Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия грамотности в сфере безопасности жизнедеятельности. Целью статьи является повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой области. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об организации курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях общего образования, формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях общего образования с введением в учебно-воспитательный процесс в школы Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Ключевые слова: образование, безопасность жизнедеятельности, неграмотность.
Грамотность или ее отсутствие сегодня влияет на все сферы жизни человека. Наиболее острой и популяризированной в мире является проблема речевой и письменной грамотности. Менее изученными, но уже ставшими актуальными, становятся вопросы финансовой, юридической, компьютерной, информационной, экологической, географической и политической грамотности. При этом, как отмечают ученые, любой вид неграмотности сводится к одному определению – это незнание какой-либо информации, отсутствие навыков и умений в этой области [5]. Разумеется, все знать невозможно, однако, важно понимать, что последствия безграмотности человека в том или ином вопросе могут не просто «помешать более хорошему качеству чего-либо или не достижению цели», но и стать причиной чрезвычайных ситуаций, утраты здоровья или даже жизни человека. в связи с этим, вопросы неграмотности в области безопасности жизнедеятельности становятся наиболее актуальными.
В данной статье под неграмотностью мы понимаем - незнание правил безопасного поведения при опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера, а также общее незнание элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
Главными причинами неграмотности населения в области безопасности жизнедеятельности можно назвать следующие: снижающийся уровень образования российских школьников, недостаточная пропаганда безопасности жизнедеятельности как важного и неотъемлемого знания каждого человека, снижение количества обязательных часов на дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных школах [1], низкая культура безопасности несовершеннолетних, отсутствие государственной программы по повышению культуры безопасности населения и др.
Необходимо отметить, что в условиях современного общества снижается уровень безопасности взаимодействия человека со средой обитания – производственной, природной, бытовой. По нашему мнению, необходимо решить проблему защиты человека и окружающей среды от воздействия негативных факторов. Поэтому важным аспектом в этой теме является формирование именно культуры безопасности человека.
Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности отличается определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасности, осознанием возможностей уклониться от них, наличием навыков преодоления опасности.
Грамотность населения нашей страны в области безопасности жизнедеятельности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности, так как она отстает от стремительных темпов развития цивилизации. Надо понимать, что полной безопасности не бывает, поэтому развитие человечества и технический прогресс требуют повышенной ответственности каждого человека за свои поступки.
Население должно быть вооружено элементарными теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
§ идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
§ прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
§ создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
§ проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
§ разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
§ обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
§ принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий [4].
Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций [2].
Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор» [6]. По статистике, трагедия чаще всего происходит из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за элементарной безграмотности в области безопасности.
Человек находится в постоянном взаимодействии со средой обитания. На всех этапах развития человечества существовала, существует и будет существовать потенциальная опасность жизни и деятельности людей. Аксиома о потенциальной опасности - основополагающий постулат безопасности жизнедеятельности, который определяет, что в системе человек - среда обитания постоянно действуют негативные факторы природного, техногенного и военно-политического характера. Уровень обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в государстве служит наиболее достоверным и интегральным критерием оценки степени экономического, правового и политического развития общества [3].
Теоретический анализ литературных источников позволяет нам определить, что каждому виду деятельности человека соответствует своя грамотность. К числу наиболее существенным можно отнести следующие виды грамотности:
а) технологическая – способность компетентно и эффективно разрешать проблемы в сфере профессиональных занятий;
б) экономическая – знания теоретических основ хозяйственной деятельности; понимание сути экономических связей и отношений; умение анализировать конкретные финансово-экономические ситуации;
в) гражданско-правовая – знание и понимание своих прав и обязанностей в широком контексте общественной жизни;
г) политическая – понимание социальной природы власти и государства, умения и навыки ведения общих дел и защиты общих интересов;
д) социально-коммуникативная – способность понимать других, овладение "языком" вербального и невербального общения, навыки взаимопонимания и совместной деятельности;
е) общекультурная – знания из области естественных, общественных и гуманитарных наук, а также по истории и современности художественной культуры;
ж) поведенческая – знание и понимание простых норм нравственности, правил служебного и прочего этикета, умение действовать сообразно ситуации;
з) методологическая – умение приращивать знания и углублять понимание жизни на основе интеграции теоретического знания и социального опыта. Последний вид грамотности служит необходимой предпосылкой всех остальных [8]. Отметим, что именно образование сейчас является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематических знаний, умений и навыков с целью их использования как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
На наш взгляд необходимо повышение общей культуры в области безопасности жизнедеятельности населения, под которой мы понимаем:
- во-первых, осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- во-вторых, способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации, по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту;
- в-третьих, способность правильно оценивать ход событий;
- в-четвертых, способность ответственно относиться к собственному поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации;
- в-пятых, знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья [10].
Приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности становятся насущной потребностью в жизни каждого человека, общества, государства, потому что они, в конечном итоге, формируют национальную безопасность России.
Постоянное повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой области, будет способствовать обеспечению социального благополучия человека. Соблюдение норм безопасного поведения должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению природной среды, к личному здоровью, которое представляет собой как индивидуальную, так и общественную ценность [7].
ФГОС нового поколения 2014 года предусматривает изучение ОБЖ в школе, как обязательного предмета, лишь с 5 по 9 классы. Эта учебная дисциплина в своем содержании включает такие элементы системы (блоки содержания) как медико-биологические аспекты охраны труда, технолого-технические аспекты охраны труда, общественные аспекты охраны-труда, экологические аспекты охраны труда, в том числе безопасность жизнедеятельности человека в природной среде [9]. Таким образом, содержание изучаемой дисциплины базируется на основных системных принципах: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания каждой системы. До и после средних классов изучение безопасности жизнедеятельности отводится лишь на внеклассное или самостоятельное изучение и на классные часы, а также остается основой методической и воспитательной работы самих родителей ребенка.
Для этого мы разработали проект для ребят старших классов, который подойдет для самостоятельного изучения и будет включать несколько лекций, текстовый и иллюстрационный материал для самостоятельной подготовки, а также для практических и камеральных работ. ФГОС нового поколения 2014 года предусматривает изучение ОБЖ в школе, как обязательного предмета, лишь с 5 по 9 классы. До и после средних классов изучение безопасности жизнедеятельности отводится лишь на внеклассное или самостоятельное изучение и на классные часы, а также остается основой методической и воспитательной работы самих родителей ребенка.
В связи с этим мы выступили с инициативой для разработки и создания проекта работы с подростками и молодежью до 18 лет. Основной целью проекта станет просветительская деятельность в области безопасности жизнедеятельности. На базе РГПУ им. А.И. Герцена возможно будет создать клуб «Моя Безопасность», в рамках которого пройдет ряд лекций, семинаров и практических уроков о наиболее распространенных видах ЧС, с которыми любой может столкнуться каждый день. Помимо теоретических знаний, учащиеся смогут проверить свой уровень подготовки к различным ЧС посредством моделирования типичных экстренных ситуаций, тестов, тренингов; научиться справляться с панических, шоковым и иными видами аффективных состояний.
Планируется сотрудничество со школами Петербурга, юношескими спортивными и туристическими клубами, работниками МЧС и сотрудниками иных структур города.
Литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. спец. учеб. завед. / С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ .ред. С.В.Белова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 357 с.
2. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности / В. В. Гаврилюк // Социолог. исслед. – 2006. – № 12. – С. 106.
3. Гринин А.С. Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособ. / Под ред. А.С.Гринина. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 288 с.
4. Ермоленко В. А. Функциональная грамотность в современном контексте / В. АЕрмоленко. – М.: ИТОП РАО, 2002. – 115 с.
5. Словарь «Малый академический словарь русского языка»
6. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности»
7. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособ. – 5-е изд., стереотип. / Под ред. О.Н.Русака. – СПб.: Лань, 2002. – 448 с.
8. Чудинова В. П. Функциональная неграмотность – проблема развитых стран / В. П. Чудинова // Социолог. исслед. – 1994. – № 3. – С. 98–102.