К вопросу формирования предпосылок исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Маркова Р. Г., Хаертдинова Р. М. К вопросу формирования предпосылок исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 31-33. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14751/ (дата обращения: 25.05.2019).



В детские годы закладываются основы познавательного отношения к действительности, проявляется исследовательская активность в процессе детской опытно-экспериментальной деятельности. В статье рассмотрены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, приводится опыт работы детского сада № 88 г. Набережные Челны.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагогические условия, экспериментирование, опыты.

Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Исследовательская активность выражается в накопленных знаниях дошкольников и получает свое отражение в детской опытно-экспериментальной деятельности.

Экспериментирование — это вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется активность, направленная на получение новых знаний, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. На основе этой потребности у дошкольников в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности формируется стремление узнать и открыть для себя новое. Познавательную активность ребенка Н. Е. Веракса определяет как пространство активности [1, c. 521].

В развитии исследовательской деятельности, направленной на познание окружающей действительности, можно условно выделить несколько периодов: до трех лет познание окружающего мира ребенком идет через манипулирование предметами; после трех лет оно дополняется игрой и экспериментами; после пяти лет ребенок может экспериментировать самостоятельно. Задача взрослых на каждом из этапов подготовить ребенка к экспериментальной деятельности.

В практике работы дошкольной образовательной организации для развития исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста были созданы педагогические условия: во-первых, обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учетом принципов организации развивающей среды (содержательно-насыщенность, трансформируемость, полифункциональность или вариативность, доступность и безопасность). Во-вторых, способность развития исследовательских умений через экспериментирование. Экспериментирование осуществлялось с учетом возраста и направленности детских интересов.

В течение года провели опыты: «Воздух. Что в пакете?», «Игры с воздушным шариком и соломинкой», «Надувание мыльных пузырей», «Волшебная кисточка» и др. Для знакомства детей второй младшей группы со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа) интересным показался опыт «Свет. Цвет. Что в коробке?», который мы выбрали с пособия О. В. Дыбиной. Взрослый предлагал детям узнать, что находится в коробке и как обнаружить, что в ней. Дети смотрят и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивал, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Вместе с детьми сравнивали, в каком случае лучше видно, и делали вывод о значении света [2, c. 4].

Следующее педагогическое условие — это осуществление взаимодействия с родителями по формированию у детей дошкольного возраста предпосылок к исследовательской деятельности. Работу начали с анкетирования родителей на тему «Детское экспериментирование в семье». Анализ анкет, показал, что тема представляет интерес и является актуальной на сегодняшний день. Часть родителей признались, что на детские вопросы отвечают «первое, что придет в голову». Многие родители отметили, что дети предпочитают самостоятельно исследовать окружающие предметы и выразили желание сотрудничать с дошкольным учреждением по данному вопросу. С родителями воспитанников провели консультации, родительское собрание на тему «Детское экспериментирование»; порекомендовали пособие, которым мы успешно используем в работе с детьми, Дыбиной О. В. Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Привлекали родителей к подбору оборудования и к проведению опытов совместно с детьми в детском саду и дома.

«Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества» утверждает Поддьяков А. Н. [3, с. 51].

Опыты — это самостоятельная деятельность, направленная на изучение объектов и предметов природного мира. Несомненно, опыты, а особенно в игровой форме — это способ получения знаний для дошкольников. Опыты наглядны, информативны, доступны для детей любого возраста. Проведение систематической, планомерной работы с дошкольниками в форме занимательных опытов и экспериментов, будет способствовать закреплению ранее полученных знаний на практике и расширению кругозора детей.

Взаимодействуя с предметами окружающего мира, изучая их, наблюдая за ними, дошкольники учатся понимать причинно-следственные связи, закономерности мира. При исследовании или взаимодействии с предметами окружающего мира у дошкольников расширяется кругозор, развиваются такие качества как любознательность, пытливость ума, усидчивость, самостоятельность. Заинтересованность представляет сам процесс взаимодействия с предметами окружающего мира. У детей возникает интерес, любопытство, а в ходе получения знаний радость и даже восторг, соответственно у дошкольников формируется положительное мироощущение.

Таким образом, основными педагогическими условиями в процессе формирования предпосылокисследовательской деятельности у детей дошкольного возраста являются: партнерское взаимодействие воспитателя с детьми, как соучастника деятельности, позволяющее ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность; обогащение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО; развитие исследовательских умений детей через экспериментирование; осуществление взаимодействия с родителями по формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 523 с.
  2. Дыбина О. В., Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 92 с.
  3. Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий. — 2011. — 601 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, исследовательская деятельность, окружающий мир, исследовательская активность, детское экспериментирование, значение света, детский сад, детская опытно-экспериментальная деятельность, развивающая предметно-пространственная среда.

Похожие статьи

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

окружающая среда, детский сад, ребенок, ближайшее развитие, развивающая предметная среда, вид деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной

Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников. Авторы: Шайхуллина Айсылу Рашитовна, Сафиуллина Лидия

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Эта статья о развитии познавательных интересов дошкольников. Специальное внимание в статье уделено экспериментальной деятельности. Хорошо известно, что экспериментальная деятельность очень важна для личностного развития детей.

Экспериментирование как средство развития...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество... Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в познавательном развитии, необходимо создавать

За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество... Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности — от постановки проблемы к выдвижению...

Педагогический проект на тему «Экспериментальная...»

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество... Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного...

детский сад, исследовательская деятельность, творческая способность детей, ребенок, экспериментирование, детское экспериментирование, материал, развитие, Дошкольное образование, активный участник.

Похожие статьи

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

окружающая среда, детский сад, ребенок, ближайшее развитие, развивающая предметная среда, вид деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной

Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников. Авторы: Шайхуллина Айсылу Рашитовна, Сафиуллина Лидия

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Эта статья о развитии познавательных интересов дошкольников. Специальное внимание в статье уделено экспериментальной деятельности. Хорошо известно, что экспериментальная деятельность очень важна для личностного развития детей.

Экспериментирование как средство развития...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество... Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в познавательном развитии, необходимо создавать

За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество... Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности — от постановки проблемы к выдвижению...

Педагогический проект на тему «Экспериментальная...»

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество... Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного...

детский сад, исследовательская деятельность, творческая способность детей, ребенок, экспериментирование, детское экспериментирование, материал, развитие, Дошкольное образование, активный участник.