Воспитание и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Горшкова О. А. Воспитание и школа // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 394-395. — URL https://moluch.ru/archive/55/7571/ (дата обращения: 20.10.2018).

Всеобщая модернизация отечественного образования — введение ФГОС, принятие Федерального закона об образовании в РФ, переход на новую систему оплаты труда — меняет кардинально основы учебно-воспитательного процесса в современной школе. Особенно неоднозначная ситуация складывается в области воспитания. Одной из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования является воспитание подрастающего поколения.

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленное на достижение двух взаимосвязанных целей — обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности. В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа≤ Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа≤ Если выслушать ответы (на этот вопрос), то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки.

 Наше общество столкнулось с этой проблемой особенно остро в связи с тем, что в последние два десятилетия страна претерпела много изменений, которые не могли не повлиять на социум.

Из-за нестабильного положения в государстве, отсутствия экономической стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации, социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни; ухудшения экологической обстановки; падения нравственности и др. большинство семей оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной социальный институт. Во многих семьях недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми. Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло на второй план.

Но до сих пор многие педагоги считают, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступен больший арсенал воспитательных средств, а школа не может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями. Результатом является отсутствие единого воспитательного пространства.

Методика воспитательной работы школы — самый слаборазвитый отдел современной педагогики. Кто прав — семья или школа — не мне решать, но я считаю, что школа может и должна выступать как руководящая воспитательная организация.

В чем же проблемы воспитания в школе≤

Во-первых, школа уже долгое время выполняет функции «фабрики» по производству людей, начиненными неким набором знаний. Зачастую о вопросах воспитания начинают задумываться только тогда, когда случается какое-то происшествие. Многие видят воспитательный процесс только как средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.

Во-вторых, отсутствие единого педагогического коллектива.

Педагоги до сих пор не осознали, что невозможно воплощать даже самые гениальные воспитательные идеи не будучи единым, сплоченным коллективом единомышленников. До тех пор пока учитель отвечает только за «свой» класс, у процесса воспитания нет будущего.

В-третьих, отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

У многих педагогов индивидуальный подход ассоциируется с возней с капризными детьми и их родителями, забывая о том, что необходимо учитывать личные особенности ребенка для создания ситуации успеха при включении его в коллектив.

В-четвертых, отсутствие хорошей дисциплины.

К ребенку необходимо предъявлять дисциплинарные требования с начальных ступеней образования. Детям необходимо четко сформулировать, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенка необходимо учить нормам поведения в обществе, так же как и умению читать и считать! Только в этом случае ребенок может стать достойным членом этого общества, и независимо от того, где он будет находиться, он будет соблюдать те правила и нормы поведения, к которым был с детства приучен. Все это приведет к силе характера, воспитанию гражданской ответственности, самоконтролю.

В-пятых, отсутствие системы наказания.

Наказания могут быть совершенно разными. Это и замечание наедине, и перед классом; это и обсуждение проступка на педсоветах или школьных собраниях. Главное, при любой форме наказания, необходимо соблюдать принцип уважения к человеку. Нельзя забывать, что обсуждается конкретный поступок, и любому наказанию должны предшествовать беседы тет-а-тет. Наказание — процесс достаточно тонкий, поэтому нельзя допускать, чтобы все работники школы имели возможность наказывать. Необходимо сузить круг людей до директора и заместителей директора по учебно — воспитательной работе.

В-шестых, отсутствие единого коллектива учащихся школы.

Ученики мало общаются между собой. Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели… Вся школа разбита на множество маленьких коллективчиков, не общающихся между собой. Многие педагоги считают саму идею создания единого коллектива абсурдной и невыполнимой! Но, по моему мнению, это возможно. Как же добиться желаемого результата≤ Необходимо создавать школьное самоуправление, развивать идею совместных школьных мероприятий, в которых будут задействованы учащиеся разных возрастных категорий, проводить общешкольные собрания, на которых бы совместно решались вопросы, касаемые жизни школы, вводить шефство. Т. е., фактически, необходимо создавать школьную семью.

Проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в современном обществе и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. При этом важно помнить, что воспитательная система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Литература:

1.         Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —4е изд., дораб.—М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).     

2.         Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;.

3.         Федеральная целевая программа развития образования 2011–2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61

4.         Лизинский В. М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.

5.         Гуткина Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.

6.         Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание≤ Воспитание... Воспитание — М, 2000.

7.         Аршинов В. И., Савичева Н. Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. — Калуга, 2000.

8.         Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е. Н. Степанова- М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, школа, воспитательный процесс, индивидуальный подход, норма поведения, проблема воспитания, подрастающее поколение, воспитание, педагог, отсутствие.


Похожие статьи

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс, общее образование...

Актуальные проблемы воспитания в российской школе

- педагоги дополнительного образования. Управление воспитательным процессом в ГОУ должна

Проблемы реализации правового воспитания в школе.

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения.

Проблемы воспитания младших школьников из асоциальных...

Семья — это первооснова воспитания и развития подрастающего поколения, становления и

Позитивный воспитательный процесс в семье способствует успешной социализации

Как следствие, “воспитание детей в семье должно способствовать сохранению духовных и...

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

Известно, что школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей, с родителями школьников.

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

Следует отметить, что проблема полового воспитания подрастающего поколения, необходимость просвещения детей и подростков в вопросах гигиенической культуры человека и ведущей роли семьи отнюдь не является новой.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Родители и педагогивоспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс...

Семейное воспитание: проблемы и пути их решения

Необходимо отметить, что для педагогики важна воспитательная функция семьи: цели и способы, права и обязанности родителей.

Тем не менее, зачастую разные поколения имеют полярные взгляды на методику воспитания детей, что становится причиной столкновений и...

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Всем известно, что воспитание подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой современной школы. Педагогу хочется не только научить своих учеников читать, писать и считать, но и воспитать их настоящими людьми.

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

родитель, ребенок, школа, воспитание детей, семья, учитель, взаимное доверие, воспитательная работа, воспитательный процесс, педагогическая культура.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании...

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс, общее образование...

Актуальные проблемы воспитания в российской школе

- педагоги дополнительного образования. Управление воспитательным процессом в ГОУ должна

Проблемы реализации правового воспитания в школе.

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения.

Проблемы воспитания младших школьников из асоциальных...

Семья — это первооснова воспитания и развития подрастающего поколения, становления и

Позитивный воспитательный процесс в семье способствует успешной социализации

Как следствие, “воспитание детей в семье должно способствовать сохранению духовных и...

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

Известно, что школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей, с родителями школьников.

Проблема полового воспитания подростков как комплексная...

Следует отметить, что проблема полового воспитания подрастающего поколения, необходимость просвещения детей и подростков в вопросах гигиенической культуры человека и ведущей роли семьи отнюдь не является новой.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Родители и педагогивоспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс...

Семейное воспитание: проблемы и пути их решения

Необходимо отметить, что для педагогики важна воспитательная функция семьи: цели и способы, права и обязанности родителей.

Тем не менее, зачастую разные поколения имеют полярные взгляды на методику воспитания детей, что становится причиной столкновений и...

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Всем известно, что воспитание подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой современной школы. Педагогу хочется не только научить своих учеников читать, писать и считать, но и воспитать их настоящими людьми.

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

родитель, ребенок, школа, воспитание детей, семья, учитель, взаимное доверие, воспитательная работа, воспитательный процесс, педагогическая культура.

Задать вопрос