Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 26.08.2017

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Копина А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 22-25. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2687/ (дата обращения: 19.10.2018).



В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрастеон является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познаниямира.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности встаршей группе на тему: «Волшебная соль».

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Воспитательные:

а. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость открытий полученных из опытов, открывая новое в знакомом.

б. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, умение договариваться вовремя работы.

Развивающие:

а. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

б. Развивать связную, диалогическую речь.

в. Развивать умение выделять главное.

г. Стимулировать проявление наблюдательности, познавательного интереса, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

д. Развивать слуховое, зрительное внимание и восприятие, мышление, воображение, развивать мелкую моторику рук.

Обучающие:

а. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли.

б. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Умение делать выводы.

в. Формировать умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

г. Закреплять умения работать по схемам.

Методы:

Практические: проблемные ситуации, игровые упражнения, физкультминутка, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование с солью.

Словесные: беседа, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; подбор определений к заданному слову, разгадывание загадок, рассказ воспитателя, рассуждение.

Наглядные: видеоматериал, картинки.

Предварительная работа: просмотр презентаций, видео фильмов, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок, пословиц о её свойствах и добыче и ее применении в жизни человека, беседа о соли.

Оборудование: тарелочки с солью, сырые куриные яйца, ложечки, ведёрки, салфетки, вода, цветная соль, бусинки, лёд, цветные мелки, свёкла, пищевые красители, гуашь.

(Пока воспитатель с детьми готовится к занятию. Старший воспитатель читает предисловие как пришли к тому что опыт проводится с солью.)

Как-то в группе вечерком

Мы с ребятами тайком

От родителей своих

Приготовили для них...

Наш подарок необычный,

Каждый постарался лично.

А подарок был из теста –

Не простого, а цветного.

Хоть красивое оно,

Соли в нем полным-полно.

Тут у нас вопрос возник:

Кто у соли поставщик?

Стали дети рассуждать,

Все о соли вспоминать.

Знаний было маловато,

И решили тут ребята

Проект разработать свой,

Мам и пап позвать с собой!

Долго книги мы искали,

Свои знанья расширяли.

В этом мамы помогли,

На работу налегли:

Разные статьи прочли,

Соли в группу принесли,

Сшили белые халаты,

И мы стали — лаборанты.

Игры больше не нужны,

Мы с ребятами должны

Разузнать о свойствах соли,

Ее важной в жизни роли.

Опыты мы проводили,

Соль везде мы разводили:

В лимонаде и в воде,

Умудрялись в молоке.

Мы умнели с каждым днем,

Трудности нам нипочем.

В Интернет даже, возможно,

Мы войдем, это несложно.

Вот вошли мы в Интернет…

И чего там только нет!

И про соль, и про добычу,

Про соленые моря

Будем знать мы на «отлично»,

Не потратим время зря.

И про свойства почитаем:

Почему твердá, белá.

Всех гостей мы соберем,

Им поведаем о том,

Для чего нам соль нужна,

Чем полезна, чем вредна.

И, такой проделав труд,

Дети к выводу придут:

«Соль» — это не просто звук,

Соль — нам враг и соль — нам друг.

Ход занятия:

В: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Д: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!"

«Доброе утро!" солнцу и птицам.

«Доброе утро!" улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

(Обращаю внимание на воздушный гелиевый шарик привязанный лентой к корзине).

В: Ребята, посмотрите нам прислали какую-то посылку. Интересно, что там находится?

Д: Да(дети достают из корзинки коробочку и диск)

В: Что там находится?

(Дети берут коробочку, встряхивают её, слушают, как она звучит, затем проверяют имеет ли она запах. Пробуют догадаться, что там находиться.)

В: Ребята, вместе с коробочкой нам прислали диск с записью. Хотите посмотреть? (включается диск с видеообращением от Всезнайкина).

«Здравствуйте дорогие друзья, профессор Всезнайкин рад приветствовать вас. Вам интересно узнать, что в коробочке. Тогда отгадайте мою загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет — испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это?

Д: Соль.

В: Посмотрим, правильно ли мы отгадали.

(Дети открывают коробочку)

В: Правильно это соль. А какая бывает соль вы знаете?

Д: Морская, пищевая (крупная, мелкая).

В: Ачто ещё вы можете рассказать про соль?

Д: Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха. Сыпучая. Если соль размешать в большом количестве воды, то она растворится, а если воды взять меньше чем соли то соль полностью не растворится.

В: Ребята, как вы думаете, где применяется соль?

Д: Добавляют в еду, чистят посуду, применяют в медицине.

В: Правильно! Молодцы!

В: Ребята, послушайте Всезнайкин приготовил ещё что-то для нас. (Видеообращение от Всезнайкина

«Ребята, я путешествую по всему миру. И знаю много интересного. Мне сказали, что вы умные ребятки и очень любите проводить опыты и узнавать много интересного. Поэтому для вас я приготовил интересные опыты».)

(Дети достают схемы и рассматривают их)

В: Ребята как вы думаете, что это?

Д: Схемы.

В: Правильно. А для чего они нам нужны?

Д: Чтобы правильно проводить опыты.

В: Акак нам проводить? У нас с собой только схемы опытов.

Д: Надо нам пройти в лабораторию.

В: Правильно. А вы хотите провести экспериментирования как настоящие учёные?

В: А чтобы нам попасть в лабораторию надо сказать волшебные слова.

Раз, два, три повернись,

В лаборатории окажись.

В: Ну вот мы и попали в нашу лабораторию. Ребята у вас в руках есть карточки-схемы. Посмотрите на столы, что вы видите? Правильно тоже схемы, подойдите пожалуйста к тому столу где схема на столе и ваша совпадают. Будем работать командой. Будьте внимательны. (Дети находят каждый своё место).

В: Ребята мы пришли с вами в лабораторию. Вспомните пожалуйста правила поведения.

Д: Надо быть аккуратным при работе. Руками глазки не трогаем. Не шумим.

В: Увас получились команды. У каждой команды своё задание. А как работаем в команде?

Д: Дружно, не ссориться, уметь договариваться между собой.

В: Посмотрите на карточки и на стол и проверьте всё ли у вас есть для экспериментирования. (Дети проверяют всё ли у них есть на столах)

В: Атеперь одеваем свои фартуки. (Помогаю одевать, дети помогают друг другу).

В: А перед тем как мы начнём проводить опыты, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».

Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук).

В: Вы на верное уже обратили внимание, что карточки у вас разные значит и опыты будете проводить разные. Юные исследователи, у вас у каждой команды есть своё задание. И вы сегодня будете делать самостоятельно по схемам. Договоритесь между собой кто что будет делать, а потом мы вас попросим рассказать, что делали и что получилось. (Дети работают самостоятельно. Если не справляются с заданием, поднимают руку, воспитатель подходит. Воспитатель стоит у стола, где дети проводят новый опыт).

Опыт1. «Разноцветная соль» (1 команда)

Самостоятельная деятельность детей. (На столе лежит обычная белая соль, пищевые красители, цветные мелки, свёкла, гуашь. Как сделать цветную соль?)

Вывод: Соль можно покрасить в любой цвет. И можно будет применять в декорировании.

Опыт 2. «Освобождение бусинок из ледяного плена (2 команда). (Надо взять несколько кубиков льда и положить на тарелочку. Потом взять щепотку соли и посыпать на лёд. И посмотреть, что будет со льдом?

Вывод: Соль растапливает лёд, поэтому в гололедицу посыпают дороги солью, чтобы не было скользко.

Опыт 3 «Подводная лодка из яйца» (3 команда)

Дети проводят опыт с помощью воспитателя. (Понадобятся 1 большая ёмкость прозрачная с водой и одно сырое яйцо (можно картофель). Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? Оно опустилось на дно.

Потом добавить ложечку соли. Что произошло с яйцом? Оно всплывает на поверхность.

Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Физкультминутка «Как на горке». (В конце каждая команда рассказывает про свои опыты. Дети сидят на стульчиках и слушают, а третья команда ещё раз показывает, что они делали т. к. этот опыт новый. Дети сами рассказывают и делают выводы.)

В: Молодцы мои юные исследователи. Все справились с заданиями от Всезнайкина.

В: Ребята, мы с вами на занятие вырезали снежинки. Но они у нас белые. (Воспитатель вынимает из шкатулки обычные белые снежинки).

Как мы можем сделать красивые, цветные снежинки, чтобы подарить нашим гостям?

Д: (предлагают свои варианты). Раскрасить цветной солью. (Дети за столами украшают снежинки).

Всезнайкин: Апока ваши снежинки сохнут я хочу у вас спросить. Чем понравилось сегодня заниматься в лаборатории? Что узнали нового? (ответы детей).

В: Ребята, посмотрите, а наши снежинки уже высохли. Аккуратно возьмите и стряхните лишнюю соль в тарелочку. А теперь можем дарить.

В: Ну что Всезнайка выполнили ли мы твои задания?

Всезнайка: Молодцы! Вы все хорошо справились.

А мне пора дальше путешествовать за новыми открытиями. До свидания!

Д: До свидания!

В: Ачтобы нам опять оказаться в группе нам надо снять халаты и положить их аккуратно на своё место. И сказать волшебные слова:

Раз, два, три повернись,

И в нашей группе очутись.

Литература:

  1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О. В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. – (Программа развития).
  2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.
  3. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» // Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. № 1.
  4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): соль, Ребенок, Ребята, опыт, доброе утро, стол, команда, познавательный интерес, цветная соль, свойство соли.

Похожие статьи

Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского...

− вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого — соли, ее свойств и качеств, способам использования человеком

Основные термины (генерируются автоматически): соль, соляная пещера, соленый тест, ребенок, вывод, проделанная работа, окружающий мир...

Методика формирования познавательного интереса у детей...

Целью коррекционных программ было формирование определенного уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Все опыты и эксперименты в программах были представлены в определенной системе...

Как научить ребенка заниматься наукой — Молодой ученый

Не надо ничего выдумывать, достаточно вовремя подхватить интерес ребенка и разжечь его интересными вопросами.

Один из ребят сказал: «Наука — это совсем не скучно. Когда тебе любопытно, что да как, можно провести опыт и получить ответ на свой вопрос».

Развитие познавательной активности детей среднего...

Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования.

Ход проведения опыта: На столе соль, сахар, гречка, стаканы с водой, ложки.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного...

‒ принцип ориентации на познавательные интересы ребенка

‒ Проведены эксперименты с водой в результате которых дети узнали о ее свойствах, а на занятии по художественному творчеству (рисованию) — рисовали по воде с клеем, посыпая солью которая приклеивалась и...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Теоретическая база опыта. В основе педагогического опыта по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную

Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Мы определили основное направление своей педагогической идеи «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Квест-игра с детьми подготовительной группы на тему...

Оборудование иматериалы: четыре ключа разных по цвету, карта со схемой детского сада, два графина с водой, соль

Формы работы с детьми. Познавательно-исследовательская. Опыт «Солёная вода плотнее, чем пресная». Продуктивная.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается

Методы: − Практические: проблемные ситуации, игровые упражнения, физкультминутка, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование с солью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского...

− вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого — соли, ее свойств и качеств, способам использования человеком

Основные термины (генерируются автоматически): соль, соляная пещера, соленый тест, ребенок, вывод, проделанная работа, окружающий мир...

Методика формирования познавательного интереса у детей...

Целью коррекционных программ было формирование определенного уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Все опыты и эксперименты в программах были представлены в определенной системе...

Как научить ребенка заниматься наукой — Молодой ученый

Не надо ничего выдумывать, достаточно вовремя подхватить интерес ребенка и разжечь его интересными вопросами.

Один из ребят сказал: «Наука — это совсем не скучно. Когда тебе любопытно, что да как, можно провести опыт и получить ответ на свой вопрос».

Развитие познавательной активности детей среднего...

Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования.

Ход проведения опыта: На столе соль, сахар, гречка, стаканы с водой, ложки.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного...

‒ принцип ориентации на познавательные интересы ребенка

‒ Проведены эксперименты с водой в результате которых дети узнали о ее свойствах, а на занятии по художественному творчеству (рисованию) — рисовали по воде с клеем, посыпая солью которая приклеивалась и...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Теоретическая база опыта. В основе педагогического опыта по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную

Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Мы определили основное направление своей педагогической идеи «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Квест-игра с детьми подготовительной группы на тему...

Оборудование иматериалы: четыре ключа разных по цвету, карта со схемой детского сада, два графина с водой, соль

Формы работы с детьми. Познавательно-исследовательская. Опыт «Солёная вода плотнее, чем пресная». Продуктивная.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается

Методы: − Практические: проблемные ситуации, игровые упражнения, физкультминутка, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование с солью.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос