Автор: Галюк Дарья Александровна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.09.2016

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Галюк Д. А. Социальная адаптация первоклассников // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 291-293.



Период адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит не только к ряду затруднений во взаимодействии с окружающим миром в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов. В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса связано именно с трудностями адаптационного периода.

Основные проблемы социализации младшего школьника в первые месяцы посещения школы можно обозначить как трудности социально-психологической адаптации ребенка к требованиям обучения в школе.

В широком смысле «школьная адаптация» — «это приспособление ребенке к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности» [5, с.4]. При этом важно, чтобы приспособление было осуществлено ребенком без внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, снижения самооценки.

Над проблемой социальной адаптации работали многие известные психологи и педагоги, такие как Э. Тоффлер, У. Томас, А.Знанецкий, Г. Селье, Ю. А. Александровский, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже, А. А. Налчаджян, Т. А. Немчин и др.

По мнению, Л. Кузнецовой, социальная адаптация ребенка есть процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. [3].

Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения. Если социально-психологические условия коллектива соответствуют направленности личности ребенка, то благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге будет способствовать быстрой адаптации ребенка, но, если нормы групповой морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то возникает состояние психологического дискомфорта. Через контакты со сверстниками у ребенка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является необходимым условием адаптации личности в группе, в обществе в целом [Я. Л. Коломинский].

Критериями определения уровня социальной адаптации первоклассника можно считать:

‒ Усвоение новой социальной роли. Происходит осознание себя как школьника. Он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников [4, с. 114].

‒ Мотивация деятельности и поведения. Мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, еще не являются в младшем школьном возрасте ведущими. Некоторые дети хотят заслужить хорошую оценку, похвалу учителя или родителей, другие — стать взрослее, третьи — потому что мама заставляет.

‒ Уровень развития коммуникативных качеств. Это умение слушать речь, объяснения, ответы товарищей, просьбы учителя; умение самому предлагать и объяснять.

‒ Способность к работе в коллективе. Этот критерий во многом определяет посещал ли ребенок дошкольное учреждение или нет. Ведь у большинства детсадовских детей уже сформирована способность работать в коллективе.

‒ Уровень самооценки первоклассника. К 7 годам самооценка у большинства детей становится более адекватной, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке. Но зависит от результатов учебной деятельности и отношений к нему учителя.

В соответствии с данными критериями был подобран пакет диагностических методик для определения уровня социальной адаптации первоклассника:

  1. Методика определение сформированности «Внутренней позиции школьника» Н. И. Гуткиной.

Методика состоит из семи вопросов, с уточняющими подвопросами, беседа с ребенком проводится индивидуально. Помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.Методика состоит из семи вопросов, с уточняющими подвопросами, беседа с ребенком проводится индивидуально.

  1. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой отражает отношение детей к учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Форма работы — индивидуальная.
  2. Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман).Каждой паре детей предоставляется

изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей. Ребята должны украсить рукавички, чтобы получилась пара, для этого они должны обдумать и обсудить варианты узора.

  1. Методика «Ковёр» (Р.Овчарова). Позволяет изучить уровень сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
  2. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур). Методика предназначена для изучения самооценки первоклассника и измеряет уровень ее адекватности, проводится индивидуально.

Диагностика проводилась на 22 первоклассниках (9 девочек и 13 мальчиков).

Показатели определения сформированности внутренней позиции школьника следующие. У 18 % детей позиция школьника не сформирована, это означает, что ребенок не осознает целей и важности учения. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Познавательная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность — преимущественно игровая. У 41 % детей позиция школьника сформирована средне, т. е. ребенок ходит в школу с установкой «Надо учиться!», не понимая цели учения. Таким образом у большей половины класса позиция школьника либо не сформирована вовсе либо сформирована не полностью.

«Анкета школьной мотивации» показала следующие результаты. У 4,5 % детей наблюдается несформированность отношения к себе как к школьнику (низкий уровень мотивации) и у такого же количества негативное отношение к школе (школьная дезадаптация). Преобладает средний уровень мотивации — у 41 % первоклассников, что характеризует успешное овладение учебной деятельностью.

