Психология и педагогика социальных взаимоотношений через призму народной педагогики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маликов, Р. Ш. Психология и педагогика социальных взаимоотношений через призму народной педагогики / Р. Ш. Маликов, Л. Р. Садыкова, Ф. В. Хазратова, Ф. С. Газизова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15322/ (дата обращения: 16.12.2024).



Как известно, народная педагогика является основой воспитания и обучения. Она не поддается политическим, социальным, экономическим и др. изменениям, происходящим в обществе, и остается верной своим традициям. Народная мудрость, отраженная в устном народном творчестве, остается во все времена актуальной, поэтому ее следует передать подрастающему поколению всевозможными путями. В данной статье рассматриваются татарские пословицы и поговорки о психологии взаимоотношений в социуме и быте между соседями.

Ключевые слова: психология, народная педагогика, народная мудрость, пословицы, поговорки, социальные взаимоотношения, здоровый образ жизни.

Об актуальности народной педагогики в современном обществе и необходимости использования достиңений народной педагогики в учебно-воспитательном процессе мы писали и раньше [1; 3; 5; 6; 7; 8; 11; 13]. В этой статье раскроем содержание татарской народной педагогики, в частности пословиц и поговорок о психологии взаимоотношений между людьми разных социальных слоев и самовоспитании.

Психология взаимоотношений соседей согласно татарским пословицам и поговоркам, если и не представляет определенную опасность, но и не оставляет надежду на содружество. Особо безнадежно соседство с богатыми людьми. Например, в пословице «Несмотря на зажиточного соседа, имей упряжного жеребца» («Күршең бай булса да, җигәреңә тай булсын»). Народная мудрость подчеркивает, что наличие богатого соседа под боком дело бесполезное, на него надеяться нельзя. Лучше иметь своего жеребца на хозяйственные нужды. Правда, жеребец пока ни для чего не годится, т. к. его еще запрягать невозможно, но есть надежда, что через определенный промежуток времени он дорастет, когда его можно будет запрягать и использовать в хозяйстве.

Психологическая несовместимость с зажиточным соседом и открытая ненависть по отношению к нему, а также игнорирование таких соседей заложено в основу татарской народной мудрости. Например, одна из пословиц учит быть независимым от зажиточного соседа: «Если сосед зажиточный, не бери воду из его колодца» («Күршең бай булса, коесыннан су алма»). Психология татар такова, что они не хотят унижаться, быть зависимым от кого-либо, несмотря на свое невыгодное положение в конкретной ситуации. Что касается данной пословицы, колодец раньше имели не все. Это своего рода необходимость и роскошь. Иметь колодец во дворе могли лишь зажиточные люди. Простолюдины пользовались общим колодцем или ключевой водой, за которой нужно было сходить на неблизкое расстояние и тащить воду на себе. Много воды нужно было таскать в те времена: для всего подворья, для всей живности и для себя. Для обеспечения себя едой люди имели большое хозяйство, соответственно и семьи были большими, когда проживали старшее поколение и молодые семьи в одном доме. Пользоваться колодцем соседа было бы одним из легких вариантов обеспечения себя водой, но народу гордость этого не позволяла, тем более просить у зажиточного соседа. Вместо колодца и воды в пословице можно было бы использовать любые вещи или предметы, используемые в хозяйстве. Народная мудрость выбрала именно воду, что никогда не убывает, а, наоборот, чем больше черпаешь, тем больше очищается и восстанавливается. Из этих побуждений народная мудрость и закрепила данную пословицу, ибо независимые соседи будут жить в дружбе и согласии дольше, не потрепав друг другу нервы.

Оставаться независимым от зажиточного соседа — одно, другое дело, когда нужно от него остерегаться, чему учит пословица «Если сосед зажиточный, подпирай свои ворота» («Күршең бай булса, капкаңа терәү сал»). Пословица свидетельствует, что зажиточный сосед представляет собой определенную опасность. Какой именно вред может нанести зажиточный сосед неизвестно, но опасаться его следует однозначно, поэтому, на всякий случай, накрепко нужно запереть ворота. И это не зря, т. к. неизвестно откуда у зажиточного соседа столько богатства?! Возможно, все приобретено путем грабления, ибо, вроде, все работают, а лишнего богатства почему-то не накапливают. Несмотря на древность пословицы, она не потеряла свою актуальность и в настоящее время.

Народная мудрость разъясняет, почему нельзя связываться с зажиточным соседом: он все равно ничего не отдаст и сам не возьмет, чтобы потом у него не просили. Об этом свидетельствует пословица «Если сосед зажиточный, хотя и не отдаст, но и не попросит» («Күршең бай булса, бирмәсә дә сорап кермәс»). Психология соблюдения нейтралитета — дело неплохое. Она возможна, лишь когда люди видятся очень редко, не общаются, мало знакомы, независимы друг от друга и т. д. Другое дело, когда по причине соседства люди встречаются лицом к лицу ежедневно, хорошо знают друг друга, неоднократно обращаются друг другу по любому поводу, т. е. живут в тесной связи. Между соседями существует какая-то общность, близость, единство. Все это относится и к духовной и материальной части. Следует напомнить, так бывает лишь тогда, когда люди социально равны. Когда появляется социальное неравенство, все вышесказанное разрушается в корне. Появляются совсем другие взаимоотношения: неестественные, завистливые, ненавистные, сопернические, нетолератные и т. д.

Не все зажиточные соседи являются жадными по отношению к соседу. Иногда от них может и перепадать. Так, согласно пословице «Если сосед зажиточный, твои куры будут сыты» («Күршең бай булса, тавыгың тук булыр») от зажиточных соседей есть определенная польза. В данном случае куры будут сыты, т. к. зерном, которое у них сыпется, могут насладиться и соседские куры. Естественно, это прямое значение пословицы, что в переносном значении обозначает получение материальной выгоды от зажиточного соседа. Известно, что многие богатые татары в XIX — начале XX в. являлись меценатами, которые на свои средства строили школы и медресе, а затем и содержали их. Что касается данной пословицы, для того, чтобы «куры были сыты», следует правильно строить взаимоотношения не только с зажиточным соседом, но и всеми соседями без исключения, о чем мы уже писали в предыдущих статьях [2; 4; 7; 9; 10; 12; 14].

Безнадежность опоры на соседа подчеркивается во многих пословицах и поговорках. Надежда на соседа чревато плохими последствиями, это во многих случаях даже опасно! Как сказано в пословице «Поверивший соседу переночует голодным» («Күршесенә ышанган ач кунар»). Пословица имеет два значения. Во-первых, кто поверил соседу, тот остался голодным; во-вторых, кто надеялся на соседа, также остался голодным. В первом случае сосед обманул соседа, а во втором — не оправдались надежды, направленные на соседа. В обоих случаях остается виновным сосед. Есть и другая сторона медали: на самом деле-то виноват сам человек. Получается, человек ожидающий помощи от других, в данном случае от соседа, оказывается беспомощный, не умеющий, не могучий, не самостоятельный. Эти качества его и подводят, а не сосед его. Он сам себя обманывает, не уверен в себе, нерешительный и т. д. В итоге и остается ни с чем, согласно пословице — голодным. Отсюда мораль: прежде чем винить кого-то, ищи ошибок или недостатков в себе!

Предыдущую мысль усиливает пословица «Надеешься на соседа — останешься (досл. — полежишь) без свечи» («Күршесенә өмете булган шәмсез ятыр»). Несмотря на то, что надежда на соседа бесполезное дело, в народной мудрости прослеживается мысль, что надеявшийся на соседа человек, не характеризуется положительно. Такого человека можно охарактеризовать как ленивого, безынициативного, не умеющего планировать, предвидеть, отсутствующего интуиции и т. д., т. е. человек с преобладанием отрицательных характеристик. Такие люди всегда остаются «за бортом», с ним не считаются, обижают при первом же возможном случае, не подают руку. При этом обвинять соседа бессмысленно. Человек виноват сам, что ночь вынужден провести в полной темноте, а не при свечах. С соседа вина также не снимается, т. к. он не готов оказать посильную помощь своему соседу. Такое взаимонепонимание и отсутствие взаимопомощи также представляет определенную социальную опасность.

Некоторые соседи представляют реальную опасность, к каковым относятся воры. Например, пословица «Если не хочешь обвинить соседа в воровстве, держи ворота запертым» («Күршеңдәге бурлыкны гаепләргә теләмәсәң, капкаңны бикле тот») предупреждает об опасности, предотвращение которой зависит от себя. Сосед-вор — постоянная угроза материальному состоянию другого соседа, самое главное его исправить невозможно. В то же время постоянно обвинять его в воровстве занятие также бесполезное. Поэтому следует предпринимать меры безопасности: согласно пословице запереть все, вплоть до ворот. Об этом же свидетельствует пословица «Чем обвинять соседа, лучше повесить замок на дверь» («Күршеңне гаепләгәнче, ишегеңә йозак сал»). Такое недоверчивое отношение разрушает добрососедские традиции. Жизнь становится скучной, вялой, пессимистичной, во многих случаях и опасной.

Народная мудрость подсказывает, как следует строить безопасные добрососедские отношения, например, «Будь дружен с соседом, но освежи плетень часто» («Күршеңне дус тот, читәнеңне еш тот»). Первая часть пословицы учит хорошему поступку, и вторая часть мудрая, т. к. забор нужен всегда, она устаревает, разрушается и падает. Лишь, если соединить, две части пословицы, она приобретает глубокий смысл, превращается в мудрый совет. Дружба между соседями оказывается мнимой, ложной, ненадежной и только видимой. Между настоящими дружными соседями не нужен никакой забор. Если все же следует ставить забор, то это уже недружественные отношения между соседями. Все это с одной стороны, а с другой — плетень следует ставить для того, чтобы между соседями все было ясно, все разделено, территориальных и других претензий друг другу нет, что в свою очередь приведет к дружбе. Вот такой глубокий смысл заложен в обычную простую пословицу на социальную тему.

Таким образом, татарские пословицы и поговорки о социальных взаимоотношениях имеют глубокий смысл, они поучительны и актуальны в настоящее время, и использование которых в образовательном процессе было бы полезным.

Литература:

  1. Маликов Р.Ш, Галиев Р. Р. Влияние религиозных и народных традиций на формирование здорового образа жизни // Педагогика. М., 2015. № 7. С. 84–88.
  2. Маликов Р. Ш., Газизова Ф. С. Педагогика детства в татарских народных традициях // В мире научных открытий. Гуманитарно-общественные науки. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. № 9 (45). С. 276–287.
  3. Маликов Р. Ш., Газизова Ф. С., Маликов Т. Р. Педагогическая ценность колыбельных песен и потешек как средств воспитания в педагогике детства (на материале татарской этнопедагогики) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2013. № 4. С. 86–91.
  4. Маликов Р. Ш., Галиев Р. Р. Антиалкогольное воспитание средствами этнопедагогики как медико-биологическая основа здорового образа жизни // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121–17821
  5. Маликов Р. Ш., Галиев Р. Р., Газизов Ф. Г. Содержание народной педагогики о генетической предрасположенности в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения. // Педагогика и просвещение. 2016. № 4. C. 363–366.
  6. Маликов Р. Ш., Галиев Р. Р., Закирова Н. Р. Основные качества интеллекта и здоровый образ жизни в татарской народной педагогике // В мире научных открытий. Красноярск, 2015. № 1.1 (61). С. 598–610
  7. Маликов Р. Ш., Галиев Р. Р., Закирова Н. Р. Содержательное наполнение интеллектуальных способностей и здорового образа жизни в пословицах и поговорках (на материале татарской народной педагогики) // Фундаментальные исследования. М.: ИД «Академия естествознания», 2014. № 12. Ч. 6. С. 1303–1309.
  8. Маликов Р. Ш., Галиев Р. Р., Шарафетдинова Э. Р. Народные песни как средства воспитания эстетики и здорового образа жизни // Фундаментальные исследования. М.: ИД «Академия естествознания», 2014. № 11. Ч. 6. С. 1371–1375 (неразделенное соавторство).
  9. Маликов Р. Ш., Галиев Р. Р., Шарафетдинова Э. Р. К проблеме актуализации устного народного творчества в эстетическом воспитании и привитии здорового образа жизни // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2014. № 3. С. 101–107.
  10. Маликов Р. Ш., Галиев, Р.Р., Закирова Н. Р. Развитие социального интеллекта и здорового образа жизни в татарской народной педагогике // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 4 (48). URL: http://journal-s.org/index.php/index.php/sisp/artiecle/view/6115
  11. Маликов Р. Ш., Закирова Н. Р. и др. Безопасность жизнедеятельности личности в аспекте формирования отличительных особенностей интеллекта (на примере татарской народной педагогики) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/130–23745
  12. Маликов Р. Ш., Закирова Н. Р. и др. Формирование некоторых отличительных особенностей интеллекта в татарской народной педагогике, обеспечивающих личности безопасность жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/130–23727
  13. Маликов Р. Ш., Шарафетдинова Э. Р. Онтогенезы в татарской народной педагогике как средства эстетического воспитания детей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121–19698
  14. Маликов, Р. Ш., Газизова, Ф. С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике (на материале народных сказок) // В мире научных открытий (Социально-гуманитарные науки). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. № 1.2 (49). С. 861–874.
Основные термины (генерируются автоматически): сосед, зажиточный сосед, народная мудрость, пословица, народная педагогика, глубокий смысл, друг, бай, психология взаимоотношений, часть пословицы.

Похожие статьи

Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников. Обращаясь к богатству народного фольклора, авторы анализируют, какие ценности и уроки морали могут быть извлечены из сказочных сюжетов и персонажей. Ра...

Противоречия во взаимодействии человека и природы

В данной статье рассматриваются противоречия в отношениях природы и человека, их взаимозависимость и связь в современных условиях. Автор поставил перед собой цель: рассмотреть основы взаимодействия человека и природы, выяснить, насколько сильна их вз...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Межкультурный подход к обучению русским пословицам и поговоркам иранских студентов

Любое обучение, как известно, это передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности — природе, обществе, человеке, его истории и культуре....

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Военно-патриотическое воспитание в школе на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государс...

Роль сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, как важны сказки в жизни подрастающего поколения. Ведь именно с раннего детства, знакомясь со сказками, дети учатся различать добро и зло. У ребят формируется нравственно-патриотические качества. Именно детские сказки...

Совершенная личность как фактор нравственного воспитания в абхазской народной педагогике

Статья освещает вопрос нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике с опорой на представления о совершенной личности. Актуальным является в связи с ухудшающейся нравственной ситуацией использование богатого опыта и идей воспитания, имеющихся в...

Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования

Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...

Свадебные обычаи и суеверия и их отражение в русской и английской культурах

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего,...

Похожие статьи

Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников. Обращаясь к богатству народного фольклора, авторы анализируют, какие ценности и уроки морали могут быть извлечены из сказочных сюжетов и персонажей. Ра...

Противоречия во взаимодействии человека и природы

В данной статье рассматриваются противоречия в отношениях природы и человека, их взаимозависимость и связь в современных условиях. Автор поставил перед собой цель: рассмотреть основы взаимодействия человека и природы, выяснить, насколько сильна их вз...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Межкультурный подход к обучению русским пословицам и поговоркам иранских студентов

Любое обучение, как известно, это передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности — природе, обществе, человеке, его истории и культуре....

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Военно-патриотическое воспитание в школе на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государс...

Роль сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, как важны сказки в жизни подрастающего поколения. Ведь именно с раннего детства, знакомясь со сказками, дети учатся различать добро и зло. У ребят формируется нравственно-патриотические качества. Именно детские сказки...

Совершенная личность как фактор нравственного воспитания в абхазской народной педагогике

Статья освещает вопрос нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике с опорой на представления о совершенной личности. Актуальным является в связи с ухудшающейся нравственной ситуацией использование богатого опыта и идей воспитания, имеющихся в...

Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования

Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...

Свадебные обычаи и суеверия и их отражение в русской и английской культурах

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего,...