«Какое влияние оказывает литература на общество?» — ответ на данный вопрос я бы и хотела раскрыть в своей работе. Понятия «литература» и «общество» самостоятельны и для начала я предлагаю разобрать что же они означают.
Слово «общество» (согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой) имеет шесть значений. Мы же рассмотрим понятие «общество» как совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Проще говоря, рассмотрим «общество» как группу людей, целью которых является удовлетворение общих потребностей.
Теперь рассмотрим слово «литература». Согласно тому же толковому словарю русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой литература — это произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение.
Заметим, что составители словаря используют слово «общественный» как принадлежащий к обществу, не частный, коллективный. Выходит, литература тесно связана с обществом, как важная часть в воспитании, развитии и формировании взглядов каждого из нас.
Приобщение молодого поколения к литературе является важным фактором дальнейшего развития всего общества, а также необходимым условием развития. Таким образом я решила провести социальное исследование. С помощью него я попытаюсь отразить потребность современного общества в культурном пласте.
Объектом исследования выступали молодые люди из 11-ой параллели одной из российских гимназий в возрасте 17–18 лет, так как целью исследования являлось изучение роли чтения книг и литературных предпочтений молодежи.
В ходе исследования я опросила 139 учащихся. Я использовала метод письменного опроса. Для изучения значимости книги и литературы в целом, сначала разберемся — какие источники информации предпочитают молодые люди. Исследования показали, что 50 % респондентов ответили, что наиболее удобным способом изучения литературы является интернет, 30 % проголосовали за телевидение, 15 % за книги (в бумажном переплете) и 5 % выбрали журналы и газеты в качестве источника информации.
Данные исследования также показали, что 50 % респондентов ответили, что чтение необходимо им для школьного образования, 30 % ответили, что они читают книги для развлечения или досуга, 20 % ответили, что изучают произведения для расширения кругозора.
Также я выяснила, что около 50 % респондентов ответили, что они предпочитают художественную литературу, 25 % читают лишь учебники и образовательные пособия, 20 % увлекаются научной литературой и, как ни странно, 5 % респондентов ответили, что до сих пор увлекаются детской литературой(!).
Таким образом, при помощи моего небольшого исследования, которое я провела в форме опроса, я могу сделать вывод о том, что большинство опрошенных мною молодых людей предпочитают читать необходимую им литературу в интернете, большинство предпочитает литературу, изучаемую в школе и что большинство выбирает художественную литературу.
Я же могу сказать, что мое мнение также совпадает с мнением большинства. Мне действительно нравится быстро находить необходимую мне литературу в интернете, я в восторге от классической литературы, которая является частью школьного курса, и я также предпочитаю художественную литературу, включая лирику, драму и эпос.
Влияние литературы мы ощущаем с самого детства. Все мы знакомы с такими писателями как Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, Корней Чуковский, Самуил Маршак... Дети увлекаются их сказками, представляют вымышленных героев своими друзьями, с помощью удивительных историй путешествуют в дальние сказочные миры, которые будут помнить до самой старости. Польза многих сказок неизмерима. Сказки учат детей добру, честности, бескорыстности. Писатели зачастую изображают героев-антиподов, противопоставляя этим добро и зло. Например, в сказке «Золушка» отрицательным героем является мачеха, а положительным сама Золушка. Чаще всего в сказках изображают абсолютно злых или же абсолютно добрых персонажей. Когда ребенок начинает испытывать неприязнь к «злому» герою, он осознает, что не должен быть похожим на него и не следует добиваться своих целей при помощи ложных путей. Таким образом дети стремятся быть похожими на положительных, добрых героев. Таких как Красная Шапочка (она учит детей доброте), Питер Пэн (он напоминает детям о том, что не следует забывать о мире грез и фантазий) или же, например, Белоснежка (красота данной героини отражает чистоту души).
Я же, на своем примере, могу сказать, что меня «воспитала» книга писательницы Кейт ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». В этой сказке описывается судьба дорогой избалованной куклы, которая по воле судьбы попала в совершенно незнакомую для нее, бедную среду. Безусловно, она учит читателя тому, что нужно любить, и что любовь — это самое сильное чувство, познав которое, ты преодолеешь все невзгоды. Вместе с главным героем, кроликом Эдвардом, ты открываешь для себя жизни других людей, вместе с героем растешь, вместе с ним учишься расставлять для себя приоритеты и, конечно же, проанализировав действия, как положительные, так и отрицательные, главного героя, ты извлекаешь уроки из всех событий, происходящих в этой потрясающей детской сказке (даже в раннем детском возрасте!). Эта сказка десять лет назад дала мне понять, что духовные ценности гораздо важнее материальных. «Чтение — вот лучшее учение» — так писал один из выдающихся умов мировой литературы Александр Сергеевич Пушкин. Я с ним согласна и поэтому однозначно признаю, что литература воспитывает человека с детства.
Известно, что литература является важной частью воспитания, а также мотивацией для реализации будущих писателей и поэтов. Так, на развитие известного писателя Л. Н. Толстого повлияло множество прочитанных им произведений: стихотворения А. С. Пушкина, «Сказки тысячи и одной ночи: сорок разбойников, Принц Камаральзаман», «Черная курица» А.Погорельского, русские былины («Добрыня Никитич», «Илья Муромец», «Алеша Попович» и т. д.). Мы можем проследить за удивительной цепочкой — как вышеупомянутые произведения повлияли на Л. Н. Толстого, вдохновив его на написание многих произведений, так и Л. Н. Толстой передал обществу свои взгляды на мир.
Главной целью написания его романа-эпопеи «Война и мир» было передать «мысль народную». Это легендарное произведение было написано о героизме, подвиге народа и отдельных персонажей в войне 1812 года. Толстой считал, что вся история написана про отдельные личности; но, по его мнению, война — это мужество и дух не одного человека, а всего общества в целом. Стремление к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска, в сцене подготовки к Бородинскому сражению, в сцене боя партизан с французами. Даже все главные герои (А.Болконский, Н.Ростова, П.Безухов), отбросив все личное, становятся единым целым, людьми, которые помогают обществу. “Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие” — так писал Л. Н. Толстой о жесткой, не на жизнь, а на смерть, войне.
Каждый из нас изучал классическую русскую литературу в школе. Мы рассматривали проблемы, затронутые в произведениях, и вместе с героями переживали захватывающие, порой трагические события. Многие писатели, произведения которых мы изучали в старших классах, также затрагивали проблему жизни общества. Рассмотрим произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» — психологический роман. Ф. М. Достоевский пытался приблизить роман к реальности, не используя приуменьшенные и преувеличенные детали бытия, тем самым открывая читателю всю правду жизни 19-го века в России. Будучи на каторге, Ф. М. Достоевский столкнулся с преступниками — ворами и убийцами. Писатель изучал их истории и совершения, за которые они были отправлены на каторгу. Затем Достоевский сделал вывод о том, что кражи и убийства каторжников были совершены из-за недовольства людей социальным устройством в России. Социальное неравенство и сподвигло писателя на создание произведения «Преступление и наказание»
Действие происходит в Петербурге. Достоевский изображает город «желтым», душным, жарким и зловонным. В этом городе человек не распознает, что явь, а что дурной сон. Достоевский пишет: «Город — дьявольское создание цивилизации — разрушает душу человека». Возникает понятие «Петербург Достоевского» — в городе «пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных…» На примере одного города автор иллюстрирует обстановку во всей стране.
Главным героем является студент — Родион Раскольников. Он считал, что когда сильная личность убивает ничтожество, которое не несет никому пользы, она тем самым делает всех счастливее. Такое убийство в понятии Раскольникова не считалось грехом, а наоборот, благом для общества. Так он рассуждал до того, как решил убить процентщицу, но после совершенного он осознал, что убийство одного «ничтожества» не сделало его счастливее и не улучшило социальную обстановку. Позже герой попадает на каторгу, где благодаря его возлюбленной, Сонечке, он меняет свои жизненные принципы и идеи.
Этот роман Достоевского с 1866 года по настоящее время открывает людям глаза, показывая на примере Родиона Раскольникова, что не жестокость и борьба за власть должны вести человека к совершенству, а любовь, добро и вера.
Писателем, с искусством которого мы также знакомимся в школе, является Булгаков Михаил Афанасьевич. Центральным произведением его творчества является произведение «Мастер и Маргарита». Как известно, в нем автор использует образ дьявола и этот прием помогает писателю осветить различные проблемы современного общества, ведь Воланд (дьявол) появляется в Москве в то беспокойное время не случайно. Воланд появляется чтобы испытать нравственность, людей. Через образ Воланда автор пытается передать свое мнение о всем человеческом бытие, о принципах и ценностей человеческих. Автора очень интересует жизнь москвичей. Наряду с разоблачением ложных ценностей общества, автор показывает читателям, что любовь и творчество — вот истинные ценности, которые должны в царство истины и справедливости, где вообще не будет волновать человека в наше время. Гениально в романе описана Москва 20-х годов и ее жители. «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет надобна никакая власть» — при помощи многих мудрых строк автор передает свое видение о политике, о экономике и о власти в целом.
Я считаю, что произведения, изучаемые нами в школе, отлично формируют наши взгляды на мир в целом. Основной курс школьной программы обладает огромной палитрой уроков жизни. Сквозь потрясающие произведения мы узнаем многое о жизни, смерти, любви, ненависти, душе, алчности, вере, власти. Классическая литература является неким учителем, который развивает нас, меняет нас и делает лучше.
Я считаю, что связь между литературой и обществом имеет огромное значение. Я провела опрос, который показал, что всё же большинство молодых людей читают в наше время; я на личном примере показала, как детская литература влияет на развитие и воспитание детей; предоставила примеры из художественных произведений, в которых авторы отражали собственное мнение и тем самым влияли на взгляды всего общества. Я надеюсь мне удалось доказать, что литература оказывает большое влияние на общество.