Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Звендинова А. Л. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушениями речи в процессе музыкальной деятельности [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — СПб.: Свое издательство, 2020. — С. 7-9. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15511/ (дата обращения: 30.01.2020).



Эмоциональность — важнейшая составляющая жизни дошкольника, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка. Развитие эмоций ребенка возможно на любом этапе, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок развивается физически и психически, учится взаимодействовать со сверстниками и, в то же время, учится сопереживать близким людям, лучше понимать их поведение и поступки.

Эмоции играют важную роль психическом и социальном развитии ребенка. Они имеют непосредственное отношение к развитию мотивации, потребностей, интересов, развитию познавательной сферы и самосознания ребенка. Развитие эмоциональной сферы ребенка обусловлено рядом факторов, но самым значимым является социально-культурное окружение ребенка. Необходимым средством осознания ребенком своих эмоций, переживаний является их вербализация.

Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии (нарушениями зрения, слуха, психического развития, речи и др.) является предметом пристального внимания в коррекционной педагогике, поскольку первичный дефект часто обусловливает появление вторичных дефектов (отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии и др.), проявлениями которых являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для развития эмоциональной сферы. Едва ли не самыми большими возможностями в плане развития эмоций обладает музыкальное искусство. Взаимодействие детей с искусством помогает ребенку понимать свои собственные эмоции и чувства, выражать их звуками, красками, движениями, словом.

Взаимодействие ребенка с музыкой не только обогащает и развивает эмоции, но и влечет за собой самопознание своих собственных чувств и переживаний. А. В. Торопова вывела и представила следующую формулу: «от осознания музыкальных эмоций и переживаний к осознанию собственных чувств и аффективных состояний». В своей монографии об этом пишет И. В. Груздова: «музыка есть эмоциональное познание, но требующее активной работы как чувств, так и мысли». Из этого следует то, что развитие эмоциональности развивает человека в целом, делает его более чутким, глубоким.

Эмоциональная отзывчивость на музыку, эмпатийность, развивающаяся в процессе музыкальной деятельности дают ребенку возможность не только более четко распознавать свои эмоции, но и эмоциональные состояния и чувства других людей.

Музыкальная педагогика обладает большим арсеналом средств и методов развития у ребенка-дошкольника эмоциональной отзывчивости на музыку и — шире — эмоциональной сферы в целом. Наряду с вербальными методами («Словарь эстетических эмоций» и др.) широко используются невербальные: пластическое интонирование, цветовое моделирование, музыкальные драматизации, вокализация мелодии, а также разнообразные наглядные средства. Во многом этому способствует наглядность, и не только в виде пособий, но и манера исполнения музыкальных произведений, движения рук при игре на инструменте, мимика, взгляд педагога на детей во время исполнения песни.

Использование педагогом различных видов деятельности, направленных на развитие эмоций, беседы о содержании музыкального произведения, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку.

П. М. Якобсон отмечает, что поведение окружающих ребенка людей во время переживания чего-либо является критерием его собственного поведения при подобных переживаниях. Эмоциональное состояние ребенка вызывается не внутренней оценкой, а соответствующими оценочными суждениями взрослого. Следовательно, есть основание говорить о том, что на этапе дошкольного детства общение со взрослым помогает ему прочувствовать красоту музыкального произведения и осмыслить его содержание, дает толчок для самовыражения ребенка.

Приобщаясь к миру искусства, сопереживая его содержанию, ребенок открывает для себя гамму чувств, эмоций, осознавая которые, он испытывает потребность нового общения с музыкой, что, в свою очередь, развивает его человеческие качества, такие как отзывчивость, доброту и открытость. И помогает ему в этом взрослые. Необходимость личностного общения в развитии эмоциональной сферы обусловлено и тем, что в дошкольном детстве изменения, происходящие в этой сфере, влияют на систему отношений его с окружающим миром и людьми. У детей задолго до понимания своих собственных эмоций формируется отношение к миру, людям, явлениям адекватное его ближайшему окружению.

Развитие эмоций дошкольников происходит во всех видах музыкальной деятельности: певческой, музыкально-ритмической, инструментальной, в процессе слушания музыки.

Анализ методических работ показывает, что музыкальная педагогика обладает большим арсеналом средств и методов развития эмоциональной сферы ребенка, обогащения эмоций ребенка: детям предлагаются музыкальные произведения, различные по образному содержанию, настроению; учат различать (распознавать) не только общее настроение музыки (так называемый ведущий признак), но и оттенки эмоций. Вводят новые слова-определения: ласково, нежно, мягко и др. Объясняют их значение, привлекают наглядность для лучшего их усвоения и осознания; учат детей анализировать свои эмоциональные впечатления о прослушанной музыке, высказывать элементарные суждения о музыке.

Исследования в области развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку свидетельствуют, что детям легче воспринимать музыку посредством движений. Выразительные движения детей в процессе общения с музыкальными произведениями выполняют функцию помощника. С. Л. Рубинштейн отмечает, что движение не только выражает уже сформированные переживания, но и само, включаясь в процесс, формирует это переживание.

Также более глубокому восприятию музыки способствуют и эмоционально-образные определения характера музыки, а также вербализация ребенком своих эмоциональных состояний, испытываемых в процессе слушания музыки. Выраженные в словесной форме чувства, переживания, вызванные у ребенка прослушанной музыкой, содействуют полноте ее восприятия.

Для детей дошкольного возраста необходима наглядность (игрушки, иллюстрации, методические пособия), с детьми старшего дошкольного возраста бывает очень полезна беседа, которая заставляет их задуматься, с помощью наводящих вопросов педагога открыть для себя что-то новое. И. В. Груздова ссылается на педагогические исследования и отмечает, что «мимикой человеческого лица, интонацией голоса и пластикой жеста возможно дополнить выразительность музыкальных интонаций и тем самым внести элемент наглядности в процесс восприятия музыкального образа». Также отмечает важность взгляда, передающего эмоциональную окраску, встреча глазами с детьми. По мнению И. В. Артемьевой, педагог, исполняя музыкальное произведение, должен иметь возможность смотреть на детей, как бы общаясь с ними во время звучания музыки, наблюдая их реакцию. Таким образом, педагог тоже несет в себе некую наглядность, ведь эмоциональное общение со взрослым раскрывает содержательный смысл музыкального произведения, выступая главным механизмом и движущей силой развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Исследование эмоциональных состояний детей, испытываемых ими в ситуации восприятия музыки, свидетельствуют, что дети младшего дошкольного возраста выделяют, как правило, один ведущий признак характера музыки — «весело», «грустно». По мере освоения музыкального опыта, развития дифференцированного восприятия музыки (умения различать средства музыкальной выразительности) дети начинают различать оттенки настроения музыки.

Эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и понимать различные музыкальные произведения. Таким образом, роль эмоций в музыкальном развитии, образовании первостепенна. Она заключается в воздействии на внутренний мир личности и систему отношений человека к жизни, к искусству, к творчеству.

Литература:

1. Бочкарев Л. Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. в 2 т. — КГУ, К., 1990. — 101 с.

2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.

3. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология — М., 2003. — 420 с.

4. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 160 с.

5. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. — 2005 — № 5

6. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003–176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная отзывчивость, музыкальное произведение, эмоция, эмоциональная сфера, развитие, музыка, дошкольный возраст, музыкальная деятельность, дошкольное детство.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

Эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения — это

Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание

ребенок, старший дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость, дошкольный...

Эмоциональная отзывчивость на музыку: как развить её...

эмоциональная отзывчивость, музыка, дошкольный возраст, музыкальная культура, музыкальная ткань, музыкальное воспитание, музыкальное произведение, художественный образ, развитие, ребенок. Похожие статьи.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной...

Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы...

Проблему развития ребенка дошкольного возраста трудно переоценить.

В этом случае она усиливает эмоции или делает ярче образные представления детей (этюды типа «Гроза»

Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В мире ритмики».

ребенок, старший дошкольный возраст, эмоциональная...

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку − одна из важнейших музыкальных способностей.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности ребенка, так как именно в это время он узнает и начинает осваивать...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

восприятие музыки, музыкальное восприятие, ребенок, музыка, характер произведения, ранний возраст, музыкальная деятельность, жизненный опыт, дошкольное детство

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог сопоставить...

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия...

ребенок, ранний возраст, эмоциональная отзывчивость, малыш, музыка, движение, детский сад, музыкальная деятельность, раннее детство

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки...

Организация воспитательного процесса по развитию...

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из наиболее важных функций музыкальных

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоция...

Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления...

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку

урок музыки, музыкальная деятельность, музыкальное образование, принцип, развитие...

Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

Эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения — это

Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание

ребенок, старший дошкольный возраст, эмоциональная отзывчивость, дошкольный...

Эмоциональная отзывчивость на музыку: как развить её...

эмоциональная отзывчивость, музыка, дошкольный возраст, музыкальная культура, музыкальная ткань, музыкальное воспитание, музыкальное произведение, художественный образ, развитие, ребенок. Похожие статьи.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной...

Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы...

Проблему развития ребенка дошкольного возраста трудно переоценить.

В этом случае она усиливает эмоции или делает ярче образные представления детей (этюды типа «Гроза»

Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В мире ритмики».

ребенок, старший дошкольный возраст, эмоциональная...

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку − одна из важнейших музыкальных способностей.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности ребенка, так как именно в это время он узнает и начинает осваивать...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

восприятие музыки, музыкальное восприятие, ребенок, музыка, характер произведения, ранний возраст, музыкальная деятельность, жизненный опыт, дошкольное детство

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог сопоставить...

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия...

ребенок, ранний возраст, эмоциональная отзывчивость, малыш, музыка, движение, детский сад, музыкальная деятельность, раннее детство

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки...

Организация воспитательного процесса по развитию...

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из наиболее важных функций музыкальных

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоция...

Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления...

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку

урок музыки, музыкальная деятельность, музыкальное образование, принцип, развитие...