Возможности сопровождения одаренных детей при обучении в общеобразовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 11.10.2015

Статья просмотрена: 273 раза

Библиографическое описание:

Рякина Т. Л. Возможности сопровождения одаренных детей при обучении в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 494-495. — URL https://moluch.ru/archive/100/22543/ (дата обращения: 12.12.2018).

 

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными свойствами и навыками граждан. Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализоваться в обществе. Учащиеся должны не только обладать определенным набором знаний и умений, но и использовать свои знания в практической деятельности. Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Одним из важных приоритетов содержания образования является модернизация и развитие такого направления, как выявление, воспитание и обучение детей, проявивших выдающиеся способности и именно работа с такими детьми определяет интеллектуальный потенциал общества. В свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требуется организация системного подхода в работе с одаренными детьми на всех ступенях образования. Поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, провозглашается приоритетной задачей современного этапа развития образования.

Согласно «Рабочей концепции одаренности», «одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». В отечественной психологии научное определение понятия «одаренность» дал еще Б. М. Теплов в своей статье «Способности и одаренность», написанной в начале сороковых.По Теплову, «одаренность — это качественно, своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. [2]

В настоящее время существует четкое понятие «Одаренность».

Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Исследователи феномена одаренности ее сущности и видов Н. С. Лейтес, Л. А. Вагнер, А. Г. Асмолов, А. И. Савенков и др. считают необходимостью создание в современном образовательном пространстве условий, позволяющих развивать мотивационные, интеллектуальные и творческие возможности одаренных и талантливых детей. Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Помочь одаренному ребенку найти себя нужно, так как именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации. Образовательному учреждению необходимо обеспечить гармоничное развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, и коммуникативных действий талантливых и одаренных детей для их успешной адаптации в обществе и самореализации в соответствии с требованиями ФГОС. Сегодня мы можем выделить четыре стратегии обучения в различных комбинациях в зависимости от требований учащихся: Ускорение, Углубление, Обогащение, Проблематизация. Так же для успешного обучения учащихся во многих образовательных учреждениях организовано профильное обучение. Вариативность профильного обучения характеризуется многоуровневой системой и вариативностью учебных планов, образовательных программ, содержания образования, использованием различных технологий, предоставления школьнику выбора свободно изучаемых дисциплин, смены видов деятельности, использования интегративного подхода в изучении обязательных предметов, активного включения творческого начала в учебный процесс [3].Но в условиях современной школы и профильного обучения, работа с одаренными детьми подразумевает не только владением педагогом профессиональны и общих компетенций, но специальных компетенций, включающих знания как по общей психологии и педагогики, так и по новому, но стремительно развивающемуся педагогическому направлению как тьюторство. Тьютор — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе обучения, педагог работающий с принципом индивидуализации и сопровождающий построение индивидуального образовательного маршрута учащегося для достижения поставленной цели. Деятельность тьютора направлена на построение возможной траектории расширения собственных возможностей тьюторанта (учащегося), на его самоопределение, подключение субъективного отношения к построению собственного продвижения к успеху. Именно практика тьютора способна помочь в развитии одаренного ребенка, ведь он в максимальной мере учитывает интерес одаренного ребенка и поощряет его стремление к саморазвитию. Тьютор помогает детям использовать разнообразные источники и способы получения информации, а также обучает детей оценивать результаты своей работы, отстаивать свое мнение, идеи и результаты. Тьютор выступает не в качестве учителя, а в качестве наставника, сопровождающего, старшего товарища, помогая учащемуся во всестороннем развитии. Для этого возможно создание специальных комнат, лабораторий, различных методических пособий, организация специальных экспедиций и т. п. Тютор может работать как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Для этого уже много лет организуются профильные лагеря, позволяющие учащимся реализовать свой потенциал в углубленном изучении предмета. Данные лагеря включают в себя разностороннюю деятельность, что помогает учащимся создать свою индивидуальную образовательную и творческую деятельность с помощью воспитателей, вожатых и преподавателей. В данных условиях тьютор может быстро понять, как помочь ребенку выбрать для себя наиболее приемлемый вариант развития своих способностей.

Развития в нашей системе образования такого направления как тьюторство во многом поможет и развитию одаренных детей. Именно данная категория учащихся требует особого индивидуального подхода в процессе обучения. Именно для таких детей мало просто учителя, им необходим наставник, который поможет в раскрытии всех возможных потенциалов учащихся. Тьютор выступает в роли проводника между учеников и его способностями.

 

Литература:

 

  1.                Артемова Л. К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения. М.: Школьные технологии, 2003. 56 с..
  2.                Зайцева Н. В. Перспективные направления поддержки одаренных детей// Народное образование.-2010 № 3. С. 26–28
  3.                Зайцева Н. В., Синягина Н. Ю., Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции — М.: Арманов-центр, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, одаренный ребенок, профильное обучение, учащийся, одаренность, способность, процесс обучения, современная школа, образовательное учреждение.


Похожие статьи

Роль дополнительного образования в персонификации...

Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей.

Современное дополнительное образование — уникальная образовательная сфера, дополняющая системы общего и профессионального образования и...

Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях...

ребенок, развитие, образовательная среда, одаренность, учебный процесс, одаренный ребенок, способность, учащийся, вид деятельности, чувство ответственности.

Принципы обучения одаренных детей | Статья в журнале...

Настоящая статья посвящена актуальности проблем одаренности детей, подростков и молодежи для современного общества и будущего человеческой цивилизации. Ключевые слова: проблема века, одаренности детей, подростков и молодежи, основы образования...

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения, высокая скорость переработки и усвоения информации.

В процессе такой работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются одаренность и талант.

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

В статье затрагивается проблема обучения одаренных детей в обычном детском коллективе. Выдвигается ряд положений о том, что эффективное обучение одаренных детей возможно посредством ускорения процесса обучения...

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного...

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, одаренность, академическая одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Профессиональный рост учителя профильной школы

Основная задача профильного обучения — обеспечение условий для реализации интересов, способностей и потребностей личности.

Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки.

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

Но прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми нужно ответить на вопросы: Что такое одарённость и кто такой одарённый ребёнок?

Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения...

Ключевые слова: одаренные дети, индивидуализация обучения, раскрытиеспособностей,проектная деятельность.

Современная школа призвана удовлетворять образовательные потребности ребенка и его семьи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль дополнительного образования в персонификации...

Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей.

Современное дополнительное образование — уникальная образовательная сфера, дополняющая системы общего и профессионального образования и...

Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях...

ребенок, развитие, образовательная среда, одаренность, учебный процесс, одаренный ребенок, способность, учащийся, вид деятельности, чувство ответственности.

Принципы обучения одаренных детей | Статья в журнале...

Настоящая статья посвящена актуальности проблем одаренности детей, подростков и молодежи для современного общества и будущего человеческой цивилизации. Ключевые слова: проблема века, одаренности детей, подростков и молодежи, основы образования...

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения, высокая скорость переработки и усвоения информации.

В процессе такой работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются одаренность и талант.

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

В статье затрагивается проблема обучения одаренных детей в обычном детском коллективе. Выдвигается ряд положений о том, что эффективное обучение одаренных детей возможно посредством ускорения процесса обучения...

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного...

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, одаренность, академическая одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Профессиональный рост учителя профильной школы

Основная задача профильного обучения — обеспечение условий для реализации интересов, способностей и потребностей личности.

Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки.

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

Но прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми нужно ответить на вопросы: Что такое одарённость и кто такой одарённый ребёнок?

Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения...

Ключевые слова: одаренные дети, индивидуализация обучения, раскрытиеспособностей,проектная деятельность.

Современная школа призвана удовлетворять образовательные потребности ребенка и его семьи.

Задать вопрос