Библиографическое описание:

Левицкая Л. В., Смирнова М. В., Сафронова Е. П. Психологическая оценка склонности воспитанников специализированных учреждений г. Владимира к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 726-728.

 

В настоящее время подросток живет в сложном по своему содержанию и тенденциям мире. Это связано с увеличением темпа развития технологических преобразований, которые предъявляют современной молодежи новые требования. Большое количество информации воздействует на подростка, у которого еще не выработана четкая жизненная позиция. Рост различных девиаций связан с неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановкой, которая развивается в обществе. Подростки становятся тревожными, циничными, агрессивными и жестокими. У молодых людей бурно развивается чувство неосознанного протеста, растет их индивидуализация, которая может привести к эгоизму. Самая страдающая от нестабильной обстановки в мире возрастная группа — это подростки. Рост девиантного поведения подростков относят к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества.

Проблемой девиантного поведение занимается большое количество как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди отечественных стоит отметить труды Е. В. Змановской, И. С. Кона, В. Д. Менделевич, А. Е. Личко, С. А. Беличевой и других. Большой вклад в разработку проблемы девиантного поведения внесли такие зарубежные ученые, как З. Фрейд, Г. Беккер, Ч. Ломброзо, И. Гофман, Э. Дюркгейм и другие.

Приведем краткий анализ наиболее актуальных исследовательских точек зрения в отношении определения сущности девиантного поведения. Так, согласно взглядам Е. В. Змановской, девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от норм [1]. В более узком смысле дает определение девиантного поведения И. С. Кон. Он понимает под девиантным поведением систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали [2]. По мнению В. Г. Соловьянюк-Кротовой девиантное поведение — это результат личностного выбора индивидом не одобряемого социальным окружением способа удовлетворения возникающей потребности [5].

Таким образом, анализируя и обобщая различные точки зрения, можно сделать вывод о содержании понятия девиантное поведение, определив его как результат личностного выбора индивидом поведения, не удовлетворяющего общественным нормам.

В литературе можно встретить такой синоним термину «девиантное поведение», как отклоняющееся поведение.

Согласно взглядам Е. В. Змановской у отклоняющегося поведения есть специфические особенности, которые помогают отличить его от других социально-психологических феноменов. Во-первых, девиантное поведение не соответствует общепринятым социальным нормам. Во-вторых, вызывает негативную оценку со стороны окружающих. В-третьих, наносит ущерб самой личности или окружающим ее людям [1].

Под профилактикой понимают систему комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья [3].

Профилактика девиантного поведения — это система комплексных мероприятий, направленных на предупреждение отклоняющегося поведения.

В исследованиях В. Г. Соловьянюк-Кротовой обобщаются основные стратегии профилактики девиантного поведения:

  1. Устранение причин возникновения девиаций в поведении, то есть всеобъемлющая профилактика;
  2. Личностно-ориентированная профилактика;
  3. Профилактика на ранних этапах возникновения девиантного поведения, то есть стратегия быстрого реагирования [5].

Группа риска — это категория подростков, которая из-за определенных жизненных обстоятельств более других категорий подвержена негативным влияниям со стороны социума и его криминальных элементов, которые стали причиной отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Таким образом, основной задачей социальных педагогов-психологов является помощь в нахождении подростком своего места в обществе, минимизации трудностей адаптации.

Лабиринт Исследование, целью которого являлась психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемуся поведению, было проведено на базе Владимирского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и Владимирского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Общее количество участников эксперимента составило 100 человек (67 юношей и 33 девушки) в возрасте от 13 до 17 лет.

Следует подчеркнуть, что контингент обеих экспериментальных площадок составляет молодежь группы риска: это дети и подростки из социально неблагополучных, неполных семей, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Базы осуществляют индивидуально-профилактическую работу.

Склонность к отклоняющемуся поведению выявлялась с помощью методов тестирования, анкетирования и экспертного оценивания. Применялся тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) [4], который предназначен для измерения склонности подростков к различным формам отклоняющегося поведения, аддиктивное поведение, самоповреждающее и саморазрушающее поведение, агрессия и насилие, а также делинквентное поведение.

Согласно результатам анкетирования 97 % воспитанников центров склонны к различным формам отклоняющегося поведения. Эти данные подтверждают мнения компетентных специалистов — сотрудников учреждений при реализации процедуры экспертного оценивания.

В результате исследования было обнаружено, что у большинства подростков присутствует склонность к агрессии и насилию (57 %), что свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки.

У 46 % выявлена тенденция к аддиктивному поведению, что говорит о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности за счет изменения своего психического состояния.

Также у многих испытуемых (33 %) была обнаружена склонность к делинквентному поведению, что может свидетельствовать о низком уровне социального контроля.

У небольшого количества подростков выявлены склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (11 %). Для таких подростков характерна низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, тенденция к садо-мазохизму. (рис. 1)

Рис. 1. Результаты исследования склонности к отклоняющемуся поведению

 

Результаты исследования показали, что 76 % подростков показали высокие результаты по двум и более шкалам, что позволяет отнести их к группе риска.

Анализируя половозрастной аспект проблемы отклоняющегося поведения, следует отметить, что большую часть так называемой группы риска в нашем исследовании составили девушки, для которых в большей степени характерны проявления агрессивных реакций во взаимодействии с социальным окружением. Поведение юношей в большинстве случаев характеризуется аутодеструктивными тенденциями и присутствием различного рода зависимостей (в том числе алкогольной, табачной, токсикологической, наркотической). Наиболее подверженным негативным влияниям оказался старший подростковый возраст (15–17 лет), что определяется, в первую очередь, психофизиологическими особенностями.

Лабиринт Таким образом, в результате исследования неблагополучных подростков группы риска на предмет склонности к отклоняющемуся поведению, а также его наиболее характерных разновидностей, можно сделать следующие заключения:

          Данные психодиагностического обследования подтверждают личностную патологию воспитанников специализированных учреждений города Владимира. Большинство подростков склонны к агрессивному и аддиктивному поведению;

          Существуют половозрастные различия в проявлениях отклоняющегося поведения: сензитивным периодом для всплеска отклоняющегося поведения у девушек является возраст 15–16, для юношей — 16–17 лет, существуют различия и в самих формах девиаций;

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что данные психодиагностического исследования определяют основу будущих коррекционных мероприятий, направленных на борьбу с отклоняющимся поведением молодежи во Владимире и области.

 

Литература:

 

  1.                Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
  2.                Кон И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 225с.
  3.                Коробкина З. В., Попов В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / З. В. Коробкина, В. А. Попов. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 192 с.
  4.                Перешеина Н. В., Заостровцева М. Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. — М.: ТЦ Сфера, 2006.— 192 с.
  5.                Соловьянюк-Кротова В. Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 2
Основные термины (генерируются автоматически): девиантного поведения, подростковом возрасте, девиантного поведения подростков, склонности подростков, Профилактика девиантного поведения, проблемы девиантного поведения, сущности девиантного поведения, возникновения девиантного поведения, девиантного поведения старшеклассников, Похожая статья, оценка склонности, девиантное поведение, оценка склонности воспитанников, оценка склонности подростков, девиантного поведение, девиантное поведение —, склонности подростков к различным, выбора индивидом поведения, профилактики аддиктивного поведения, личностного выбора индивидом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос