Безопасность как важная характеристика жизнедеятельности человека
Авторы: Часовских Елена Валериевна, Воронин Иван Валентинович, Алексеева Светлана Валентиновна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 30.11.2018
Статья просмотрена: 1341 раз
Библиографическое описание:
Часовских, Е. В. Безопасность как важная характеристика жизнедеятельности человека / Е. В. Часовских, И. В. Воронин, С. В. Алексеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14677/ (дата обращения: 21.11.2024).
Современные условия развития общества характеризуются увеличением количества факторов, способствующих созданию опасных ситуаций для жизни и здоровья человека. Повышение безопасности жизнедеятельности людей всегда является важной задачей человечества. Так, например, в Древней Греции идеалом был физически здоровый и закаленный человек, в период феодализма жизнь, здоровье, безопасность условий существования были обесценены. В эпоху Возрождения в произведениях Ф.Рабле, Э.Роттердамского, М.Монтеня человек воспевается как наивысшая ценность общества, а проблемы безопасности жизни и здоровья становятся в ряд с формированием навыков гигиены, правил этикета.
В современных условиях развития общества проблема безопасности жизнедеятельности рассматривается как угроза планетарного характера наряду с такими проблемами, как угроза мировой войны, демографический взрыв, использование природных ресурсов и др.
Среди показателей рисков в системе «человек-техника-человек» 75 % составляет человеческий фактор, 15 % — природный и 10 % — техногенные.
Правовые основы безопасности жизнедеятельности регламентируются Федеральными законами «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О пожарной безопасности», «О транспортной безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др.
Изучением различных аспектов безопасности жизнедеятельности человека занимались А. Б. Антонов, И. А. Баева, В. Г. Балашов, Т. М. Краснянская, A. B. Матвеев, E. H. Михайлова, В. А. Петровский, Ю. В. Репин, В. В. Сапронов, B. П. Соломин, A. B. Старостин, Л. И. Шершнев и др.
Безопасность выступает важнейшим условием продуктивного функционирования человека.
По мнению М. Гераськиной, безопасность в настоящее время рассматривается в качестве одного из значимых параметров жизнедеятельности современного человека 2.
Для обозначения обеспечения и повышения уровня безопасности жизнедеятельности человечества используется термин «безопасность». В работах разных исследователей находим такие подходы к определению этого термина:
Безопасность жизнедеятельности представляет собой область науки, изучающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.
Факторами риска, угрожающими жизни человека, могут быть стихийные бедствия (природные явления или процессы, вызывающие ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей); чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: аварии на химических производствах, радиационно-опасных объектах, пожары, взрывоопасные вещества; несчастные случаи; болезни и эпидемии; неблагополучная экология; психологические стрессы; вредные привычки. 1.
Таким образом, безопасность жизнедеятельности рассматривает проблемы здоровья и безопасности человека в чрезвычайных ситуациях, идентифицирует опасные и вредные факторы, разрабатывает методы и способы защиты человека путем снижения факторов риска, то есть защиты.
Перечень наук, изучающих безопасность жизнедеятельности, свидетельствует о ее системности и интегративности, например: естественные науки изучают физико-химические процессы и их безопасность; науки о человеке (медицина, психология. валеология, физиология) — оказание первой помощи. Основой знаний о безопасность жизнедеятельности являются такие дисциплины, как охрана труда, гражданская оборона, пожарная безопасность, гигиена труда и пр.
Специалистами Организации Объединенных Наций разработана Концепция безопасности человека, в которой отражены семь категорий безопасности, а именно 3:
экономическая;
продовольственная;
безопасность для здоровья;
экологическая;
личная;
гражданско-культурная;
политическая.
Нужно отметить, что в разных странах рассматривают и другие категории безопасности, дополняя и углубляя основные: национальная, государственная, социальная, энергетическая, духовная, информационная, техногенная и др.
Почеркнем, гражданская оборона — это организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения в мирное и военное время комплекса общегосударственных оборонных мероприятий, обеспечивающих защиту населения, территории, природных ресурсов, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природно-техногенного и военного характера, возникающих в военное время при угрозе или в период ведения военных действий, а также вследствие этих действий 1, с. 55.
Под национальной безопасностью понимают такое состояние страны, при котором отсутствуют или устранены внешние и внутренние угрозы ее национальным ценностям и национальному образу жизни, обеспечивается реализация ее жизненно важных интересов 1, с. 21.
Политический словарь-справочник трактует международную безопасность как состояние системы международных отношений, основной характеристикой которой является стабильность мирового сообщества, основанная на соблюдении принципов и норм международного права 4, с. 145.
Исследователи безопасности личности А. С. Пугачева и С. А. Андреева рассматривают физическую безопасность как формирование здорового образа жизни, соблюдения физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил личной и гражданской гигиены, психогигиены, охрана окружающей среды 5, с. 49–50. Физическую безопасность человека можно также рассматривать с позиций обеспечения жизни и здоровья при взаимодействии с другими людьми, обеспечения биологического существования индивида, обеспечения жизни и здоровья при выполнении профессиональных обязанностей.
С целью изучения уровня сформирования понятия безопасности жизнедеятельности было проведен опрос, в котором приняли участие 123 педагога образовательного учреждения. Респондентам было предложено оценить уровень соблюдения личной безопасности в быту; уровень соблюдения личной безопасности на рабочем месте; уровень знаний о безопасности жизнедеятельности и умений оказания первой доврачебной помощи.
Данные результатов опроса, изображенные на рис. 1, свидетельствуют, что 32 % педагогов владеют знаниями и умениями и соблюдают правила личной безопасности в быту; 57 % — соблюдают правила безопасности иногда; 11 % — не соблюдают.
Соблюдают правила безопасности на рабочем месте 26 % опрошенных; 65 % — соблюдают иногда; 9 % — не соблюдают.
Владеют знаниями о безопасности жизнедеятельности 47 % педагогов; владеют частично — 35 %; не владеют -18 %.
Умеют оказывать первую доврачебную помощь 54 % респондентов; частично владеют — 27 %; не умеют — 19 %.
Рис. 1. Уровень сформирования понятия безопасности жизнедеятельности педагогов образовательного учреждения
Анализ полученных результатов позволил констатировать, что педагоги недостаточно внимания уделяют вопросам соблюдения личной безопасности как в быту, так и на рабочем месте, хотя уровень знаний о безопасности жизнедеятельности является удовлетворительным. Согласно самооценке, педагоги смогут оказать первую доврачебную помощь в случае необходимости. Вместе с тем, результаты анкетирования свидетельствуют о том, что вопросы безопасности жизнедеятельности должны постоянно контролироваться со стороны администрации с целью мотивации педагогов к самообразованию и повышению уровня сформирования безопасности жизнедеятельности.
Литература:
- Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под редакцией Н. Н. Гребневой. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. — 320 с.
- Гераськина М. Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у старших школьников http://www.dissercat.com/content/razvitie-predstavlenii-o-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-u-starshikh-shkolnikov
- Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех пер. англ.; ПРООН. — М.: Весь мир, 2011. — 188 с.
- Политологический словарь-справочник: Авторы-составители: Погорелов Д. Е., Фесенко В. Ю., Филиппов К. В. — Ростов н / Д: ООО «Наука-Спектр», 2008. — 320 с.
- Пугачева А. С. Безопасность личности как интегративная категория / А. С. Пугачева, С. А. Андреева // Научное обозрение. Педагогические науки, 2015. — № 3. — С.49–50.