Автор: Махиня Алина Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 07.08.2016

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Махиня А. А. Организация и управление учебным процессом в условиях информатизации современного общества // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 366-368.



В данной статье рассматривается проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; описываются пять направлений, необходимых для внедрения информационных технологий в образовательную практику школы; представлена модель комплексной информатизации.

Ключевые слова: организация, управление, учебный процесс, информатизация, общество, средняя общеобразовательная школа, преподаватели, инновация, нововведения, информационная среда, модель управления

В настоящее время перед российской системой образования стоит ряд важнейших проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех к4атегорий граждан. Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условия для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную школьную практику является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу.

Также, информатизация образования ставит новые задачи, связанные с разработкой инновационных подходов к управлению информатизацией образовательного процесса в школе. Информатизация современной школы приводит к совершенствованию образовательного процесса современного общеобразовательного учреждения, способствует при соответствующем управлении достижению новых качественных результатов.

Инновационные процессы в области современного образования, связанные с информатизацией, потребовали изменений в управлении образованием, привели к возникновению инноваций в самом управлении школой и образовательным процессом.

Реформы и инновации, в последние два десятилетия охватившие сферу образования в России, оказывают не только позитивное, но и деструктивное влияние на образовательный процесс в ученых учреждениях различного уровня.

Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, учеников и родителей. Современные коммуникационные средства помогают превратить передачу знаний в совместную учебную деятельность, сблизить позиции педагогов и учеников, активизировать их творческий потенциал. Ориентация на использование новых информационных технологий выступает в качестве одного из важнейших аспектов построения управляемой педагогической системы профессиональной подготовки учителя в области информатики и информационных технологий.

Особая роль отводится созданию инновационных общеобразовательных учреждений, которые занимают ведущие позиции в решении таких главных образовательных задач.

  1. Создание современных моделей обучения, воспитания и развития учащихся с учетом модернизации общего образования.
  2. Подготовка педагогических кадров высокого профессионального уровня на основе овладения отечественным и зарубежным опытом осуществления инновационной деятельности в учебной работе.
  3. Осуществление информатизации как главного фактора, который обеспечивает создание общеобразовательных учреждений нового типа.

Важное значение отводится теории управления инновационным процессом в общеобразовательном учреждении, которая понимается как научное и педагогическое взаимодействие, которое направлено на оптимизацию образовательного процесса, на повышение качества обучения, воспитания и развития учащихся через внедрение нововведений в обучающую и воспитательную деятельность.

Управление инновационного процесса включает разработку и воспроизведение конкретных преобразований, определение системных, стратегических и проектных изменений, ресурсное обеспечение обновления учебно-воспитательного процесса, подготовку и обучение педагогических кадров к решению современных задач.

Общее среднее образование призвано выступать прочным фундаментом, на котором строится непрерывное образование человека. Однако в настоящее время система российского образования находится в стадии перманентных реформ и инноваций. Несмотря на их общую позитивную направленность, они не самым лучшим образом сказываются на выполнении образовательными учреждениями своих основных функций, качестве образования и отношении к процессу образования его основных участников.

Управление и организация учебным процессом считается наиболее сложной областью и отличается несколькими признаками, а именно наличием человека как субъекта и объекта управления, применением сознательных воздействий на различные общности или группы, обеспечением функционирования и развития определенной социальной системы при сохранении ее основной качественной специфики.

Значительный приток в общеобразовательные учреждения современной компьютерной техники, программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, а также стремительное развитие телекоммуникаций и увеличение числа школ, имеющих доступ в Интернет, оказали заметное влияние на образовательный процесс.

В настоящее время сложилась некая научная классификация инноваций в области общего образования:

− по сфере применения (перемены в содержании, методах и организации образовательного процесса);

− по уровню новизны (перемены в образовании, которые разделяются на базисные — изменение развития общеобразовательных школ; улучшающие — внедрение изменений с целью повышения качества учебного процесса; развивающие — развитие школы на основе качественной инновационной работы);

− по среде распространения (национальные инновации, которые имеют значение для развития образовательного процесса в масштабе одной страны).

Также, важно упомянуть, что в школе внедряется апробируется системная работа по всем основным направлениям развития и внедрения ИКТ в сфере образования. В соответствии с функциями общей образовательной школы проектируется модель комплексной информатизации и может быть представлен следующим составом модулей, каждый из которых имеет свое назначение в процессе информатизации.

  1. Организационно-управленческая модель обеспечивает реализацию функций управления содержанием и технологиями образовательной деятельности, учебно-воспитательным процессом, кадрам, материально-техническим обеспечением.
  2. Информационно-методический модуль предназначен для школьных педагогов и ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение модели комплексной информатизации предполагает создание и постоянное обновление программно-методических компонентов различных форм обучения.
  3. Образовательный модуль предназначен для хранения электронных учебных материалов по школьным образовательным областям и направлениям воспитательной части работы. Также, обеспечивает формирование функциональной грамотности и информационной культуры учащихся, которые оптимизирует образовательный процесс на основе использования информационных технологий.
  4. Научно-продуктивный модуль основывается на работе школьного научного общества и ориентирован на приобретение учащимся профессиональных навыков будущей деятельности в информационных технологий (обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, работа в интернете).
  5. Культурно-просветительский модуль предназначен для хранения банка данных по литературному, музыкальному, художественному, архитектурному наследию мировой цивилизации (формирование у учащихся информационной, экологической и экранной культуры).

Инновации в современном образовании России реализуются на основе государственной образовательной политики, которая активно влияет на поддержку прогрессивных инициатив, направленных на создание эффективных моделей общего образования, отвечающих потребностям рыночной экономики и запрос гражданского современного общества.

Потребность в проведении инновационных преобразований в общеобразовательных учреждениях вызвана острой необходимостью модернизации общего образования на основе проведения преобразовательных мероприятий по важнейшим направлениям:

− создание современных моделей обучения, воспитания и развития учащихся;

− повышение качества образования, воспитательной работы в учебных учреждениях;

− стандартизация начального, основного и среднего образования;

− разработка современных информационных систем.

Кроме того, осуществление стратегического курса на модернизацию общего образования основывается на применении основных положений педагогической инноватики, которая всесторонне изучает актуальные проблемы общего образования и вырабатывает эффективные решения, которые обеспечивает качественные решения в общеобразовательных учреждениях.

Основной обновления содержания обучающей, воспитывающей и развивающей деятельности в образовательном учреждении является инновационный процесс, процесс непрерывный, который имеет конкретный механизм осуществления, решающий задачи создания современных образовательных систем.

Особенно важно отметить, что инновационный процесс в общеобразовательной школе обеспечивает создание и распространение новшеств, которые носят прогрессивный характер и влияют на педагогическую деятельность, стиль мышления, содержание профессиональной компетентности и развитии школьного образования.

Литература:

  1. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Профессиональное социологическое образование и обеспечение инновационного прорыва в системе образования / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев // Социология образования. — 2012. — № 9. С. 4–24.
  2. Дылян Г. Д., Ратобыльская Э. С., Цветкова М. С. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования / Г. Д. Дылян, Э. С. Ратобыльская, М. С. Цветкова. — М.: 2005. — 546 с.
  3. Молокова А. В. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе / А. В. Молокова. — Новосибирск: 2011. — 366 с.
  4. Тавокин Е. П. Российское образование под прицелом «реформ» / Е. П. Тавокин // Социологическое образование. — 2012. — № 8. С. 134–142.
  5. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник., А. В. Лоренсов. — М.: Новая школа, 1994. — 266 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательного процесса, общего образования, комплексной информатизации, информационных технологий, модель комплексной информатизации, информатизацией образовательного процесса, модернизации общего образования, общеобразовательных учреждений, образовательный процесс, информатизации общеобразовательных учреждений, информатизации образовательного процесса, инновационный процесс, развития учащихся, среднего образования, информатизации современного общества, комплексной информатизации общего, общеобразовательных учреждениях, модели комплексной информатизации, современных моделей обучения, образовательного процесса современного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос