Возрождение национально-духовных и общечеловеческих ценностей — необходимое условие строительства демократического общества в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 05.05.2016

Статья просмотрена: 9936 раз

Библиографическое описание:

Нуруллаева, Н. К. Возрождение национально-духовных и общечеловеческих ценностей — необходимое условие строительства демократического общества в Узбекистане / Н. К. Нуруллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 940-942. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29508/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье рассматривается место и роль национально-духовных и общечеловеческих ценностей в строительстве демократического общества в Узбекистане.

Ключевые слова:Узбекистан, национально-духовные ценности, общечеловеческие ценности, гражданское общество, демократизация и обновление общества.

История — основа духовности народа. Духовность — это не только наследие, передающееся от поколения к поколению. Насколько больше мы будем изучать историю, настолько больше будем получать практических рекомендаций для нашей сегодняшней духовности, для идейных реформ. Не связано ли высказывание великого А. Навои: «Если хочешь быть свободным, веди себя свободно с сегодняшней действительностью». Или еще один пример: одна отрасль среднеазиатской медицины называлась — «духовная медицина». Под названием «духовная медицина» создали и оставили нам свои книги такие известные ученые как Ал-Кинди (800–860), Абу Бакр АрРозий (865–925), Аб ал-Фарах Абу ар Рахман ибн Жавзий (умер 1201 году), Абу Исхак Ироим ибн Юсуф Аш-Шерозий (смерть 1093 г.). Если медицина тела занималась предупреждением и лечением болезней, связанных с телом человека, то духовная медицина — освобождением сознания человека от недостатков, совершенствованием человеческих качеств.

Укрепление независимости ставит пред собой решение ряда проблем и задач в сфере политической, экономической, культурной, духовной жизни общества. Такие великие задачи и ответственность требуют от нашего народа с одной стороны полное понимание процесса духовного обновления, с другой опоры на нее, в строительстве демократического общества. Поэтому творческое изучение наследия наших великих мыслителей, внесших достойный вклад в развитие мировой цивилизации стало в годы независимости жизненной необходимостью. Изучение наследия Имама Бухари, Ат-Термизи, Бахоуддина Накшбанди, Яссави, Ибн-Сино, Аль-Хорезми, Ахмада Фергани, Беруни, Амира Темура, Улугбека, Навоий, Бабура, Абдуллы Кадири, Чулпана, Фитрата, Бехбуди, Усмана Насыра составляет национально-духовную основу создаваемого в стране демократического общества. Гуманист XX века А. Швейцер говорил «среди сил, формирующих реальную действительность, на первом месте стоит духовность. Мы сегодня живем в эпоху великих возможностей. Однако препятствия и опасности на пути их осуществления реально существуют». Для последовательного проведения реформ во всех сферах жизни общества, должны произойти коренные изменения в сознания людей. Без этого мы не сможем решать все новые и новые проблемы которые возникают в процессе исторического развития. Говоря словами нашего Президента И. А. Каримова: «Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, ценностей в сознании людей». Не обновляя общество в духовном отношении, не изменяя мировоззрение людей нельзя добиться построения демократического общества, перейти на рыночную экономику, вообще, достичь какого — либо прогресса. В книге И. А. Каримова «Узбекистан свой путь обновления и прогресса» выделяются 4 основы духовно -нравственного развития:

‒ Преданность общечеловеческим ценностям

‒ Укрепление и развитие духовного наследия нашего народа

‒ Свободное проявление человеком своих возможностей

‒ Патриотизм

Эти понятия не отделимы друг от друга, являются крепкой основой строительства демократического общества в Узбекистане. С первых дней независимости важнейшей нашей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течении многих веков создавалось нашими предками. Мы вернулись к своей религии и языку, заново возрождаются национальные обычаи и традиции, все богатства, имеющие отношение к духовности человека. Духовно — нравственное воспитание является важным условием создания демократического общества Узбекистана. Только тогда, когда люди будут связаны узами духовности, могут стать народом, нацией. Потому, что духовность — это такая могучая внутренняя сила, которая призывает человека к духовному очищению и совершенству, обогащает внутренний мир человека, укрепляет его веру и убеждение, пробуждает его совесть. Связь демократических преобразований, происходящих в Узбекистане с духовным обновлением общества, является общим богатством всех народов, проживающих в Узбекистане. В период, когда мы определили нашей целью построение гражданского общества в стране, задачи овладения демократическими принципами, повышения общественно — политической активности граждан, осуществления на деле свободы личности, совершенствования многопартийной системы на основе демократических принципов, поэтапная передача некоторых полномочий органов государственного управления общественным организациям и органам самоуправления, соединяются с духовностью, воплотившей в себе общечеловеческие ценности.

Только тогда, когда сформированные в развитых странах мира основные ценности демократического и гражданского общества, как власть народа, политика, направленная на защиту интересов граждан, опора на волю большинства при принятии решений, уважении прав меньшинств, гарантированность соблюдения прав человека, внедрение системы свободных и справедливых выборов, равенство всех перед законом, общественный контроль над деятельностью органов власти, превратятся в органическую и неотделимую часть политической культуры каждого гражданина, только тогда строительство демократического общества превратится в реальную действительность.

Для процветания Родины, в первую очередь, должны быть проведены духовно — нравственные реформы. Эту задачу может выполнить руководитель, обладающий нравственными качествами.

Следовательно, для осуществления демократических преобразований в обществе духовность должна стать главной опорой политики. Поэтому создавать основы демократического общества могут — словами И. А. Каримова — честные, добросовестные руководители. Составной частью создания основ гражданского общества является работа по постоянному совершенствованию личности в сфере духовности и просвещения. Это жизненная правда должна превратиться в принцип которого мы должны постоянно придерживаться, стать основой и условием развития общества, воплотить в себе целостную систему. В центре этой системы должны стоять такие бессмертные ценности как духовность, нравственность, просвещение. Духовность имеет место в психики человека. Поэтому, это понятие, в первую очередь, связано с отдельно взятой личностью. Однако человек, вне общества, теряет свою человеческую сущность. В этом плане духовность имеет общественное содержание. Только тогда, когда человек будет чувствовать себя частицей народа, будет трудится и жить думая о нем, соединится с духовностью. Следовательно, если каждый человек не будет уделять серьезного внимания своему образу жизни, отношениям с другими людьми, очень трудно будут решаться какие-либо проблемы в обществе.Необходимо подчеркнуть, что хорошо сохранились и укрепились тысячелетние национальные традиции, а также духовные и общечеловеческие ценности в сознании людей.

Политические взгляды и философские мысли о духовно нравственной личности появились не сегодня. Их исторические корни упираются в творческие, философские учения мыслителей Востока. Изучение исторического процесса развитых демократических государств показывает, что ни одно общество, не воспитав гармонично развитое поколение, не сможет достичь поставленных перед собой великих целей. В первую очередь о государстве узнают по его высококультурным, духовно совершенным людям. Свое отношение к этой проблеме наш Президент определил следующим образом: «Мы должны воспитать здоровое поколение. Под здоровым поколением понимается не только физически здоровые, а воспитанные в духе восточной нравственности и общечеловеческих идей люди». Наши древние потомки выработали целый кодекс восточной нравственности. Под гармонично развитой личностью мы, в первую очередь, понимаем людей высоко сознательных, умеющих самостоятельно мыслить, являющихся, своим поведением, примером для других, просвещенных людей. Сознательных, знающих людей нельзя обмануть различными небылицами. Они каждую вещь будут взвешивать на весах разума. Если человек все свои мысли, выводы будет рассматривать на основе логики, логического мышления, то он будет совершенным. Воспитание таких гармонично — развитых людей — объективная необходимость, связанная с сохранением и укреплением независимости. Следовательно, будущее нашей страны, судьба демократических преобразовании зависит от сознания всего народа, уровня его духовности. Если психика человека будет здоровой и он познает самого себя, то превратиться в личность. Человек, поднявшись на уровень личности, т. е. имея самостоятельное мышление, мировоззрение, становится активным создателем и защитником демократии, а не простым потребителем его плодов. «Только в этом случае будет возможно создать основы демократического гражданского общества, обеспечить права и свободы человека».

На сегодняшний день возвращены народу духовное наследие, обычаи, традиции, ценности, историческая память, являющиеся основой национального возрождения и развития, созданы условия для направления этих богатых возможностей, всех материальных и духовных богатств, на создание в Узбекистане демократического правового общество

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. Т. «Узбекистан», 2003г.
  2. Каримов И. А. «Основные принципы общественно — политического и экономического развития Узбекистана. Родина священна для каждого». Т.3. Т., «Узбекистан», 1999г., стр. 3–48.
  3. Каримов И. А. «Независимость и духовность». Т.1994г.
  4. Каримов И. А. «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса». Т. «Узбекистан», 1997г. стр. 131–181.
  5. Каримов И. А. «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана». Т. «Узбекистан», 1998г., стр. 305–327.
  6. Наша главная цель — демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Доклад Президента РУз И. А. Каримова на совместном заседании законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса РУз. (28 января 2005г.)
  7. А. Т. Азизхонов, А. П. Ефимова. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане. Т.Университет.2005 г.
  8. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета министров, аппарат Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана «Узбекистан: 16 лет независимого развития». 30 августа 2007 года.
Основные термины (генерируются автоматически): демократическое общество, Узбекистан, гражданское общество, духовность, ценность, восточная нравственность, духовное наследие, здоровое поколение, психика человека, реальная действительность.


Ключевые слова

гражданское общество, Узбекистан, общечеловеческие ценности, национально-духовные ценности, демократизация и обновление общества., демократизация и обновление общества

Похожие статьи

Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане

В статье рассмотрен вопрос о гуманизации системы образования в Республике Узбекистан, раскрыта сущность понятия «гуманизация» в историческом аспекте и применительно к современным условиям, обозначены направления реформирования системы образования на ...

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения в Узбекистане

В данной статье речь идет о интеллектуальном, духовном и физическом воспитании молодого поколения в Узбекистане.

Развитие системы образования на современном этапе

В данной статье говорится о развитии системы образования в Узбекистане как факторе формирования гармонично развитого поколения.

Становление правовой культуры в России: значение, проблемы, пути решения

В настоящее время Россия идет по пути становления правового государства, создание которого невозможно без высокой правовой культуры населения. Значимость обозначенной темы важна и с точки зрения развития гражданского общества — одного из наиважнейших...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы

Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии разв...

Психолого-педагогические основы воспитательного воздействия узбекской художественной литературы на студентов

В данной статье рассмотрено целенаправленное воспитание духовных, нравственных и эстетических потребностей студентов. Каждый студент, независимо от национальной принадлежности, обязан знать узбекскую художественную литературу, чтобы суметь глубже про...

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы

С приобретением независимости, Казахстан пережил непростое время, которое ознаменовано с периодом кардинальных изменений буквально со всех областях жизни казахского общества. В первую очередь-это патриотизм. В статье обосновывается понятие патриотизм...

Использование народных игр как духовного наследия в процессе непрерывного образования

Народные игры являются неотъемлемой частью национального духовного наследия. В данной статье кратко описана история возникновения узбекских народных игр, раскрыто их значение для духовно-нравственного воспитания учащихся в системе непрерывного образо...

Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности

В статье анализируется проблема чести и достоинства как условий становления и самоутверждения личности; раскрывается этимология понятия «человеческое достоинство», взаимосвязь чести и достоинства в реальном проявлении личности в обществе.

Совершенная личность как фактор нравственного воспитания в абхазской народной педагогике

Статья освещает вопрос нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике с опорой на представления о совершенной личности. Актуальным является в связи с ухудшающейся нравственной ситуацией использование богатого опыта и идей воспитания, имеющихся в...

Похожие статьи

Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане

В статье рассмотрен вопрос о гуманизации системы образования в Республике Узбекистан, раскрыта сущность понятия «гуманизация» в историческом аспекте и применительно к современным условиям, обозначены направления реформирования системы образования на ...

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения в Узбекистане

В данной статье речь идет о интеллектуальном, духовном и физическом воспитании молодого поколения в Узбекистане.

Развитие системы образования на современном этапе

В данной статье говорится о развитии системы образования в Узбекистане как факторе формирования гармонично развитого поколения.

Становление правовой культуры в России: значение, проблемы, пути решения

В настоящее время Россия идет по пути становления правового государства, создание которого невозможно без высокой правовой культуры населения. Значимость обозначенной темы важна и с точки зрения развития гражданского общества — одного из наиважнейших...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы

Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии разв...

Психолого-педагогические основы воспитательного воздействия узбекской художественной литературы на студентов

В данной статье рассмотрено целенаправленное воспитание духовных, нравственных и эстетических потребностей студентов. Каждый студент, независимо от национальной принадлежности, обязан знать узбекскую художественную литературу, чтобы суметь глубже про...

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы

С приобретением независимости, Казахстан пережил непростое время, которое ознаменовано с периодом кардинальных изменений буквально со всех областях жизни казахского общества. В первую очередь-это патриотизм. В статье обосновывается понятие патриотизм...

Использование народных игр как духовного наследия в процессе непрерывного образования

Народные игры являются неотъемлемой частью национального духовного наследия. В данной статье кратко описана история возникновения узбекских народных игр, раскрыто их значение для духовно-нравственного воспитания учащихся в системе непрерывного образо...

Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности

В статье анализируется проблема чести и достоинства как условий становления и самоутверждения личности; раскрывается этимология понятия «человеческое достоинство», взаимосвязь чести и достоинства в реальном проявлении личности в обществе.

Совершенная личность как фактор нравственного воспитания в абхазской народной педагогике

Статья освещает вопрос нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике с опорой на представления о совершенной личности. Актуальным является в связи с ухудшающейся нравственной ситуацией использование богатого опыта и идей воспитания, имеющихся в...

Задать вопрос