Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Яшина В. В., Ведерникова М. Л., Тебенькова А. В. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 354-357. — URL https://moluch.ru/archive/152/42881/ (дата обращения: 19.01.2019).



Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей — большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

Учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредствам опытно — экспериментальной деятельности.

Теоретическая база опыта.

В основе педагогического опыта по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», являются исследования Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» [10].

Экспериментальная деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы [12].

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта показал, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование, которое стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Новизна опыта.

Степень новизны опыта работы заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для детей дошкольного возраста.

Технология опыта.

Целью опыта является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Для достижения данной цели педагогом были поставлены задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  2. Познакомить детей с явлениями неживой природы.
  3. Показать связь неживой и живой природы.
  4. Формировать навыки самостоятельной постановки элементарных опытов с песком, глиной, со снегом, водой, воздухом.

В первую очередь были определены необходимые условия для проведения работы с детьми:

  1. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.
  2. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
  3. Определение основных форм работы с детьми.
  4. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования.
  5. Подборка практического материала, включающего:

для работы сдетьмиматериалыдиагностики детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности; перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов; конспекты ООД с элементами экспериментирования; картотека опытов и экспериментов;

для работы сродителямиконсультации; памятки; викторины; презентации; выставки.

Работа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строится по двум взаимосвязанным направлениям:

− живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

− неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно — мыслительный, преобразовательный).

Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В работе с детьми придается большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др., развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры-опыты и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Волшебные зеркала», «Эффект радуги», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Солнечная лаборатория» и другие.

Формами образовательной деятельности детей в процессе реализации программы являются: беседа, наблюдение, игра, кружковая работа, проектная деятельность, исследовательские лаборатории, досуги и праздники с привлечением родителей.

При проведении ООД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности — закрепляются полученные ранее представления.

ООД является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.

Во время ООД проводится 3- 4 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т. д.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется, — это опыты. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. (Приложение № 5). Например, ставится проблема: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводились опыты: «Наливаем — выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. (Приложение № 4).

В процессе всей экспериментальной деятельности дети узнали, что вода — это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет форму, цвета, запаха и вкуса. Вода принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в нее добавить краску. Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон. Вода бывает легче и тяжелее некоторых предметов и веществ. В воде некоторые вещества могут растворяться, а некоторые нет. Вода может быть чистой и грязной: чистая — прозрачная, грязная — мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода превращается в лед, при нагревании — в пар. Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Белые облака это большое скопление пара. При резком охлаждении пар превращается в снег, иней. Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому. Человеку нужна чистая, пресная вода, грязную воду можно профильтровать.

На занятиях использовалось пособие «Секреты неживой природы», при помощи которого ребенок может самостоятельно сделать вывод о том, какими свойствами обладает определенный объект.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Литература:

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. — 159 с.
  2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. — 192 с.
  3. Королева Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ Л. А. Королева. — СПб.: ООО «Издательство «детство-пресс», 2015. – 64 с.
  4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 80 с.
  5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. — СПб.: ООО «Издательство детство — пресс», 2010. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок, опыт.


Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность...

Развитие познавательной активности детей старшего...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через обогащение знаниями о природных камнях, песке, глине и экспериментирование с ними.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста. Автор: Онос Мария Ивановна.

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Развитие познавательной активности детей среднего...

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного...

детское экспериментирование, камень, ребенок, узор, ход игры, поисковая деятельность, исследовательская деятельность, педагогический процесс, познавательная деятельность, верхняя часть песочницы.

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Роль детского экспериментирования как метод...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность...

Развитие познавательной активности детей старшего...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через обогащение знаниями о природных камнях, песке, глине и экспериментирование с ними.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста. Автор: Онос Мария Ивановна.

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Развитие познавательной активности детей среднего...

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного...

детское экспериментирование, камень, ребенок, узор, ход игры, поисковая деятельность, исследовательская деятельность, педагогический процесс, познавательная деятельность, верхняя часть песочницы.

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность...

Развитие познавательной активности детей старшего...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через обогащение знаниями о природных камнях, песке, глине и экспериментирование с ними.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста. Автор: Онос Мария Ивановна.

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Развитие познавательной активности детей среднего...

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного...

детское экспериментирование, камень, ребенок, узор, ход игры, поисковая деятельность, исследовательская деятельность, педагогический процесс, познавательная деятельность, верхняя часть песочницы.

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Роль детского экспериментирования как метод...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность...

Развитие познавательной активности детей старшего...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через обогащение знаниями о природных камнях, песке, глине и экспериментирование с ними.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста. Автор: Онос Мария Ивановна.

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Развитие познавательной активности детей среднего...

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного...

детское экспериментирование, камень, ребенок, узор, ход игры, поисковая деятельность, исследовательская деятельность, педагогический процесс, познавательная деятельность, верхняя часть песочницы.

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Задать вопрос