Библиографическое описание:

Мухамедова Н. С., Юсупова Д. Ю., Хурсанова Д. Х. Роль медсестры в организации медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 68-69.



В условиях всеобщего среднего образования воспитание высокообразованных, физически крепких и здоровых людей — одна из важнейших задач стоящих перед государством [2, с. 39]. В решении этих вопросов большую роль призваны сыграть медицинские работники. Школьная медсестра, являясь основным помощником врача и посредником между директором школы и представителями здравоохранения, организовывает и проводит лечебно-профилактические мероприятия в школе [1, с. 52].

В связи с изменением школьных программ и интенсификацией учебного процесса, естественно, увеличилась нагрузка на организм школьника [2, с. 42]. Поэтому медицинский работник школы должен систематически следить за выполнением рекомендаций органами санитарного надзора, лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий среди учащихся. Основные направления работы медицинского персонала школы — это наблюдение за состоянием здоровья; за физическим и нервно-психическим развитием учеников; организация и проведение противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий; контроль режима дня и питания школьников; проверка правильности организации трудового воспитания и выполнения гигиенических требований, организация и проведение санитарно-гигиенического обучения школьного персонала, школьников и их родителей и так далее [1, с. 55].

Медицинская сестра школы работает по заранее разработанному годовому плану с учетом направлений и задач, стоящих перед здравоохранением и просвещением. Перед началом учебного года учащиеся, как правило, проходят медицинский осмотр врачами-специалистами в поликлинике. Данные осмотра заносятся в специальные карточки, которые поступают к медицинской сестре в школу. Тщательно анализируя каждую из них, медсестра выбирает больных и по совету врача берет на диспансерный учет с целью незамедлительной работы по их оздоровлению. Она следит, чтобы дети своевременно проходили осмотр и выполняли все необходимые лечебно-оздоровительные процедуры. В случае серьезного нарушения здоровья лечение проводится в поликлинике либо в условиях стационара. Весьма существенным и важным направлением работы школьной медицинской сестры является контроль за физическим развитием и воспитанием учащихся. С этой целью она регулярно посещает уроки физкультуры и обращает внимание на то, как выполняются те или иные предписания и рекомендации в отношении равномерного распределения нагрузки на организм [4, с.18].

Задачами по организации медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях являются: организация, методическое и кадровое обеспечение проведения ежегодного скрининг-обследований детей и учащихся, периодических профилактических осмотров бригадами детских узких специалистов детей декретированного возраста (на базе общеобразовательной школы); анализ состояния здоровья воспитанников общеобразовательной школы определение приоритетов при разработке профилактических, коррекционных и реабилитационных программ; организационное и методическое обеспечение проведение работы по вакцинопрофилактике: планирование и анализ вакцинации.

При внедрении данной формы по организации медицинского обслуживания детей учащихся в общеобразовательной школе немалая роль отведена среднему медицинскому персоналу. Медицинская помощь детям и учащимся непосредственно в дошкольных и образовательных учреждениях осуществляется средним медицинским персоналом, получившим специальную подготовку по организации медицинской помощи в данных учреждениях. Средний медицинский персонал, обслуживающий школы, подчиняется главному врачу центральной районной многопрофильной поликлиники [3, с. 21].

Средний медицинский персонал обязан: участвовать в проведении медицинских осмотров детей и учащихся; вести установленную министерством здравоохранения медицинскую документацию; доводить до сведения педагогического персонала результаты медицинских осмотров, рекомендации врачей-специалистов; проводить под контролем врача профилактические прививки; вести наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными; проводить работу по профилактике травматизма, учету и анализу (совместно с врачом) всех случаев травм; осуществлять медицинский контроль за организацией питания (составления меню-раскладок, бракераж сырой и готовой продукции, подсчет теоретической калорийности и др.), соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, выполнение санитарных требований, предъявляемых к пищеблоку [1, с. 522]; следить за своевременным и полным прохождением персонала учебного учреждения обязательных медицинских профилактических осмотров; вести учет медицинского инвентаря, медикаментов, следить за своевременным их пополнением; повышать свою квалификацию, участвовать в работе совета медицинских сестер. Медицинские работники, занятые медицинским обеспечением детей в организованных коллективах, могут привлекаться к участию в проведении летней оздоровительной компании, в т. ч. с выездом в загородные детские оздоровительные лагеря.

Особого внимания в школе заслуживает кабинет школьной медсестры. Он должен быть оформлен должным образом и в соответствии с ее обязанностями, которых у нее не мало и все они жизненно важные. Не часто можно встретить в современных школах полный перечень необходимых условий для обучения детей. Чаще всего администрация пренебрегает наличием медицинского кабинета, считая его не столь важным подразделением, как например, кабинет психологической разгрузки [4, с. 22].

Мониторинг роста и развития позволяет медицинскому работнику наблюдать за ребенком с момента рождения через определенные интервалы времени и создает возможность для оказания своевременной помощи в решении проблем здоровья ребенка, а также установления диалога с родителями для просвещения их по таким вопросам, как правильное кормление, уход и иммунизация. Кроме того, это является медицинским мероприятием, имеющим огромное положительное влияние на обеспечение здорового детства [4, с. 18].

Литература:

  1. Камилова Р. Т. «Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития». Гиг. и сан., Ташкент 2011; с. 52–55.
  2. Юрко Г. П., Лашнева И. П., Березина Н. О. и др. «Состояние здоровья детей и разработка оздоровительных мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях». // Гигиена и санитария. — 2010. № 4. — С. 39–42.
  3. Турсунходжаева Л. А. «Первичная профилактика наркозависимости среди учащихся образовательных школ». Учебно-методическое пособие для учителей, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Ташкент 2011, с. 21.
  4. Миркаримова М. Б. «Оптимизация мониторинга роста и развития школьников средним медицинским персоналом в школе», маг. диссер., Ташкент 2015, с. 18–22.
Основные термины (генерируются автоматически): организации медицинской помощи, медицинской помощи детям, средним медицинским персоналом, Средний медицинский персонал, профилактических осмотров, общеобразовательных учреждениях, общеобразовательной школы, медицинских осмотров, профилактических осмотров бригадами, воспитанников общеобразовательной школы, медицинских осмотров детей, медицинских профилактических осмотров, медицинский работник школы, оздоровительных мероприятий, базе общеобразовательной школы, медицинского персонала школы, обслуживания детей учащихся, школьников средним медицинским, медицинский осмотр врачами-специалистами, общеобразовательной школе немалая.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос