Портфолио как инструмент тьютора в работе с одаренными школьниками | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)

Дата публикации: 03.01.2019

Статья просмотрена: 962 раза

Библиографическое описание:

Белан, Н. В. Портфолио как инструмент тьютора в работе с одаренными школьниками / Н. В. Белан. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14762/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются сложности диагностики одаренности ребенка. Автор приходит к выводу, что каждый ребенок потенциально одарен. Тьюторский подход в работе с одаренными детьми нацелен на раскрытие и развитие способностей каждого ребенка посредством диагностики и разработки индивидуального образовательного маршрута, хорошим подспорьем в такой работе станет портфолио тьюторанта.

Ключевые слова: одаренность, талант, тьютор, тьюторское сопровождение, индивидуальная образовательная программа, образование, развитие, индивидуальный образовательный маршрут, диагностика одаренности, портфолио.

The article deals with the complexity of the diagnosis of giftedness of the child. The authors come to the conclusion that every child is potentially gifted. Tutor's approach to work with gifted children is aimed at revealing and developing the abilities of each child through the diagnosis and development of an individual educational route, a portent of the tutor will be a good help in such work.

Keywords: giftedness, talent, tutor, tutor's support, individual educational program, education, development, individual educational route, diagnostics of giftedness, portfolio.

Сегодня в России особое внимание уделяется проблеме выявления одаренных детей и подростков, теме «человеческого капитала». Так, например, в своем Послании Федеральному собранию 2016 года президент России В. В. Путин особенно подчеркнул: «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип — каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов — это наша задача. В этом успех России». Такой подход к пониманию одаренности совпадает с высказыванием выдающегося российского психолога Бориса Михайловича Теплова, работавшего в данном направлении: «Практически каждый ребенок обладает некоей одаренностью как качественно-своеобразным сочетанием способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [Теплов Б. М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Мск. Ун-та, 1982, — С. 136.].

К сожалению, принцип «каждый ребенок одарен» не нашел отражения в «Рабочей концепции одаренности» под редакцией Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова. По определению авторов концепции «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Авторы данной концепции отмечают: «В предлагаемом определении удалось отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выражения способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества». [Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. перераб. — М., 2003. — ред. Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова — стр. 7]. Такое понимание одаренности перекликается с точкой зрения Евгения Павловича Ильина, который определял одаренность «не как механическую совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят» [Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — Спб.: Питер, 2011, — С. 147].

Тем не менее, к определению, изложенному в «Рабочей концепции одаренности» возникает вопрос: что именно означает «в сравнении с другими» и как широко это можно трактовать? Что, если среда, в которой находится школьник, не позволяет адекватно оценивать свои достижения? Например, в моей индивидуальной работе со школьниками по математике встречался случай, когда подросток считал себя успешным учеником «в сравнении с другими» своими одноклассниками, уровень знаний которых был практически нулевой. По факту же, сравнивая такого ученика с обучающимися других школ, его нельзя было назвать успешным в знании предмета. Бывает и наоборот, интеллектуально одаренному школьнику может казаться, что он хуже других, поскольку учитель ставит по субъективным причинам низкие оценки, критикует его способности, требуя правильного оформления задач и при этом игнорируя оригинальные решения.

Как самому ребенку и его родителям понять, каковы объективно его таланты, способности? В каком направлении и как именно развивать потенциальную одаренность? Можно ли преодолеть шаблонное мышление в среднем образовательном учреждении, оценивающем всех по средним же стандартам?

В традиционном подходе к детской одаренности считалось, что можно выделить лишь 10–15 % детей как одаренных, и еще до 10 % как «скрытых» одаренных. Такой подход сформировался, на мой взгляд, под воздействием запросов общества на достижения в области науки, искусства и спорта, когда особое внимание уделялось детям с такими видами одаренности, как академическая (интеллектуальная), двигательная (психомоторная) и художественная. Дети, имеющие креативную и коммуникативную одаренности, могли направляться взрослыми (родителями, учителями, администраторами учебных заведений) по пути развития «традиционных» талантов к науке или искусству. Вне педагогического фокуса оставались дети с одаренностями интуитивной и практической, эти способности не выявлялись и не развивались целенаправленно, возможно, что тоже перенаправлялись в русло развития качеств, нацеленных на традиционные социально-значимые достижения.

Выявление одаренных детей — это продолжительный процесс, направленный на анализ развития конкретного ребенка, поскольку не существует такого эффективного теста, который бы одномоментно выявил его «человеческий капитал». Важно предоставить ребенку, подростку, молодому человеку возможность для проявления его одаренности в обогащенной образовательной среде, помочь проявиться разнообразным интересам, осуществить навигацию в трех измерениях: антропологическом (собственные внутренние ресурсы), культурно-предметном (ресурсы, расширяющие предметный интерес возможностями культуры) и социальном (множество предложений инфраструктуры образовательных организаций). Сопровождают построение индивидуального образовательного маршрута в такой среде специально подготовленные педагоги-тьюторы.

Хорошим подспорьем, уникальным инструментом в осуществлении тьюторского сопровождения может и должно стать портфолио — систематизированные и эффективно представленные результаты индивидуальных достижений сопровождаемого тьюторанта. В портфолио могут найти отражение результаты совершенствования его способностей, раскрытие творческого и личностного потенциала, овладение компетентностями. Портфолио формируется постепенно в ходе обучения, что позволяет продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые сопровождаемый считает наиболее значимыми, и осознать свой прогресс в освоении образовательной программы. Зачастую одаренные, талантливые дети недооценивают себя, мучаются сомнениями о собственной значимости, реальности успехов, реализованности потенциала, особенно это касается подростков. Бывает и наоборот, «захваленный» ребенок переоценивает свои возможности. Портфолио поможет сопровождаемому тьюторанту более объективно видеть свои успехи, адекватно и по достоинству оценивать себя, анализировать свой прогресс. Также портфолио можно предъявить при заявке на участие в каком-либо конкурсе, гранте или, например, при поступлении в ВУЗ.

Структура портфолио уникальна и отражает индивидуальность автора, его творческий почерк. В то же время для использования в учебном процессе рекомендуется включать в портфолио следующие основные разделы:

1) краткое самопредставление, которое включает: информацию об образовательном цензе на начало и на конец периода формирования портфолио и информацию об образовательных успехах, достижениях (например, оценки за четверть/полугодие, участие и победы в конкурсах, олимпиадах);

2) самоанализ и самооценку достигнутых результатов учебной деятельности, определение степени завершенности начатых проектов, планы на будущее;

3) авторские работы — коллекция письменных работ (эссе, рефератов и др.), выполненных тьюторантом за время обучения; работы, представленные им на различные конкурсы; можно приложить полученные грамоты и дипломы, письменные отзывы на школьные работы.

Дополнительно в портфолио могут быть помещены программы мероприятий, содержащие упоминание об участии в них тьюторанта, сертификаты и свидетельства о результатах участия, иные документы, подтверждающие получение новых компетентностей, фотоотчеты и прочее, что подтверждает наличие каких-либо достижений.

Портфолио является удобным инструментом для рефлексии обучающимся запланированных задач: что помогло достигнуть поставленных целей, какие конкретные шаги привели к желаемому результату, что помешало осуществить намеченные планы и как в дальнейшем этого избежать? При этом портфолио может помочь самоорганизации тьюторанта, ведь информация в нем структурирована и наглядно «разложена по полочкам», нет необходимости бесконечно «прокручивать в голове» намеченные задачи. Думаю, что портфолио может научить ответственности и планированию времени, ведь «что написано пером, не вырубишь топором». Для этого полезно составлять небольшие таблички такого типа: «Проектирование моего индивидуального образовательного маршрута»:

Что?

Когда?

Где? скем? и каким образом?

Результат?

Почему?

Отслеживание по такой табличке выполнения запланированных «шагов» поможет и тьюторанту провести рефлексию собственной деятельности, а педагогу-тьютору — помочь ему эффективнее выстроить свой индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).

Кроме всего прочего, портфолио — это уникальный инструмент оценивания, использование которого помогает переместить акцент с оценки на самооценку, и при этом позволяет уйти от негативного фокусирования обучающегося на том, что он не знает или не умеет к позитивному фокусированию на том, что он уже знает, умеет, что у него получается делать хорошо, таким образом формировать позитивное мировоззрение.

Портфолио как инструмент тьюторского сопровождения одаренных детей и подростков обеспечивает реализацию самоопределения, осмысленного и ответственного отношения формирующейся личности к собственной жизни, своему будущему, личностному и профессиональному продвижению и самоопределению. Каждый ребенок потенциально одарен, если под одаренностью понимать качественно-своеобразное сочетание способностей, приводящее к успеху в выполнении той или иной деятельности. Помочь выявить и развить эти способности в обогащенной среде при помощи диагностики и построения индивидуального образовательного маршрута — задача тьютора.

Литература:

  1. Белан Н. В., Гуремина Н. В. Тьюторский инструментарий как средство развития одаренности обучающихся. // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал) http://ej.soc-journal.ru 2018, Том 9, № 4–2, с. 33–42.
  2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. // Спб.: Питер, 2011, с. 147
  3. Лопатик Т. А. Тьюторское сопровождение одаренных учащихся // Непрерывное образование. 2014. № 4 (10). С. 60–62
  4. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. перераб. // М., 2003. — ред. Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова — стр. 7.
  5. Теплов Б. М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный образовательный маршрут, портфолио, ребенок, одаренность, понимание одаренности, достижение, качественно-своеобразное сочетание способностей, особое внимание, подросток, хорошее подспорье.

Похожие статьи

Различные подходы к понятию «одаренность»

Одаренность ученый рассматривает, как «…качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренность: современные тенденции определения понятия

Одаренность — это качественное понятие, характеризующее интенсивность и

Модель одаренности включает три основных компонента (интеллектуальные способности

Ключевые слова: проблема века, одаренности детей, подростков и молодежи, основы образования...

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале...

По мнению Б. М. Теплова одаренность — это качественно-своеобразное сочетание способностей

Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных...

Возможности сопровождения одаренных детей при обучении...

Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Исследователи феномена одаренности ее сущности и видов Н. С...

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся...

Под потенциальной одарённостью — понимается психологическая характеристика ребенка, который

Для выявления таких одарённых детей диагностические методики педагогу могут не понадобиться

Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда...

Педагогическая работа с одаренными детьми | Статья в журнале...

Одарённые дети наиболее чувствительны к самооценке и оценке их деятельности

Одарённость — это не что-то единое, а совокупность нескольких видов деятельности, в которых дети

Как только повышенное внимание будет уделяться развитию одарённых детей, так...

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале...

Одаренностью Б. М. Теплов называл «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения

Выделенные общие особенности одаренных детей можно объединить в «трехкольцевую модель одаренности», предложенную Дж.

Особенности ранней детской одаренности в условиях...

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, способность, дополнительное

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в

Актуальность проблемы одаренности детей, подростков и молодежи для современного...

Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях...

Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит

Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждой конкретной...

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагога — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Похожие статьи

Различные подходы к понятию «одаренность»

Одаренность ученый рассматривает, как «…качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренность: современные тенденции определения понятия

Одаренность — это качественное понятие, характеризующее интенсивность и

Модель одаренности включает три основных компонента (интеллектуальные способности

Ключевые слова: проблема века, одаренности детей, подростков и молодежи, основы образования...

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале...

По мнению Б. М. Теплова одаренность — это качественно-своеобразное сочетание способностей

Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных...

Возможности сопровождения одаренных детей при обучении...

Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Исследователи феномена одаренности ее сущности и видов Н. С...

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся...

Под потенциальной одарённостью — понимается психологическая характеристика ребенка, который

Для выявления таких одарённых детей диагностические методики педагогу могут не понадобиться

Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда...

Педагогическая работа с одаренными детьми | Статья в журнале...

Одарённые дети наиболее чувствительны к самооценке и оценке их деятельности

Одарённость — это не что-то единое, а совокупность нескольких видов деятельности, в которых дети

Как только повышенное внимание будет уделяться развитию одарённых детей, так...

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале...

Одаренностью Б. М. Теплов называл «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения

Выделенные общие особенности одаренных детей можно объединить в «трехкольцевую модель одаренности», предложенную Дж.

Особенности ранней детской одаренности в условиях...

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, способность, дополнительное

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в

Актуальность проблемы одаренности детей, подростков и молодежи для современного...

Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях...

Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит

Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждой конкретной...

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагога — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.