За историческое короткое время, в годы независимости наша республика достигла зерновой и нефте-газовой независимости, миллионы людей получили право свободного использования личной собственности, личного капитала, возродилась историческая память народа, развиваются культура, просвещение и духовность. В 49-статье нашей Конституции определено, что «Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана». Это обеспечивает уважительное отношение к бесценному духовному наследию народа. В 4-статье гарантируется «уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития» [1].
С достижением независимости Узбекистана вопрос духовного возрождения стал одним из важнейших приоритетов нашей государственной политики. В узбекском языке есть понятия «духовность человека», «духовность народа», «духовность общества», «духовность нации», в сущности и содержании которых отражены жизненные критерии, связанные с судьбами человека, народа, общества и нации. Президент страны Ислам Каримов в течение последних лет в своих выступлениях, произведениях и интервью затрагивает вопросы духовности, воспитания всесторонне развитого молодого поколения, духовного возрождения. В своем произведении «Высокая духовность — непобедимая сила» И. Каримов дал определение понятию «духовность»: «духовность призывает человека к духовному очищению, душевному росту и является несравненной силой, которая укрепляет веру и внутренний мир человека, силу воли, служит критерием его мировоззрения» [5]. В этом произведении он даёт описание духовных ценностей и подчеркивает их важность в воспитании как нынешнего, так и будущих поколений. Духовные корни нашего народа глубоки. Их возрождение и обогащение новым содержанием исходя из реалий нынешнего времени является одной из важнейших задач в деле развития духовности. В последние годы в Узбеки стане уделяется большое внимание возрождению духовного наследия. В связи с этим в республике праздновались юбилеи таких великих мыслителей, как Навои, Бабур, аль Фергани, аль Беруни, Ибн Сина, аль Бухари, аль Мотуриди, ат Термизи и других. В связи с памятными датами были изданы их произведения, которые обогатили фонды всех библиотек и информационно-ресурсных центров.
Духовность считается основным критерием, определяющим прогресс общества, всестороннее развитие личности, так как только тогда, когда развита духовность, в обществе царит общественно-политическая и экономическая стабильность. А это служит необходимым фундаментом для всестороннего развития личности. Велика роль духовности в укреплении и развитии нравственных качеств народа. Как подчеркнул Президент И. А. Каримов в своём произведении «На пути духовного возрождения»: «Укрепление и развитие духовного состояния нашего народа — одна из важнейших задач государства и общества в Узбекистане. Духовность — это такой драгоценный плод, который созрел в душе нашего древнего и юного народа, взращенный чувством понимания своей независимости и любви к свободе” [4].
Духовность — понятие сложное и многогранное. Она охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие и систему современных научных и художественных ценностей, обычаи, традиции, ритуалы, религию и религиозную практику. В свою очередь каждое из перечисленных явлений состоит из множества конкретных ценностей. Естественно, не все они равнозначны по своим возможностям служить потребностям независимости, влиять на общество и людей [9].
В последнее время в общественной науке уделяется внимание определению понятия “духовность”, выявлению ее места в жизни общества, нации и человека. Узбекистанский философ А.Жалолов в своей книге “Ответственность независимости” пишет, что “Духовность — родовой признак человека, неотделимая составная часть его деятельности, продукт его сознания и ума” [6]. В своей статье “Философия жизни и жизнь философии”он расширяет это определение: “Духовность — это духовное содержание деятельности человека, посредством духовности люди осознают себя, изучают особенности общества, природы, их бытия, а также особенности прогресса, открывают их законы, и опираясь на них, решают проблемы условий своей жизни и практической деятельности” [10]. “Жизнь без духовности как тёмная комната”, пишет он. А.Иброхимов, Х.Султонов определяют духовность как “понятие, олицетворяющее внутреннюю жизнь, душу, восприятие общества, нации и отдельно взятого человека” [7]. В различных докладах, сделанных на конференциях, встречаются такие трактовки, как “духовность — это система, положительно влияющая на всестороннее развитие человечества, это нравственность, знания, наука, вера и преданность”, или “духовность — это сумма умственных, нравственных, научных, практических, идеологических взглядов человека, степень отражения его религиозных и светских взглядов”. По мнению А.Эркаева, “духовность — сущность человека в качестве социокультурного сущего, то есть единый комплекс таких качеств человека, как доброта, справедливость, честность, совесть, патриотизм, любовь к красоте, ненависть к злу, воля, мужество и других достоинств” [11].
Духовность — это самосознание человека, его проницательность, умение различить справедливость от подлости, хорошее от плохого, красивое от безобразного, уверенность от своенравия, умение поставить перед собой высокие цели и идеи, стремление к их воплощению. Как сказал И. А. Каримов, духовность — это не подарок судьбы. Для того чтобы духовность воцарилась в душе человека необходимо работать от души и с совестью, с умом и руками [2]. Развитию духовности способствуют семейная среда, согласие в обществе, практическое воплощение справедливости и гуманизма в государственной политике. Хотя человек рождается от отца с матерью, тем не менее, его нравственность, достоинства, духовный мир формируются под влиянием социальных, политических и экономических отношений в обществе. Духовный мир человека как продукт общественного развития, оказывает большое влияние на развитие общества. Насколько будут сильнее у людей нравственность, совесть, честность, трудолюбие, гуманизм, патриотизм, чувство национального и человеческого достоинства и гордости, сознание долга и ответственности, настолько общественное развитие будет стабильнее, и в нем воцарятся мир и спокойствие.
Как подчеркнул И. Каримов в своей речи на первой сессии Олий Мажлиса первого созыва: «Судьбу прогресса решают духовно зрелые люди. Технические знания, способность овладеть сложными технологиями должны идти в ногу с духовным совершенством, с независимым мышлением» [3]. Как без духовности не бывает справедливого, имеющего возможность к подъёму общества, так и духовность не может развиваться без общества. Духовность является важным фактором, ведущим нацию к прогрессу, к могуществу государства.
Литература:
1. Конституция Республики Узбекистан. Новая редакция. — Т., 2014
2. Karimov I. A. Villiy istiqlol, iqtisod, siyosat, mafkura. — T.:O’zbekiston, 1993. 74-b.
3. Karimov I. A. O’zbekistonning siyosiy-ijtimoiy, iqtisodiy istiqbolining asosiy tamoyillari. — T.:O’zbekiston, 1995. 46-b.
4. Karimov I. A. Ma’naviy yuksalish yo’lida. — T., 1998.78-b.
5. Karimov I. A. Yuksak ma’naviyat — yengilmas kuch. — T.:Ma’naviyat, 2008.
6. Jalolov A. Mustaqillik mas’uliyati. — T.:O’qituvchi, 1996. 29-b.
7. Ibrohimov A., Sultonov X., Jo’rayev N. Vatan tuyg’usi. — T., 1996. 111-b.
8. Высокая духовность — фундамент будущего. // Голос Узбекистана. 24.12.2011.
9. Муминова О. М., Меликова М. Н., Азизова А. У. Духовность и обновление общества. –Самарканд, 2010. 68 с. // URL www.ziyonet.uz/files/znuz_251467_20130527112135.rar
10. Muloqot. 1997. № 5, 15-b.
11. Эркаев А. Маънавият — миллат нишони. — Т.: Маънавият, 1997. 27-бет.