Организация экспериментальной деятельности в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 04.05.2018

Статья просмотрена: 2728 раз

Библиографическое описание:

Черненко, М. А. Организация экспериментальной деятельности в ДОУ / М. А. Черненко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3332/ (дата обращения: 25.04.2024).



Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждением этому служит — их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно.

Исследовать, открыть, изучить — это предполагает выполнить шаг в то, что неизведанно. «В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденной и «крайне драгоценной» характеристике нервно-психической организации детей — безотчетном стремлении к пониманию окружающей жизни.

В настоящее время стоит вопрос о повышении качества воспитания и образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны. Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности, является — экспериментирование. Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты проводимые ребёнком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности — от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём.

Мир детей представляет собой удивительный мир — мир почемучек. Наши дети очень активные и любознательные. У них всегда множество вопросов, на которые они моментально хотят получить ответ. Чтобы дети самостоятельно могли найти ответы на все свои вопросы, мы начали в ДОУ исследовательскую деятельность по неживой природе: «Юные исследователи». Педагоги стараются обратить внимание ребят на то, что даже привычные объекты: вода, солнце, воздух, песок заключают в себе довольно много неизвестного. Несмотря на довольно ранний возраст, детям требуется прививать навыки экологически грамотного отношения в природе, в быту, в повседневной жизни.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, устанавливать взаимосвязи и закономерности. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность.

Организуя работу по экспериментальной деятельности, мы предусматриваем включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Одним словом, детям предоставляется возможность приобретать знания самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Мы стремимся видеть воспитанников общительными, любознательными, творческими, самостоятельными личностями, которые умеют ориентироваться в окружающей обстановке и успешно решать появляющиеся проблемы, что в большой степени зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют главную характерную особенность познавательной деятельности ребят: малыш познаёт объект в процессе практической работы с ним, выполняемые ребёнком практические действия несут познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, формируя условия, в которых раскрывается содержание конкретного объекта.

Актуальность выбранного опыта в том, что в условиях современного дошкольного учреждения одной из существенных задач является оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования.

Основная цель работы ДОУ: развитие познавательных интересов, потребности и самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционального — чувственного опыта. Данная цель соответствует ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО.

Новизна работы по внедрению экспериментальной деятельности вДОУ: организационная инновация — моделирование социального партнерства с центром научно-исследовательских и производственных работ. Социальное партнерство способствует развитию и популяризации познавательно — исследовательской деятельности дошкольников, является условием проявления высоких интеллектуальных способностей. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем.

Педагогическая целесообразность данного опыта заключается в том, что экспериментирование пронизывает все области деятельности детей, обогащая при этом память, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие ребенка.

– Содержание работы по экспериментальной деятельности строится на личностно-ориентированном обучении и имеет вариативность и дифференцированный подход.

– Осуществляются специальные задачи по диагностике и развитию творческого потенциала детей путем выполнения творческих заданий.

Методика выполнения экспериментирования в педагогическом процессе не является слишком сложной. В детском учреждении не должно присутствовать четкой грани между простой жизнью и осуществлением опытов. Эксперименты не являются самоцелью, они лишь метод знакомства с окружающим миром, в котором детям предстоит существовать. Работа осуществляется во второй половине дня, один раз на протяжении недели по 20 минут, всего запланировано 36 часов на учебный год. В работе с детьми применяется индивидуальный подход, который строится на основе восприятия, которое связано с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на конкретное предложенное задание.

Для эффективного и успешного воспитательно-образовательного процесса по указанному направлению, в группах ДОУ выполнено преобразование предметно-развивающей среды и сформированы центры экспериментально-поисковой работы.

В нашем детском саду практикуется метод контролированного и организованного детского экспериментирования.

В ходе проведения экспериментирования ребенок получает возможность успешно удовлетворить присущую ему любознательность (зачем? как? почему? что будет, если?), почувствовать себя в качестве ученого и первооткрывателя.

Экспериментирование проходит через все области деятельности детей: прием пищи, занятия, прогулку, игру, сон. Исследованию могут быть подвержены животные и растения, объекты неживой природы и люди.

Организуя, показывая, предлагая ребенку различные методы обследовательских действий: потрогать, погладить, посмотреть, попробовать на вкус, подержать и т. д., педагог оказывает помощь в освоении свойств и качеств материалов и предметов, произнося их названия, то есть, выполняя стимулирование развития активной речи. Дети очень любят проводить исследования новых предметов, экспериментировать с различными материалами и веществами: красками, водой, снегом, песком, глиной и другими материалами. Взрослые нередко сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут серьезно научиться «важным» вещам. Но это не так. В ходе подобного исследования происходит развитие любознательности ребенка, расширение его представлений об окружающем мире, ребенок получает богатый опыт, приобретает мощный импульс для эффективного развития интеллекта.

Весьма важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы детей происходит не исключительно при помощи целенаправленного руководства взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической работе.

В ходе проведения свободного экспериментирования ребенок получает новую, иногда совершенно неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, осуществляет определенного рода открытие. Экспериментирование оказывает стимулирующее воздействие на ребенка к выполнению поиска новых действий и оказывает содействие развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование предоставляет детям возможность попробовать различные методы действия, убирая при этом страх возможной ошибки и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в указанном процессе заключается не в том, чтобы тотчас показать, как необходимо действовать верно, а в том, чтобы стимулировать интерес ребенка к предметам, пробудить его к самостоятельному исследованию, поддержать его природную любознательность. Ярко выраженная любознательность выступает как один из наиболее важных показателей его успешного психологического развития. Она находит проявление в том, что ребенок активно стремится к получению новых впечатлений, любит наблюдать за окружающим; с искренним интересом включается в предложенные взрослым игры с разными веществами; долго и с увлечением экспериментирует самостоятельно, подражая действиям взрослых, изобретает новые действия и стремится поделиться ими с взрослыми.

Метод детского экспериментирования не является сложным; он просто не является привычным и не разработан в отношении условий дошкольного учреждения.

Воспитатели ДОУ полагают, что происходит длительное и прочное усвоение материала, когда малыш делает, слышит и видит самостоятельно.

Работу по экспериментальной работе в ДОУ мы строим на поддержке детской инициативы и индивидуальности.

Данная работа обеспечивает развитие 2-х видов детской активности — собственной детской активности, полностью определяемой им самим, и активности, которая стимулируется со стороны взрослого.

Таким образом, включение в работу ДОУ экспериментальной деятельности актуально в настоящее время и является одним из способов решения задачи, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, «формирование максимально благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…».

Детство — время поисков ответов на самые различные вопросы. Дошкольники — природные исследователи. Детское экспериментирование — прекрасное средство интеллектуального, познавательного развития детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.
  2. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. — М., 2005г.
  3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М., 2005 г.
  4. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. — М.: Сфера, 2010г.
  6. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами М., 2006г.
  7. Иванова А. И. Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду. — М., 2005 г.
  8. Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. — М.: АРКТИ, 2004 г.
  9. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. — Педагогическое общество России. — М., 2005 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, окружающий мир, работа, дошкольное образование, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, неживая природа, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Организация исследовательской деятельности детей...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Анализ условий для организации исследовательской деятельности, определение уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста.

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

Организация исследовательской деятельности детей... детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность

ребенок, детское экспериментирование, дошкольный возраст, неживая природа, окружающий мир, проведение опытов, особенность...

Экспериментирование как средство интеллектуального...

Экспериментирование. Применение исследовательской деятельности ознакомлении с природой предполагает использование

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, ребенок, природа, дошкольное образование...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Особенности формирования экологической культуры...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Формирование экологической компетентности у старших...

Актуальность проблемы. Говоря об исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, мы всегда имеем в

Исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с...

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Организация исследовательской деятельности детей...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Анализ условий для организации исследовательской деятельности, определение уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста.

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

Организация исследовательской деятельности детей... детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность

ребенок, детское экспериментирование, дошкольный возраст, неживая природа, окружающий мир, проведение опытов, особенность...

Экспериментирование как средство интеллектуального...

Экспериментирование. Применение исследовательской деятельности ознакомлении с природой предполагает использование

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, ребенок, природа, дошкольное образование...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Особенности формирования экологической культуры...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Формирование экологической компетентности у старших...

Актуальность проблемы. Говоря об исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, мы всегда имеем в

Исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с...

Задать вопрос