Уровень сформированности коммуникативных действий определяли с помощью известной методики Г. А. Цукермана «Рукавички». Наблюдение и качественный анализ показал, что преобладает высокий уровень сформированности коммуникативных действий — 64 % детей. Дети с азартом обсуждали варианты узора и цветового выбора относительно раскрашивания рукавичек. Пары получались одинаковые с минимальными отличиями. Однако не малый показатель свидетельствовал о среднем — 27 % и вовсе низком — 9 % уровне сформированности коммуникативных навыков. Это значит, что дети не могли прийти к общему решению или вовсе не слышали мнение напарника.

Показатели диагностики по методике «Ковёр» свидетельствуют о том, что 50 % детей с трудностью работаю в группе. При наблюдении было видно, что некоторые дети вовсе не принимали участие в украшении ковра, вели себя отрешенно и без интереса, делали только то, что им говорили, либо же вовсе не принимали в этом участие.

Уровень самооценки первоклассника помогла определить методика «Лесенка» В. Г. Щур. У 50 % детей наблюдается адекватная самооценка, обдумывая выполняли задание, аргументируя действие реальными событиями. Однако так же у 50 % детей наблюдалась завышенная или заниженная самооценка, в единичных случаях даже неадекватно завышенная самооценка. При наблюдении замечалось, что дети с неадекватно завышенной самооценкой брали на себя роль «главного» при работе с заданием «Ковёр», а дети с заниженной самооценкой наоборот не проявляли к работе должного интереса.

Объединив полученные показатели по всем проведенным диагностическим методикам можно сделать общий вывод об уровне социальной адаптации первоклассников, для удобства отобразим его в таблице.

Таблица 1

Уровень социальной адаптации

Показатели (%)

Высокий

46 %

Средний

36 %

Низкий

18 %

Из данных приведенных выше видно, что 54 % первоклассников (12 из 22 человек), имеют трудности с социальной адаптацией.

Причинами этого явления может служить ряд условий: изменение режима жизнедеятельности ребенка; специфика отношений с учителем; новые требования в семье, члены которой начинают серьезнее относиться к ребенку, к его деятельности в школе; функциональная готовность к обучению в школе; неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; конфликтная ситуация в семье; отрицательный стиль отношения к детям учителя; неполная семья и конечно не маловажным является посещал ребенок детский сад или нет.

Таким образом, первоклассники испытывают проблемы с построением взаимоотношений со сверстниками, часто остаются в стороне, играют в одиночестве и избегают групповой деятельности. Л. П. Баданина, говорит о том, что в формировании взаимоотношений и продуктивной деятельности между детьми, а также самого отношения к школе и педагогическому коллективу, важную роль, на этапе социальной адаптации к школе, играет не только школьный педагогический коллектив, но и родители первоклашек.

Так как каждый из родителей проходил обучение в школе, и у них есть опыт, собственная система организации учебной и воспитательной деятельности, которая известна им со времени собственного обучения. Школа является постоянно изменяющимся организмом. В связи с этим важно, чтобы родители были осведомлены о тех правилах и законах, по которым функционирует школа. Таким образом удастся избежать двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семьи и школы, что может усложнить и без того тяжелый период в жизни первоклассника. В школе ребенок должен ощутить, что ему комфортно, интересно и весело среди одноклассников, так как ему очень важна их оценка, их отношение к нему. Каждому первоклашке хочется быть незаменимым другом и внушать доверие своим одноклассникам. Положительные эмоции, которые ребенок получает от общения со сверстниками, главным образом, отражаются на его поведении и ускоряют и облегчают социальную адаптацию.

Литература:

  1. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе.- 2003. — № 6. — С. 37–45.
  2. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова.- 4-е изд., перераб.- М.: 2000. — 247 с.
  3. Кузнецова Л. В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — N 4. — С. 70–74.
  4. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л. Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1995. — 360с.
  5. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова — М.: Просвещение, 1991. — 303с.
  6. Шкуричева Н. А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа — 2008. — N 8. — С. 15–19.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной адаптации, адаптации первоклассника, социальной адаптации первоклассника, уровня социальной адаптации, детей позиция школьника, самооценки первоклассника, Уровень самооценки первоклассника, адаптации ребенка, определения уровня социальной, сформированности коммуникативных, сформированности коммуникативных действий, социально-психологической адаптации ребенка, проблемой социальной адаптации, адаптации первоклассника связан, быстрой адаптации ребенка, Успех социальной адаптации, социальной адаптации первоклассников, этапе социальной адаптации, условием адаптации личности, социализации младшего школьника.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос