Логическая структура дисциплины

Несмотря на все вышеизложенное, основной формой подачей информации будут оставаться файлы, в которых качество представления информация имеет определенный уровень. С этой целью для содержания файлов, загружаемых в систему, определяется понятие «нечитаемый контент». К «нечитаемому контенту» относятся:

− изображения, схемы или формулы в отсканированном виде или вставка с другого источника в виде изображения (картинки);

− формулы в текстовом исполнении или в виде изображения;

− таблицы в виде изображений и таблицы с поврежденной структурой;

− Графическое (цветового) оформления, затрудняющего зрительное восприятие;

− использование ссылок на локальные файлы;

− отсутствие подписей для таблиц и рисунков;

− отсутствие заголовков на каждом слайде (если речь о презентациях);

− отсутствие номеров на слайдах или страницах.

Анализируя опыт работы в использовании информационной системы, сформулируем направления ее развития и перечислим ожидаемые результаты ее использования [2] [3]:

− образовательный процесс получает новый виток развития в информационной сфере;

− появляется новая территориальная и временная область обучения, которая распространяется вне территории здания образовательной организации, но, по-прежнему, дает возможность для взаимодействия обучающегося с преподавателем;

− образовательная организация получает современный инструмент в подготовке профессиональных кадров, использующий современные тенденции обучения на основе веб технологий;

− аудитория обучающихся получает образовательный ресурс доступный с любой точки, имеющей выход в интернет, содержащий в себе учебные материалы;

− профессорско-преподавательский состав получает в удобный инструмент для хранения своих учебных материалов, а также их распространения, с учетом требований к ограничению прав доступа к данным материалам;

− разнообразие форм предоставления образовательных услуг и методов обучения, позволяет использовать широкий спектр инструментов в образовательном процессе;

− информационная система позволяет каталогизировать и предоставляет удобный механизм доступа к учебным материалам образовательной организации.

Важным аспектом применения информационной системы в ВУЗе, является ее формат, доступный для использования в процессе самостоятельной работы обучающегося. Поддержание интереса к дисциплине у обучающегося в процессе его подготовительных (самостоятельных) занятий, своевременное стимулирование и дистанционное сопровождение посредством видео материалов, позволяет выстроить необходимую динамику учебного процесса.

Обучающимся очной формы предполагается предоставлять расширенную версию лекционного курса и дополнительных учебных материалов в удобном (дистанционном) формате, а обучающимся, на заочной форме, по мере накопления материалов будет доступна коллекция презентационных и видеоматериалов, в объеме лекции для очной формы обучения.

Работа с системой реализует концепцию использования виртуального пространства для продолжения образовательного процесса вне территории образовательной организации, механизма прямого общения с преподавателем в виде личного чата. Использование новых, инновационных форм обучения, позволяет повысить интерес к изучаемым предметам, обеспечить необходимый уровень интенсивности освоения дисциплин.

Литература:

1. Шапран, Ю. П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура / Ю. П. Шапран, О. И. Шапран // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 881–885.

2. Конюхов, М. И. Использование информационных технологий дистанционного обучения при очном обучении / М. И. Конюхов, С. А. Зыкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — 1(8). — С. 98–100.

3. Подоприхин, Н. М. Электронно-дистанционная образовательная среда института // Электронное обучение в непрерывном образовании 2018: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 18–20 апреля 2018г.). — 2018. — С. 561–568.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, информационная среда, образовательный процесс, информационная система, материал, обучающийся, профессорско-преподавательский состав, учебный процесс, внеаудиторное взаимодействие, дистанционное обучение.

Похожие статьи

Дистанционное обучение в информационной...

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть...

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса.

Библиографическое описание: Васильев, А. А. Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды / А. А. Васильев.

Взаимодействие участников образовательного процесса...

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных

дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей)...

Внедрение современных информационных технологий...

Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс — повышение

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс влияет на качество

Это позволяет внедрять в образовательный процесс методы дистанционного обучения...

Сетевые технологии для организации образовательного...

По сути дела, сегодня образовательный процесс вобрал в себя все декларируемые ранее

Это связано с тем, что в состав необходимых организационно-педагогических условий его

Существенно меняется роль педагога при организации процесса обучения в новых условиях.

Организация и управление учебным процессом в условиях...

В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений...

Изучение возможностей информационной среды...

Невзорова, А. В. Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога / А. В. Невзорова.

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда.

Организация и сопровождение повышения квалификации...

Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области дистанционных образовательных технологий.

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник...

Применение дистанционных образовательных технологий при...

Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности.

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения. Современный этап реформирования в России не оставил без внимания...

Похожие статьи

Дистанционное обучение в информационной...

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть...

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса.

Библиографическое описание: Васильев, А. А. Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды / А. А. Васильев.

Взаимодействие участников образовательного процесса...

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных

дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей)...

Внедрение современных информационных технологий...

Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс — повышение

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс влияет на качество

Это позволяет внедрять в образовательный процесс методы дистанционного обучения...

Сетевые технологии для организации образовательного...

По сути дела, сегодня образовательный процесс вобрал в себя все декларируемые ранее

Это связано с тем, что в состав необходимых организационно-педагогических условий его

Существенно меняется роль педагога при организации процесса обучения в новых условиях.

Организация и управление учебным процессом в условиях...

В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений...

Изучение возможностей информационной среды...

Невзорова, А. В. Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога / А. В. Невзорова.

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда.

Организация и сопровождение повышения квалификации...

Организация и сопровождение повышения квалификации преподавателей в области дистанционных образовательных технологий.

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник...

Применение дистанционных образовательных технологий при...

Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности.

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения. Современный этап реформирования в России не оставил без внимания...