Методика проблемного обучения — эффективный способ развития интеллекта обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Емельянова И. А., Подушко Е. П., Шавернева Л. А. Методика проблемного обучения — эффективный способ развития интеллекта обучающихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 30-31. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14864/ (дата обращения: 26.06.2019).



Ставьте ребенку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял.

Французский философ Ж. Ж. Руссо

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Как привлечь младших школьников к спору с учителем, который «все знает»? Это бывает, конечно, порой очень трудно. Ведь ученик заранее согласен с тем, что скажет учитель. Такая тенденция сохраняется очень долго, она блокирует свободную творческую, самостоятельную мысль ребят.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

−становление личности младшего школьника,

−раскрытие его индивидуальных возможностей.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

− младшие школьники не могут полностью реализовать свои потенциальные возможности на уроках, так как у них недостаточно развиты познавательные процессы;

− познавательный интерес ослабевает как в течение урока, так и во время всего процесса обучения в начальной школе;

− учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий, требующих самостоятельной постановки вопроса, проблемы, поиска путей её решения;

− современная педагогика ставит перед учителем новые цели, что влечёт за собой изменения в его деятельности, а в различных методических пособиях недостаточно чётко и подробно выписаны методы и приёмы работы.

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов — усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя — учителя начальной школы, так как в начальных классах активно совершенствуются достижения дошкольного развития, либо компенсируются пробелы дошкольного образования. Решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения, закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.

Я считаю, что решение этих задач невозможно без деятельностного подхода в обучении. Одним из дидактических принципов деятельностного обучения является принцип деятельности, суть которого заключается в том, что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Реализовать данный принцип невозможно без использования технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы обучающиеся могли ставить и решать проблемы, подтверждая мысль кого-то из великих о том, что ничему нельзя научить — можно только научиться.

Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения, в частности деятельностной.

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.

Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.

Проблемное обучение — это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Ж. Ж. Руссо (1712–1778) писал об учащихся так: «пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам». Так, немецкому педагогу А.Дистервергу принадлежит афоризм, который можно также назвать предпосылкой всего проблемного обучения: «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить».

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Информационный сборник //Оленегорск: комитет по образованию, МУО «ИМЦ», 2009.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (проект). Начальное общее образование.
  5. С. И. Брызгалова «Проблемное обучение в начальной школе» / Калининградский государственный университет, Калининград, 1998 г.
  6. Н. Ф. Виноградова «Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез». Методические рекомендации / М.: Вентана-Граф, 2002.
  7. И. А. Ильницкая «Проблемные ситуации и пути их создания на уроке» / М., Педагогика, 1985.
  8. А. М. Матюшкин «Актуальные вопросы проблемного обучения» / М., Педагогика, 1972.
  9. Е. Л. Мельникова «Проблемный урок в начальной школе» // Начальная школа: плюс-минус, 1999 г., № 6, 7, 8.
  10. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. — Ростов-на-Дону, 1970.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, начальная школа, прием работы.

Похожие статьи

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Идея проблемного обучения широко разрабатывается с 60-х гг. ХХ века. Большое значение по теории проблемного обучения имели работы

Проблемно-диалогическая технология — это технология обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися...

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Задача уроков чтения в начальной школе — не только в формировании и совершенствовании техники чтения, но и важно, чтобы

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего...

Применение технологий проблемного обучения на уроках...

Проблемное обучение определяют как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с

Это даёт право судить о возможности и приемственности использования проблемного обучения в начальной школе.

Методы и приёмы работы в современной школе.

- Проблемный.Перед учениками возникает проблемная ситуация. Педагог, используя данный метод обучения, является

Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени образования, так и в средней и старшей школах.

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной... Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности.

Принципиальным положением проблемного обучения является то. В процессе практической работы методический прием создания...

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

Проблемное обучение — система методов и средств, обеспечивающих возможности

Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач.

Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов

Методическая целесообразность использования технологии...

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

 определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы

В практике работы использую самые различные методы, приемы и средства проблемного обучения, которые различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

Начальная школа плюс до и после.

учебная проблема, урок, учебный процесс, метод постановки, окружающий мир, мотивирующий прием, проблемная ситуация, предметное содержание, проблемное обучение, проблемно-диалогическое обучение.

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

Активное развивающее проблемное обучение формирует творческое мышление.

Приёмы создания проблемной ситуации. Виды формируемых учебно-познавательных компетенций.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

Похожие статьи

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Идея проблемного обучения широко разрабатывается с 60-х гг. ХХ века. Большое значение по теории проблемного обучения имели работы

Проблемно-диалогическая технология — это технология обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися...

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Задача уроков чтения в начальной школе — не только в формировании и совершенствовании техники чтения, но и важно, чтобы

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего...

Применение технологий проблемного обучения на уроках...

Проблемное обучение определяют как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с

Это даёт право судить о возможности и приемственности использования проблемного обучения в начальной школе.

Методы и приёмы работы в современной школе.

- Проблемный.Перед учениками возникает проблемная ситуация. Педагог, используя данный метод обучения, является

Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени образования, так и в средней и старшей школах.

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной... Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности.

Принципиальным положением проблемного обучения является то. В процессе практической работы методический прием создания...

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

Проблемное обучение — система методов и средств, обеспечивающих возможности

Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач.

Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов

Методическая целесообразность использования технологии...

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое...

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

 определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы

В практике работы использую самые различные методы, приемы и средства проблемного обучения, которые различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

Начальная школа плюс до и после.

учебная проблема, урок, учебный процесс, метод постановки, окружающий мир, мотивирующий прием, проблемная ситуация, предметное содержание, проблемное обучение, проблемно-диалогическое обучение.

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

Активное развивающее проблемное обучение формирует творческое мышление.

Приёмы создания проблемной ситуации. Виды формируемых учебно-познавательных компетенций.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.