Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 08.02.2017

Статья просмотрена: 362 раза

Библиографическое описание:

Новикова Т. В. Психолого-педагогический мониторинг в начальной школе // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 429-433. — URL https://moluch.ru/archive/140/39395/ (дата обращения: 24.04.2018).



В соответствии с требованиями ФГОС учителя начальных классов отслеживают результаты качества знаний и результаты воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося, а также наблюдают за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей в процессе мониторинга по следующим направлениям:

– медицинский,

– дидактический,

– воспитательный,

– психолого-педагогический.

Слежение за динамикой здоровья обучающихся осуществляется поддержанием тесного сотрудничества с медсестрой лицея и участковым врачом-педиатром. Ежегодно мы консультируемся с педиатром по состоянию здоровья учеников класса и планируем работу на уроках физической культуры и внеурочной деятельности в соответствии с группой здоровья ребенка. Два раза в год совместно с медсестрой лицея проводим антропометрические измерения учеников, следим за динамикой показателей физического развития во время летнего оздоровительного лагеря. А также организуем уроки-практикумы по оказанию первой мед. помощи, внеклассную просветительскую работу.

Дидактический мониторинг — слежение за различными сторонами учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество усвоения программного материала). Данные мониторинга отражаю в сводной таблице.

Например, при изучении нового вида задач «На увеличение на несколько единиц», из таблицы мы видим, что часть ребят класса научились решать задачи данного вида, а у ряда детей эти задачи вызывают трудности. После индивидуальных консультаций и дополнительных занятий, мы отмечаем динамику в усвоении данного материала.

Психолого-педагогический мониторинг заключается в слежении за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей. Я, как и другие учителя лицея, владею многими методиками диагностических процедур, которые и использую в своей работе.

Уже до поступления ребенка в школу, необходимо знать особенности развития будущих первоклассников, их «стартовый» уровень сформированности познавательных умений. Уже 2 года в нашем лицее работает Школа раннего развития, куда поступают дети с 5 лет, и Школа будущего первоклассника. ШРР и ШБП оказывают благоприятное влияние на подготовку детей к обучению. Дети привыкают к режиму обучения, чувствуют себя комфортно, не боятся большого пространства, знакомятся с помещениями лицея. На перемене для них организуем динамические и музыкальные паузы, игры на сотрудничество, взаимодействие. При работе с дошкольниками, а также мл. школьниками, используем конторки Базарного. Они помогают снять утомляемость ребенка. Для развития мелкой моторики применяем массажные мячики иглболы, массажируем ими не только ладони, но и всю руку, части руки и даже спину. Проведенная в начале года диагностика адаптации первоклассников показала, что у детей, посещавшие ШБП и ШРР процесс адаптации протекает на высоком уровне.

Поэтому проблема адаптации первоклассников не так остра для большинства детей.

В своей работе на начальном этапе, мною были использованы следующие методики:

  • Наблюдение за поведением и состоянием детей на уроках и переменах. Результаты наблюдений за учеником оценивались мною по семи шкалам в соответствии со следующими показателями.

Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал заносила в таблицу.

Фамилия, имя

Учебная активность

Усвоение программного материала

Поведение на уроке

Поведение на перемене

Взаимоотношения с одноклассниками

Отношение кучителю

Эмоции

Общий балл

Выводы

1

3

5

3

3

4

4

23

средний

5

4

4

5

5

4

5

32

высокий

2

2

3

5

3

2

3

20

средний

4

2

2

5

3

4

4

24

средний

3

1

4

3

3

3

3

20

средний

Из сводной таблице видим, что у 4 детей класса низкий уровень адаптации. Причиной является низкий уровень готовности школе, слабое развитие познавательных процессов.

Наблюдение за первоклассниками показывает, что их социально-психологическая адаптация проходит по-разному. Но этого не достаточно.

Поэтому при изучении отношения детей к школе и выявлению мотивационной готовности к обучению использую рисуночные тесты:

– Проективный рисунок-тест Н. Г. Лускановой «Что мне нравится в школе?»

– Проективная методика «Школа зверей» С. Панченко

С ребятами, у которых по результатам диагностики выявлен высокий уровень тревожности, низкий уровень адаптации, провожу психолого-педагогическую работу — игры и упражнения:

– направленные на сотрудничество детей «Цветок общения», «Кто есть кто?», «Мостик дружбы»

  • осознание позиции школьника «Школьные знаки», «Урок и перемена»,
  • снятие эмоционального напряжения «Страхи сказочных героев», «Спрячем страх за забором» и многие другие.

Данные диагностические методики помогли выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и наметить пути коррекции и решения проблем адаптации.

С родителями провожу индивидуальные и групповые консультации: «Первый раз в первый класс», «Трудности адаптации первоклассников». В ходе доверительных бесед с родителями выяснила, что у одной ученицы — возможная причина дезадаптации, высокие требования, предъявляемые к ребенку со стороны матери, у другой — гиперопека родителей, а у Алексея и Саши, наоборот, равнодушие родителей к успеху и интересам ребенка. Поэтому к детям с низким уровней адаптации и высоким уровнем тревожности проявляю индивидуальный подход, включаю в разные виды деятельности, во внеурочное время провожу групповые тренинги по включению в коллектив и повышению уровня самооценки.

В ноябре провожу повторную методику изучения причин дезадаптации, используя опросник Л. М. Ковалевой — Н. Н. Тарасенко, он прост в исследованиях и помогает систематизировать представления о ребенке, начинающему учиться в школе.

При работе с опросником заполняю сводную таблицу по каждому ученику класса. Данный опросник помогает увидеть целостную картину процесса адаптации ребенка к школе, отследить факторы, лежащие в основе дезадаптации, быстро и своевременно продолжить коррекционную работу. Из результатов видим, что низкий уровень адаптации только у Алексея. С ним работу по устранению причин дезадаптации продолжаю, снижаю требования. Этот ребенок находится в поле моего зрения постоянно.

В урочное и внеурочное время веду работа по развитию познавательных процессов. Например, определив ведущий тип памяти, работаем над развитием остальных: это и письмо по памяти, пересказ по сюжетным картинкам, составление опорных схем для запоминания, разнообразное повторение и многое другое. Так как познавательное развитие — основа формирования ууд, намечаю два пути коррекции — индивидуальный подход к ребенку и снижение предъявляемых требований.

Так как в 1 классе завершается осознание себя в роли ученика, то со 2 класса главным в работе становится развития коммуникативных навыков. Дети не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом.

В диагностике уровня агрессии помогает графическая методика «Кактус».

На примере рисунков детей видим, что у одной из учениц присутствует агрессия, девочка стремится к лидерству, в результате возникают конфликты с одноклассниками.

На рисунке другой ученицы представлен домашний кактус, агрессия отсутствует.

А Катя в своем рисунке проявляет открытость, а Дима — одиночество. Результаты проведенных диагностик мы сохраняем в портфолио ребенка. На развитие коммуникативных УУД провожу игры, упражнения и тренинги: Ф «Рисование по кругу», «Паутинка», «Волшебный стул», «Через стекло» и другие.

Государственный образовательный стандарт — это прежде всего достижение предметных и метапредметных результатов. В конце учебного года ученикам предстоит выполнять комплексную работу, поэтому так важно формирование и развитие ууд.

Начиная с 1 класса отслеживаю сформированность УУД по следующим методикам: Личностные УУД:

– Анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова.

  • Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо». Регулятивные УУД:
  • «Графический диктант»
  • методика «Тест простых поручений».
  • корректурная проба (2- 4 класс)
  • проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) Познавательные УУД:
  • «Найди отличия» — сравнение картинок
  • выделение существенных признаков
  • «логические закономерности
  • методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».

Результаты мониторинга УУД представлены в таблицах и диаграммах в сравнении.

Эта таблица дает понять, что у детей на начальном этапе обучения: преобладает высокий уровень мотивации, но у четверых учеников из класса мотивация сниженного уровня; учитывая нормативные показатели возраста, хорошо сформированы коммуникативные УУД.

На низком уровне сформированы регулятивные. А в общем по классу у учащихся сформированы преимущественно УУД на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные зоны для каждого ученика и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.

В 3 классе продолжаю работу по развитию УУД, планируя разнообразную работу на уроках.

Работа учителя многопланова и многоаспектна, и в том числе включает в себя диагностику. Именно она помогает определить не только нуждающихся в коррекции проблемы ребенка, но и выявить детей, одаренных в какой-либо области (будь то лидер, или же силен в математике), помочь каждому ученику проявить свои способности.

Мониторинг как педагогическая технология позволяет не только систематизировать информацию, но и делает педагогический труд учителя рациональным, что в свою очередь повышает результативность его труда, а высокие показатели педагогической деятельности могут даже служить основанием для повышения квалификации работника.

Литература:

  1. Формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий из опыта работы школы // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-formirovanie-uud-iz-opita-raboti-937907.html
  2. Схемы наблюдения за особенностями коммуникативной деятельности (взаимодействия) учителя и учащихся на уроке // СтудопедиЯ. URL: http://studopedia.ru/1_51288_shemi-nablyudeniya-za-osobennostyami-kommunikativnoy-deyatelnosti-vzaimodeystviya-uchitelya-i-uchashchihsya-na-uroke.html
Основные термины (генерируются автоматически): медсестрой лицея, адаптации первоклассников, учеников класса, процесса адаптации ребенка, начальном этапе, учеников класса УУД, здоровья учеников класса, низкий уровень адаптации, проблема адаптации первоклассников, причин дезадаптации, диагностика адаптации первоклассников, пути коррекции, учебного процесса, ШРР процесс адаптации, внеклассную просветительскую работу, группой здоровья ребенка, индивидуальный подход, этапе обучения, низким уровней адаптации, решения проблем адаптации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос