Медико-гигиеническое воспитание обучающихся начальной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Медико-гигиеническое воспитание обучающихся начальной школы / О. М. Панкова, Н. А. Гладкова, А. А. Лукьянченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14940/ (дата обращения: 19.04.2024).



Медико-гигиеническое воспитание школьников является частью целостной и непрерывной работы, которую проводят в содружестве школа, семья и общественность. Именно в семье, начиная с первых дней жизни ребенка, осуществляется подавляющее большинство гигиенических требований, на практике решаются вопросы личной гигиены, режима труда и отдыха, гигиены питания, закаливания и т. д. школа в данном случае, по словам А. С. Макаренко, должна выполнять функцию «руководящей воспитательной организации и по отношению к отдельному ученику, и по отношению к семье».

Важную роль в улучшении семейного воспитания призвана сыграть система педагогического всеобуча родителей, включающая все виды мероприятий по повышению педагогической культуры родителей, начиная с общего ознакомления всего взрослого населения с основами воспитания и кончая индивидуальной работой учителей, воспитателей детских садов, общественников с родителями. В медико-гигиеническом плане главная цель педагогического всеобуча — вооружить родителей минимумом медико-гигиенических знаний о ребенке, добиться использования этих знаний в повседневной жизни. Для этого родителям необходимо знание основ гигиены и охраны здоровья детей, возрастных особенностей своих детей, методов медико-гигиенического воспитания.

Помощь школы родителям в медико-гигиеническом воспитании детей станет действенной, если школа будет, во-первых, регулярно повышать информированность родителей как по вопросам гигиены и охраны здоровья детей разного возраста, так и по конкретным вопросам, связанным с состоянием здоровья, наличием гигиенических знаний и навыков, соблюдением правил общественной и личной гигиены каждым учащимся; и, во-вторых, регулярно осуществлять контроль за состоянием медико-гигиенического воспитания в семье.

Во многих семьях недостаточен контроль со стороны взрослых за выполнением детьми правил личной и общественной гигиены, за состоянием здоровья детей. В результате дети плохо приучены к самостоятельному выполнению этих правил, часто болеют. В семье слабо используются доступные общеукрепляющие средства — утренняя гигиеническая гимнастика, динамические паузы во время приготовления домашнего задания, закаливание. Вместе с тем именно эти простые и всем известные приемы укрепляют организм младшего школьника, повышают его устойчивость ко многим заболеваниям.

Основными источниками получения родителями информации по медико-гигиеническому воспитанию детей являются личный опыт, в меньшей степени — телевизионные передачи, специальная литература, интернет. Роль школы в медико-гигиеническом просвещении родителей крайне низка. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования работы учителя с родителями по данным вопросам.

Задача школы в плане медико-гигиенического просвещения родителей — довести до их сведения, какой объем знаний, умений и навыков необходим учащимся данного возраста по вопросам гигиены и охраны здоровья. Делать это лучше на одном из первых в учебном году родительских собраний классному руководителю или медицинскому работнику школы.

Неформальное осуществление в школе педагогического всеобуча родителей по вопросам медико-гигиенического воспитания предусматривает встречи с медицинскими работниками и работниками ГАИ, тематические встречи вопросов и ответов, праздники здоровья с участием родителей и т. п.

На классных родительских собраниях следует как можно чаще уделять внимание вопросам медико-гигиенического воспитания учащихся. Это может быть 10–15 минутная беседа классного руководителя, медицинского работника школы или учителя физической культуры с родителями; выступление врача-специалиста, приглашенного из детской поликлиники, из СЭС или из числа родителей по вопросам, интересующим родителей. С большим интересом воспринимаются выступления родителей. Они делятся опытом медико-гигиенического воспитания детей в семье, намечают проведение в классе физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с родителями. Классные руководители и воспитатели должны осуществлять постоянный контроль за правильностью медико-гигиенического воспитания детей в семье.

Если на очередном родительском собрании не предусмотрено обсуждение вопросов медико-гигиенического воспитания, рекомендуется заранее приготовить стенд «Здоровье наших детей», с помощью которого родители получат необходимую информацию по медико-гигиеническому воспитанию, сравнят успехи своего ребенка в физическом воспитании с успехами других детей. Готовится стенд при участии родителей, учащихся, медицинского работника школы, учителя физической культуры. На стенде могут быть представлены советы родителям, касающиеся режима дня младших школьников, правила предупреждения инфекционных и желудочно-кишечных заболеваний, методы закаливания и т. п. Желательно поместить результаты медицинского осмотра (диспансеризации), где указать, к какой группе здоровья относится каждый учащийся, его вес и рост, на какие особенности его развития следует обратить внимание родителям. С помощью учителя физической культуры подготовить можно бюллетень о выполнении учащимися нормативов по различным упражнениям (бег, прыжки, метание и т. д.). при этом необязательно указывать конкретный результат, можно дать его обозначение: например, зеленый кружок — норма, красный — ниже нормы, синий — выше нормы. На стенде можно поместить конверт для вопросов и предложений родителей (на какую тему нужна беседа, совет медицинского работника, кому и в чем нужна конкретная помощь и т. д.).

Большое значение имеет индивидуальная работа с родителями: беседы с родителями отдельных учащихся классного руководителя, медицинского работника школы, учителя физической культуры (рекомендации по режиму дня, закаливанию, занятиям спортом, необходимости обратить внимание на изменения в состоянии здоровья ребенка и т. п.); посещение классным руководителем, членами родительского комитета, медицинским работником школы семей учащихся (выявление причин неблагополучия в состоянии здоровья, организация помощи). Все это также способствует контролю за правильностью медико-гигиенического воспитания учащихся младших классов в семье.

Чем шире будет круг медико-гигиенических знаний родителей о ребенке, чем полнее станет использование этих знаний в повседневной жизни, тем скорее мы сможем убедить взрослых серьезно относиться к здоровью ребенка и к своему собственному здоровью. Этому способствует контроль со стороны классного руководителя, воспитателя, медицинского работника школы, родительской общественности за состоянием медико-гигиенического воспитания детей в семье.

Литература:

  1. Корбут В. Г. Как уберечь детей от травм. — Минск: Беларусь, 1985
  2. Куценко Г. И., Кононов И. Ф. Режим дня школьника. — М.: Медицина, 1983
  3. Полиевский С. А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. — М.: Медицина, 1984
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, медико-гигиеническое воспитание, медико-гигиеническое воспитание детей, медицинский работник школы, родитель, физическая культура, семья, личная гигиена, медико-гигиеническое воспитание учащихся, повседневная жизнь.

Похожие статьи

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Филиппов П. И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / П. И. Филиппов, В. П. Филиппова.

Крайне важна пропаганда физической культуры и здорового образа жизни граждан, особенно среди детей, подростков и молодежи, в средствах массовой...

Особенности формирования гигиенических навыков детей...

Кроме того, гигиеническое воспитание тесно связано с доступным ребенку виду трудовой деятельности — труда по самообслуживанию [5–7]. Формирование гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья дошкольника и неразрывно связано с воспитанием...

Роль медицинских работников школ в ранней профилактике...

В условиях всеобщего среднего образования воспитание высокообразованных, физически крепких и здоровых людей — одна из важнейших задач стоящих перед государством. В решении этих вопросов большую роль призваны сыграть медицинские работники.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей...

Воспитание культурно — гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу — воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте...

Личная гигиена младшего школьника | Статья в журнале...

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом...

Опыт гигиенического воспитания детского населения в вопросах...

Проведено 16 мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению гигиене полости рта. В беседах приняло участие 477 детей в возрасте от 6 до

В 84,2 % родителями-респондентами являлись мамы учащихся начальной школы. Опрашиваемые отметили, что во время...

Социально-гигиеническое обучение и воспитание школьников...

Необходимым условием социально-гигиенического обеспечения здоровья школьников является формирование у них индивидуального способа здорового образа жизни. Соблюдение данного требования должно обеспечить молодому человеку совершенствование механизмов...

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

Половое воспитание не может быть прерогативой только или семьи, или школы, оно

К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного

родитель, подросток, ребенок, связь, воспитание, период полового созревания, половое созревание...

Воспитание и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Воспитание и школа. Автор: Горшкова Оксана Александровна. Рубрика: Педагогика.

Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло

Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели… Вся школа разбита на множество...

Похожие статьи

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Филиппов П. И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / П. И. Филиппов, В. П. Филиппова.

Крайне важна пропаганда физической культуры и здорового образа жизни граждан, особенно среди детей, подростков и молодежи, в средствах массовой...

Особенности формирования гигиенических навыков детей...

Кроме того, гигиеническое воспитание тесно связано с доступным ребенку виду трудовой деятельности — труда по самообслуживанию [5–7]. Формирование гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья дошкольника и неразрывно связано с воспитанием...

Роль медицинских работников школ в ранней профилактике...

В условиях всеобщего среднего образования воспитание высокообразованных, физически крепких и здоровых людей — одна из важнейших задач стоящих перед государством. В решении этих вопросов большую роль призваны сыграть медицинские работники.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей...

Воспитание культурно — гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу — воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте...

Личная гигиена младшего школьника | Статья в журнале...

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом...

Опыт гигиенического воспитания детского населения в вопросах...

Проведено 16 мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению гигиене полости рта. В беседах приняло участие 477 детей в возрасте от 6 до

В 84,2 % родителями-респондентами являлись мамы учащихся начальной школы. Опрашиваемые отметили, что во время...

Социально-гигиеническое обучение и воспитание школьников...

Необходимым условием социально-гигиенического обеспечения здоровья школьников является формирование у них индивидуального способа здорового образа жизни. Соблюдение данного требования должно обеспечить молодому человеку совершенствование механизмов...

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

Половое воспитание не может быть прерогативой только или семьи, или школы, оно

К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного

родитель, подросток, ребенок, связь, воспитание, период полового созревания, половое созревание...

Воспитание и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Воспитание и школа. Автор: Горшкова Оксана Александровна. Рубрика: Педагогика.

Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло

Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели… Вся школа разбита на множество...