Библиографическое описание:

Одилова М. А., Абдукодиров А. А., Жабборов А. К., Дониёров Н. Д., Урумбоев Р. М. Роль медицинских работников школ в ранней профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 176-178. — URL https://moluch.ru/archive/147/41343/ (дата обращения: 21.05.2018).



Известно, что период детства характеризуется становлением многих органов и систем организма. Нужно помнить, что еще не все системы организма в подростковом возрасте окончательно сформированы, особенно это касается нервной, эндокринной и любое неправильное действие по отношению к ребенку может привести к нежелательным явлениям. Поэтому, особенно в данный период жизни нужно четко определять особенности развития организма ребенка, с учетом приобретаемых жизненных навыков [4, с. 8].

В условиях всеобщего среднего образования воспитание высокообразованных, физически крепких и здоровых людей — одна из важнейших задач стоящих перед государством. В решении этих вопросов большую роль призваны сыграть медицинские работники. Школьный врач, являясь посредником между директором школы и представителями здравоохранения, организовывает и проводит лечебно-профилактические мероприятия в школе.

В связи с изменением школьных программ и интенсификацией учебного процесса, естественно, увеличилась нагрузка на организм школьника. Поэтому медицинский работник школы должен систематически следить за выполнением рекомендаций органов санитарного надзора, лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий среди учащихся. Основные направления работы медицинского персонала школы это наблюдение за состоянием здоровья; за физическим и нервно-психическим развитием учеников; это организация и проведение противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий; контроль режима дня и питания школьников; проверка правильности организации трудового воспитания и выполнения гигиенических требований, организация и проведение санитарно-гигиенического обучения школьного персонала, школьников и их родителей и так далее.

Медицинские работники школы работают по заранее разработанному годовому плану с учетом направлений и задач, стоящих перед здравоохранением и просвещением.

Перед началом учебного года учащиеся, как правило, проходят медицинский осмотр врачами-специалистами в поликлинике. Данные осмотра заносятся в специальные карточки, которые поступают к медицинской сестре в школу. Тщательно анализируя каждую из них, медсестра выбирает больных и по совету врача берет на диспансерный учет с целью незамедлительной работы по их оздоровлению. Она следит, чтобы дети своевременно проходили осмотр и выполняли все необходимые лечебно-оздоровительные процедуры. В случае серьезного нарушения здоровья лечение проводится в поликлинике либо в условиях стационара.

Весьма существенным и важным направлением работы школьного врача является контроль за физическим развитием и воспитанием учащихся. С этой целью он регулярно посещает уроки физкультуры и обращает внимание на то, как выполняются те или иные предписания и рекомендации в отношении равномерного распределения нагрузки на организм.

Мониторинг роста и развития позволяет медицинскому работнику наблюдать за ребенком с момента рождения через определенные интервалы времени и создает возможность для оказания своевременной помощи в решении проблем здоровья ребенка, а также установления диалога с родителями для просвещения их по таким вопросам, как правильное кормление, уход и иммунизация. Кроме того, это является медицинским мероприятием, имеющим огромное положительное влияние на обеспечение здорового детства [2, с. 260].

Использование расчетных показателей роста и развития детей (масса тела, длина тела/рост, окружность головы, показатели психомоторного развития) и их мониторинга является необходимым инструментом для прогнозирования возможных последующих проблем здоровья (недостаточности питания, заболеваемости, смертности, риска хронического заболевания, инвалидности) и соответственно для принятия решения по предупреждению и коррекции отклонений в развитии детей [1, с. 32].

Для эффективного менеджмента проекта по мониторингу роста и развития детей необходимо знать, что факторы, влияющие на рост и развитие детей, многообразны по своей природе и включают: отсутствие информированности и образования родителей, низкий уровень медицинской помощи матери и ребенку, недостаточную обеспеченность населения продовольственными продуктами и неправильное распределение пищи в семье [3, с. 226].

Нарушение питания, показателями которого является задержка роста у детей младшего возраста, могут не только привести к ранней смерти, но и имеют ряд медицинских, экономических и социальных последствий, негативно отражающихся на здоровье и жизни детей и взрослых. Плохая успеваемость в учебе и низкая работоспособность известны как последствия неправильного питания [6].

Все медицинские работники должны достаточно хорошо понимать то центральное место, которое занимают правильное питание в обеспечении здоровья и развития детей, а также неоценимую роль в достижении этого проведения постоянного и динамичного мониторинга с использованием кривых, составленных на основе новых стандартов роста и развития детей (ВОЗ, 2006) [5, с. 23].

Литература:

  1. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Метод. пособие под редакцией Г. Н. Сердюковской «Медицина», 2006. – 32 с.
  2. Маханева М. Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. Изд.: М: Аркти, 2006. – 260 с.
  3. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Ю. А. Ямпольская и др. М.: Союз педиатров России, 2009. – 226 с.
  4. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях, пути решения II Российский педиатрический журнал. 2008. — № 1. – С. 5–8.
  5. Руководство по менеджменту охраны здоровья матери и ребенка / ЮНИСЕФ в Узбекистане, Ташкент 2009 г. – с. 23.
  6. Среднесуточные нормы потребления пищевых продуктов в организованных детских и подростковых учреждениях Республики Узбекистан. СанПиН № 0097–00. Ташкент, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): развития детей, проблем здоровья, медицинские работники, развития организма ребенка, Состояние здоровья детей, физического развития детей, проблем здоровья ребенка, Медицинские работники школы, детей младшего возраста, серьезного нарушения здоровья, менеджменту охраны здоровья, последующих проблем здоровья, расчетных показателей роста, показатели психомоторного развития, нервно-психическим развитием учеников, условиях всеобщего среднего, формировании здорового образа, Жабборов А, медицинский работник школы, медицинский осмотр врачами-специалистами.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос