Подростковая преступность как проблема современного общества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матафонова Т. Н., Золотарева Л. Н., Колесникова Е. В., Севостьянова Л. М., Котлова Н. В. Подростковая преступность как проблема современного общества [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14782/ (дата обращения: 14.10.2019).



Подростковая преступность с каждым днем становится бичом современного общества и приобретает особую значимость.

Подростковый возраст, переломный возраст в развитии ребенка, перехода из детства во взрослую жизнь. В ходе формирования и развития личности этот возраст считается проблемным. Это время приспособления подростка к условиям жизни в обществе, когда они еще не умеют ориентироваться в пространстве взрослых.

Жестокая реальность современной жизни зачастую подросткам не оставляет иного выбора, как нарушать закон в целях самосохранения или самоутверждения.

Человек, как личность не может развиваться вне общества. Ему необходимо межличностное общение, единение взглядов и общих интересов. Стремление к познанию чего–то нового, необычного не редко, приводит подростков в криминальную группировку.

Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, являются распространенными явлениями в современном мире. Необходимо понять, почему так происходит.

В подростковом возрасте правонарушения совершаются в основном в составе группы, чем объясняется потребность ребенка в интимно-личностном общении, самовыражении, самоутверждении. И в то же время предоставляется возможность переложить совершенное деяние на членов группы, тем самым облегчив себе наказание.

В группе, у подростка складывается чувство защищенности, анонимности при совершении правонарушений. Нахождение подростка в асоциальной группе является фактором риска для совершения им преступления, поэтому необходимо вести работу по предотвращению неформальных групп правонарушителей. Такие группы влияют на формирование взглядов, противоправных установок, норм поведения детей, толкают к совершению противоправных действий.

Собственно, главную проблему для подросткового возраста составляет несоответствие объективных условий и возможностей целям, устремлениям, желаниям подростка. Это «противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителями и реальными возможностями их удовлетворения — все эти процессы и явления применительно к подросткам создают на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать негативным девиациям» [3, стр. 3]

Основные причины, которые способствуют девиантному поведению несовершеннолетних, это:

‒ Влияние семьи, где происходит усвоение ребенком образца межличностных отношений, усвоение умений стоить свою будущую жизнь согласно нормам общества. В основном, подростки с девиантным поведением выходят из семей с низким социальным статусом, трудным материальным положением, они берут пример с асоциального поведения их родителей. В неблагополучных семьях отсутствует контроль над поведением, времяпровождением ребенка.

Влияние семьи на воспитание ребенка может быть как прямое, так и косвенное.

Прямое отрицательное влияние семьи заключается в том, что противоправное поведение со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, аморальное поведение, тунеядство, и т. д.) непосредственно подаёт отрицательный пример детям.

Косвенное отрицательное влияние семьизаключается в потакании аморальным поступкам детей, неумеренное удовлетворение потребностей и запросов, освобождение от семейных обязанностей, т. е. балование. В результате у таких избалованных подростков формируется эгоизм, завышенные притязания, неуважение к другим людям, игнорирование их интересов, безответственность и т. п. [2, стр. 319]

Не редко бывает, когда родители не желают понимать своего ребенка, не уделяют должного внимания его досугу, который ребенок не может выбрать самостоятельно, так же испытывает трудности в учебе. Дети, обделенные вниманием, чувствуют себя неполноценными, не способными преодолевать трудности. В результате образуется много свободного времени, не зная, куда себя деть, они образуют группы по интересам по месту жительства, не исключено, что эта группа не может носить криминальный характер.

‒ Влияние ближайшего окружения, в котором образуется свой круг общения, появляются новые друзья и знакомые. По мере взросления подросток копирует поведение сверстников, которые являются источником информации, что служит для формирования новых взглядов и оказывают на него большое влияние. Ближайшее окружение дает подростку чувство внутренней защищенности, возможность к самореализации. В ближайшем окружении могут оказаться не только люди социально благополучные, но и асоциальные. Как правило, асоциальные субъекты образуют преступную группу, которая демонстрирует перед ее новым членом приемы психологической защищенности, доверия, взаимопомощи.

‒ Неприятие личности коллективом, где ребенок становится «изгоем общества». Его не принимает коллектив по каким-либо причинам. Подросток чувствует одиноким, ненужным. Он стремится всякими способами выйти из состояния незащищенности, неприкаянности. Таких ребят охотно принимает криминальная группа, гарантируя ему поддержку, понимание, физическую и материальную защиту.

‒ Неправильное истолкование информации.

Подростковый возраст — это возраст подражания кумирам, копирование внешнего их вида и поведения. Они стремятся быть похожими на мужественных героев кино, литературы, на авторитетных сверстников. В конечном итоге, такое подражание приводит детей к увлечению вредными привычками, это табакокурение, употребление наркотических веществ, алкогольной продукции, а также к криминальному и асоциальному поведению.

Дети, увлекаясь просмотрами кинофильмов, компьютерными играми с демонстрацией сцен насилия и убийства проявляют желание осуществить их в реальности.

Преступления подростки, в основном, совершают группой, так как в силу своего возраста нуждаются в общении со сверстниками. Попадая в криминальную группу, они вовлекаются в деятельность негативной направленности, на которую в одиночку они вряд ли отважились.

Группы несовершеннолетних правонарушителей не возникают «на пустом месте». Их образованию способствует множество взаимосвязанных условий и причин, например, такие, как недостатки семейного, школьного, общественного воспитания, а субъективными предпосылками их возникновения — личностные особенности подростков и их взаимодействие с социальной микросредой. [1, стр. 92–98]

Изначально подростки не объединяются в группы для совершения правонарушений. На данном этапе их объединяет интимно-личностное общение, новые знакомства, новые впечатления, желание найти компанию друзей. Попадая в группу, каждый подросток стремиться реализовать себя, самоутвердиться, принять участие в совместной деятельности.

Подросток, который не смог примкнуть к какой-либо молодежной группе чувствует себя изгоем, развивается комплекс неполноценности, ненужности. Таким детям присуще агрессивное поведение, плохая успеваемость, непослушание. Их, как правило, отвергает общество, понижается оценка в глазах родителей, учителей, сверстников. Подростки, не способные проявить себя в учебе, общении стремятся найти для себя оптимальный круг общения, пытаются найти среду, где ему будет комфортно.

Несовершеннолетние, не принятые нормальным обществом, образуют преступные группировки. Причинами объединения подростков в группы криминалистической направленности разнообразны — это и общность интересов, и похожие судьбы, и недовольство своим социальным статусом, и общие цели.

Как правило, такие группы создаются во время досугового времяпровождения, которое не контролируется педагогами и родителями, где ребенок может получить как физическую, так и эмоциональную поддержку, обрести чувство защищенности, избавит от одиночества.

Подростки с отклоняющимся поведением не умеют самостоятельно распределять свое время. Если во время учебного процесса подросток чувствует скуку, то атмосфера преступной группы, в которой присутствуют различные атрибуты и ритуалы уголовной направленности кажется ему интересной. В основном такие группы совершают разбойные нападения, кражи, грабежи, насильственные преступления. Предметами посягательств являются — деньги, драгоценности, телефоны, автомобили и т.д.

Подросток, который совершил преступление, отличается от других сверстников не сдержанным, агрессивным поведением, склонностью к созданию конфликтных ситуаций, неумением подчиняться. Такие дети испытывают трудности в социальной адаптации.

Несовершеннолетний, совершивший преступление не всегда согласиться с тем, что он совершил противоправный поступок. К противоправному деянию относится как к приключению. Не редко такие дети, попадая в «группу риска», помещаются в реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Перед педагогами и психологами стоит серьезная задача перевоспитания подростка, преступившего закон. Работа должна быть направлена на психологическую эмоциональную поддержку подростков, включающая в себя профилактические занятия, а также работа с родителями.

Встает вопрос в необходимости составления реабилитационных и коррекционных программ, в которых определяются основные направления работы с подростками-нарушителями. Наиболее эффективные направления работы — это гражданско-правовое просвещение, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогу, работающему с подростками — нарушителями необходимо продумывать разнообразные формы занятий, например, беседы, дискуссии, лекции о нормах и правилах поведения в обществе; игры, как средство самовыражения подростка, где он может проанализировать свое поведение или поступок и другие.

Следует помнить, что подростки, в силу своих возрастных особенностей, не могут долго выполнять однообразную работу или находиться долго в одном и том же окружении. Они нуждаются в постоянной смене впечатлений. Необходимо увлекать подростка в интересную, увлекательную деятельность, требующую творческого подхода в соответствии с их психическими и физическими возможностями. Большое внимание нужно уделять вовлечению несовершеннолетних к занятиям спортом, привитию санитарно-гигиенических навыков.

Профилактическая работа с подростками — это длительный и кропотливый труд, позволяющий решить не только сиюминутную проблему ребенка, но и предотвратить в дальнейшем совершение им неблаговидных поступков.

Литература:

  1. Башкатов И. П., «Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи», С. 92–98
  2. Пирожков В. Ф. «Криминальная психология» М.: Ось-89, 2007, С. 319
  3. Шнейдер Л. Б. «Девиантное поведение детей и подростков» М.: Академический проект; Трикста, 2005, С. 3
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, группа, ребенок, ближайшее окружение, подростковый возраст, криминальная группа, интимно-личностное общение, девиантное поведение, асоциальное поведение, агрессивное поведение.

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Изучение особенностей девиантного поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных авторов позволило организовать экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие две группы подростков, в количестве 32 человек в возрасте 13–14 лет.

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

девиантное поведение, группа, агрессивное поведение детей среднего, подростковый возраст, отклоняющееся поведение, место, конструктивное поведение, индивидуальный подход, ведущий, продолжительность игры. Проблема делинквентного поведения подростков...

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов...

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

В современной России в последнее десятилетие сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей и подростков с неправомерным поведением. Неблагоприятный фактор внешней социальной среды индивидуальные особенности личности определяют социальную...

девиантное поведение, подросток, контрольная группа...

Рост девиантного поведения подростков относят к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества. Проблемой девиантного поведение занимается большое количество как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Исследование склонности к девиантному поведению подростков

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков...

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обуславливаются рядом

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков...

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном этапе создаются условия для дальнейшего протекания процесса социализации. Социально-психологическая адаптация подростков в...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и

Библиографическое описание: Бахтин Ю. К., Толпова Р. С. Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе...

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский

Наиболее распространенными формами девиантного поведения подростков считаются алкоголизм, наркомания, проституция и суицид.

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Изучение особенностей девиантного поведения подростков в трудах отечественных и зарубежных авторов позволило организовать экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие две группы подростков, в количестве 32 человек в возрасте 13–14 лет.

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших...

девиантное поведение, группа, агрессивное поведение детей среднего, подростковый возраст, отклоняющееся поведение, место, конструктивное поведение, индивидуальный подход, ведущий, продолжительность игры. Проблема делинквентного поведения подростков...

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертимного типов...

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

В современной России в последнее десятилетие сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей и подростков с неправомерным поведением. Неблагоприятный фактор внешней социальной среды индивидуальные особенности личности определяют социальную...

девиантное поведение, подросток, контрольная группа...

Рост девиантного поведения подростков относят к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества. Проблемой девиантного поведение занимается большое количество как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Исследование склонности к девиантному поведению подростков

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков...

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обуславливаются рядом

Особенности социализации подростков с девиантным поведением обусловлены влиянием...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков...

В подростковом возрасте девиантное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном этапе создаются условия для дальнейшего протекания процесса социализации. Социально-психологическая адаптация подростков в...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и

Библиографическое описание: Бахтин Ю. К., Толпова Р. С. Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе...

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст, подросток, дом, социальная дезадаптация, детский

Наиболее распространенными формами девиантного поведения подростков считаются алкоголизм, наркомания, проституция и суицид.